Проект в первой младшей группе
"Путешествие по русским народным сказкам"

Мизина Марина Анатольевна

Паспорт проекта

Автор-разработчик: Мизина М. А. 

Место проведения: детский сад

Вид проекта: среднесрочный

Тип проекта: творческо-познавательный, игровой, индивидуальный, групповой.

Участники: воспитанники, воспитатели.

Возраст детей: от 2 - 3 лет.

Срок реализации проекта: октябрь 2024-апрель 2025


 

Актуальность:

   

     Раннее детство является сензитивным периодом для усвоения речи. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание, выражает свое отношение к происходящему. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей стоит на первом плане. Работая в группе раннего возраста, мы отметили, что чем лучше развита речь у ребенка, тем легче он идет на контакт с воспитателем, со сверстниками, тем легче проходит его адаптация к условиям детского сада. Дети, не получившие в этом возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

     Для успешного решения задачи развития речи детей в своей работе мы используем сказки. Сказки передаются из поколения в поколение на протяжении веков, они играют большую роль в становлении личности ребенка, играют большую роль в модели его поведения. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать, любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

     Сказка-прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, ка только начинает говорить. Ранний возраст-это возраст сказки. Именно в этом возрасти помимо развития речи ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам дети учатся сопереживать, сострадать и радоваться за другого. Именно сказки воспитывают в детях человечность- эту дивную способность сочувствовать чужим несчастьям.

     Для развития речи посредством сказки мы используем различные методы и формы работы: пальчиковые, театрализованные и дидактические игры, пособия. Например, дидактические игры «Из какой мы сказки?», «Карусель», «Речевой кубик» и другие помогают развивать понимание обращённой речи и умение строить предложения. Пальчиковые игры, такие как «Сорока, сорока…» и другие, стимулируют развитие мелкой моторики и речи. Театрализованные игры, такие как пальчиковый театр, театр на палочке, театр на фетре и другие, развивают творческие способности и умение выражать свои мысли и чувства через речь.

     Для повышения интереса к сказкам, любви к устному народному творчеству, развития эмоциональной сферы был разработан данный    проект «Путешествие по сказкам».

Данный проект поможет погрузиться в разнообразную совместную деятельность (художественно-эстетическую, коммуникативную, проектно-исследовательскую) и объединит детей, воспитателей и родителей.

     Этот проект направлен, в первую очередь, на формирование читательской культуры уже в дошкольном возрасте.

     Проект «Путешествия по русским народным сказкам» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого, социально-коммуникативного общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

     Своей целью мы видим формирование у детей развития речи, добрых чувств и эмоциональной отзывчивости посредством знакомства и работы со сказками.

 

Гипотеза:

     Приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи. Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое- то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.

 

 Цель проекта: Формирование у детей развития речи, добрых чувств и эмоциональной отзывчивости посредством знакомства и работы со сказками.

Задачи проекта:

  - Создание условий для развития речи детей и целостно-смыслового восприятия и понимания произведений устного народного творчества (сказок)

-Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту;

-Формировать способность понимать и оценивать поведение героев и событий произведений, сопереживать им;

-Развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа, основываясь на впечатлениях о художественном произведении

посредством театрализованной деятельности;

-Развивать речь, творческое воображение, инициативу, самостоятельность;

-Воспитывать положительно – личностные качества за счет усвоения эталонов поведения персонажей.

 

Предмет исследования:

Знакомство с русскими народными сказками.

Участники проекта: дети группы «Тилимилитрямдия», воспитатели Формыработы: беседы, чтение, работа с иллюстрациями, книгами, дидактические игры, настольно – печатные игры, сюжетно-ролевые игры,  упражнения, театрализованные игры, драматизация, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей, творческие задания. 

Продолжительность: 7 месяцев 

 

 

 

 

Работа с детьми

Образовательная область

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

«Русские народные сказки из волшебного сундучка»;
 Путешествие в сказку «Теремок»; 
 Пересказ сказок «Колобок», «Курочка Ряба»;
 Творческое рассказывание по сказке «Репка»;
 «Путешествие в королевство сказок»;
 «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей);
 «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам);
 Трудовые поручения: «Наведём порядок в уголке книг»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

Рисование по русской народной сказке «Три медведя» «Мишка- шалунишка»;

Рисование «Золотое яичко для курочки Рябы» (коллективная работа); «Рисуем сказку»; 

«В гости к теремочку»

Художественно-эстетическое

Лепка

Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»;
 Лепка «Репка» (коллективная работа); Лепка «Для дедушки, для бабушки я испеку оладушки», «Зернышки для курочки Рябы», «Колобки для бабушки», «Три медведя»

Речевое развитие

 

 

 

Драматизация сказок «Колобок», «Репка», «Теремок»;

Инсценировка сказок с использованием масок; 

Занятия: «Путешествие по сказкам»,

«В гостях у Колобка», «Кто в теремочке живет?» «Путешествие по русской народной сказке «Репка»; Рассказывание русской народной сказки «Теремок» с показом деревянного театра; 

"Мы расскажем вместе сказку"  (театрализованная деятельность по русской народной сказке "Заюшкина избушка").

Физическое развитие

Комплекс упражнений гимнастики «Курочки», «Два гуся»;

Пальчиковая гимнастика; Подвижные игры «Курочка и цыплята»; «Кот и мыши»; «У медведя во бору»; «Воробушки и автомобиль»; «Зайка беленький сидит»; «Птички в гнездышках»; «Заинька»

 

Предполагаемый результат:

для детей:

-дети смогут повторять наиболее яркие отрывки из прочитанной сказки;

-дети смогут узнавать сказку по иллюстрациям и по героям;

-дети смогут отвечать на вопросы воспитателя по сказке;

-дети смогут называть сказку, прослушав отрывок из нее;

-повысится уровень социальной компетентности детей;

 

для педагогов:

-сформируются навыки владения технологией педагогического проектирования в работе с детьми.

 

Средства достижения поставленных задач:

-Чтение сказок и беседа о прочитанном, показ иллюстраций;

-Показ различных видов театров;

-Театрализация сказок, сказки с движениями, инсценирование, драматизация сказок;

-Развивающие игры по сюжетам сказок;

-Занятия по знакомству с основными эмоциями;

-Продуктивно-творческая деятельность.

 

Условия реализации проекта: 

- Создание комфортной психологической обстановки;

-Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей;

-Создание условий для развития познавательной, речевой и эмоционально-волевой сферы, а также для развития продуктивных видов деятельности;

-Создание условий для развития коммуникативности, успешности, инициативы и творческих способностей детей, их интеллектуального развития на основе сотрудничества со взрослыми;

-Использование интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.

 

События по проектной деятельности:

Акция: «Подари книгу – сказку» (подарок детям группы «Ромашково»);

Альбом «Моя любимая сказка»; 

Выставка «Мой любимый сказочный герой»;

Досуг «Путешествие по сказкам» (совместно с детьми группы «Ромашково»);

Изготовление теремка для драматизации (родители); 

Выставка книжек-малышек

 

Продукт проекта:

Драматизация сказки «Теремок»

 

 

Этапы реализации проекта:

 

Подготовительный этап

(разработка проекта)

 

1.Изучение педагогической литературы, интернет-ресурсов.

2.Подбор литературных произведений для детей.

3.Подбор диагностических методик для проведения мониторинга.

Организационный этап

(сбор и анализ информации, подготовка к реализации проекта)

 

1.Проведение мониторинга по развитию познавательной, эмоциональной сферы и навыков продуктивных видов деятельности

2.Определение темы работы, постановка цели, подбор информации по проекту.

3.Составление плана работы.

4.Выбор необходимого материала для изготовления наглядного и дидактического материала по теме проекта

5.Изготовление разных видов театров и атрибутов, масок для проведения кукольных спектаклей.

6.Разработка и изготовление дидактического пособия: «Путешествие по сказкам».

Основной этап

(реализация проекта)

 

1.Применение многофункциональных пособий в непосредственно-образовательной деятельности детей: чтении художественной литературы, познавательных беседах по серии сюжетных картинок к сказкам, в игре-драматизации, пальчикового театра и театра на фланелеграфе

Завершающий этап

(подведение итогов)

 

1. Проведение мониторинга уровня познавательного развития детей, развития эмоциональной сферы и уровня развития навыков продуктивной деятельности

2.Проведение итогового мероприятия по проектной деятельности – драматизация сказки «Теремок»

3.Выставка детских работ «Моя любимая сказка»


  

 

План реализации проекта

Тема 1 блока (октябрь-ноябрь)         Знакомство с русскими народными сказками

Цель: знакомство с русскими народными сказками.

Задачи:

1. Познакомить детей с русскими народными сказками.

2. Провести предварительную словарную работу.

3. Способствовать элементарному пересказыванию сюжета сказки с помощью воспитателя.

4. Закреплять выученный материал.       

Сказки:

«Колобок»,

«Теремок»;

«Заюшкина избушка»;

«Три медведя»;

«Волк и семеро козлят»;

«Смоляной бычок»;

 «Маша и медведь»

Развивающая среда

Уголок театрализации, дидактические игры, выставка книг.

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание иллюстраций и книг

Рассказывание сказок друг другу, родителям.

Совместная деятельность

«Литературная минутки» - каждый день.

Беседы по русским народным сказкам

Интерактивная игра «Путешествие по сказкам»

Работа с родителями        

Консультация «Как научить ребёнка любить чтение»

Тема 2 блока (декабрь-январь)Театрализация сказок,  развивающие игры, пальчиковая гимнастика

Цель: Развитие творческого воображения детей

Задачи:

1. Познакомить детей со сказками русских писателей.

2 Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность,  мелкую моторику.

3.Познакомить детей различными эмоциями и учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. 

4. Формировать положительные чувства и эмоции через улыбку; учить эмоционально воспринимать веселое и грустное настроение людей.

 

 

 

 


 

 

«Репка».

«Теремок»

«Колобок»

«Курочка Ряба»

«Заюшкина избушка»

«Три медведя»

Развивающие игры:

«Узнай по голосу»,  

«Чьи следы?»,

«Расскажи сказку по картинкам», разрезные картинки «Найди отличия»,

«Собери сказку»,

«Угадай по силуэту», 

 

Пальчиковая гимнастика 

«Репка», «Теремок»;

«Коза», «Медвежата»;

Знакомство с эмоциональным состоянием – «радость» на примере сказки «Репка».

Познакомить детей с эмоцией грусти; (на примере сказки «Курочка Ряба»)

Развивающая среда        

Уголок театрализации, дидактические игры, выставка книг, обновление мини-библиотеки.

Самостоятельная деятельность детей        

Рассматривание иллюстраций и книг

Рассказывание сказок, друг другу, родителям.

Совместная деятельность         -

«Литературная минутки» - каждый день.

Игры и упражнения со сказками.

Развлечение «Путешествие в сказку»

Работа с родителями        Консультация «Роль сказки в жизни детей-дошкольников»
Тема 3 блока (март)Обобщение опыта и определение результата

Цель: Проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно - исследовательской деятельности.

Оформление выставки детских работ по теме «Моя любимая сказка»

Досуг - развлечение

 

Развивающая среда        

Уголок театрализации, дидактические игры, выставка книг, обновление мини-музея.

Самостоятельная деятельность детей        

Рассматривание иллюстраций и книг

Рассказывание сказок, друг другу, родителям, рисование по сюжету сказок.

Совместная деятельность        

«Литературная минутки» - каждый день.

 Литературная игра по сказкам

 Развлечение «Путешествие в страну сказок»

Работа с родителями        Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»

 

 

Вывод

     Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают даже самого маленького ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

     Проведение развивающей работы с использованием элементов сказок способствовало активизации познавательного интереса у детей, увеличению концентрации зрительного и слухового внимания, объёма памяти, увеличению работоспособности на занятиях, расширению словарного запаса, формированию навыков речевого общения, развитию выразительных средств общения (мимики, движений, жестов, интонации, силы голоса, темпа, ритма, умению имитировать голоса персонажей), формированию двигательных навыков, развитию мелкой моторики рук, созданию положительного эмоционального настроя, обеспечению психологического благополучия и здоровья детей; пополнению предметно-развивающей среды группы многофункциональными игровыми пособиями, атрибутами к сказкам, различными видами театра. 

     Таким образом, увлекательная игровая, творческая деятельность способствует развитию у детей навыков социально-коммуникативного общения, активизацию речевого развития. 

    

 

 

Результат

1. Дети познакомились с русскими народными сказками.

2. Научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.

3. Обогатился речевой словарь.

4. Дети были участниками театрализованных представлений.

5. Дети научились создавать в творческих работах образы прочитанного. 

 

    

     

 

 

Список литературы

 

1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения педагогического обследования детей - М., «Владос», 2003.

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии – СПб.: Речь, 2006.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии – СПб.: Речь, 2000.

4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Тренинг по сказкотерапии – СПб.: Речь, 2006.

5. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – Л., 1978.

6. Додонов Б.И.В мире эмоций. – Киев, 1987.

7. Кряжева Н.Л.Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.

8. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.

9. Поляк Л.Я.Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок. - СПб., 2001.

10. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М. , ВЛАДОС, 2001.


Автор(ы): Мизина Марина Анатольевна
Приложения:
693f00d76ad70_Проект_Сказка.docx