Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия
по развитию зрительного восприятия «Геометрические фигуры»

Комарова Полина Олеговна

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена актуальной проблеме развития зрительного восприятия у детей первой младшей группы. В работе рассматривается использование геометрических фигур как средства формирования сенсорных эталонов и развития у детей умений различать и идентифицировать объекты по форме. Материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам и другим специалистам, работающим с детьми раннего возраста и заинтересованным в развитии их зрительного восприятия.

Введение

Актуальность развития зрительного восприятия у детей младшего возраста обусловлена его значимой ролью в познавательном развитии и формировании представлений об окружающем мире. Зрительное восприятие является важным каналом получения информации, необходимой для успешной адаптации ребенка в социуме. Предлагаемая методическая разработка направлена на систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия у детей через работу с геометрическими фигурами, что способствует формированию сенсорных эталонов, развитию глазодвигательных функций и умений оперировать образами памяти.

Методическое обоснование темы

Развитие зрительного восприятия в раннем возрасте является фундаментом для успешного освоения знаний и умений в будущем. Тема работы с геометрическими фигурами выбрана не случайно. Именно геометрические формы лежат в основе визуального восприятия окружающего мира. Умение различать, идентифицировать и оперировать геометрическими фигурами позволяет ребенку структурировать и систематизировать поступающую информацию, развивать пространственное мышление и формировать представления о форме как об основном признаке объектов. Использование игровых методов и сенсорного материала (крупа, контурные изображения) способствует повышению мотивации и активизации познавательной деятельности. 

Методические рекомендации по проведению занятия

При планировании и проведении занятия необходимо учитывать возрастные особенности детей первой младшей группы: небольшой объем внимания, преобладание наглядно-действенного мышления, потребность в игровой деятельности.

Рекомендуется:

  1. Четко формулировать и доносить цели и задачи занятия.
  2. Использовать наглядные материалы и игровые приемы.
  3. Чередовать различные виды деятельности (практические упражнения, физминутки, гимнастика для глаз).
  4. Обеспечивать положительный эмоциональный фон на занятии.
  5. Поощрять активность и инициативу детей.
  6. Индивидуализировать подход к каждому ребенку.

Цель: развитие информационно-познавательной роли зрения в жизнедеятельности.

Тип занятия: формирование сенсорных эталонов.

Группа детей: первая младшая группа.

Дидактический материал к занятию

Листы картона, на которых из крупы выложены квадрат, круг и треугольник; геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники желтого цвета; тарелки с контурными изображениями фигур; разноцветные круги, прикрепленные к полу; мягкие игрушки: волк, лиса, заяц, кукла Маша.

Задачи:

  1. Обогащение и расширение чувственного опыта:
    1. развитие остроты зрения, цветоразличения, форморазличения, актуализация глазодвигательных функций;
    2. развитие точности и дифференцированности восприятия отличительных признаков объектов.
  2. Формирование представлений как образов памяти:
    1. формирование представлений о форме как об основном отличительном признаке объектов действительности и основном признаке опознания схожих объектов окружения;
    2. уточнение и конкретизация предметных представлений об объектах окружающей действительности.
  3. Формирование умений и навыков перцептивной деятельности:
    1. развитие и формирование перцептивных действий и умений (идентификация, приравнивание к эталону, перцептивное моделирование);
    2. развитие сенсорных операций (поиск и обнаружение объекта в пространстве, сличение, локализация, соотнесение, узнавание, называние);
    3. развитие умения оперировать эталонами как образами памяти в процессе познавательной деятельности;
    4. формирование алгоритма обследовательских действий (алгоритма рассматривания предмета восприятия с выделением и обозначением внешних отличительных признаков).
  4. Развитие свойств восприятия через развитие высших психических функций:
    1. развитие мыслительных операций - анализ и синтез, сравнение, группировка, классификация;
    2. развитие наглядно-образной формы мышления с оперированием сенсорными эталонами;
    3. актуализация образов воображения в процессе оперирования сенсорными эталонами;
    4. развитие зрительного внимания.
  5. Развитие речи:
    1. обогащение активного и пассивного словаря;
    2. развитие связной речи за счёт обозначения детьми признаков предметов;
      1. уточнение лексического значения слов, обозначающих отличительные признаки предметов.
  6. Дополнительные задачи:
    1. продолжать развивать наблюдательность, внимание;
    2. воспитывать любознательность, желание узнать новое.

План занятия:

I. Вводная часть  (1-2 минуты)

Приветствие, создание мотивации (игровая ситуация с куклой Машей).

Педагог: Здравствуйте, дети! Кто сегодня с нами будет играть?

Дети: Маша!

Педагог: Да! Сегодня Маша захотела поиграть с нами в школу и научиться различать геометрические фигуры! Она выложила их из крупы, давайте посмотрим!

II. Основная часть (10 минут)

Знакомство с геометрическими фигурами, выложенными из крупы. Упражнения на обследование формы (обведение пальцем, называние углов).

Педагог кладет перед детьми листы картона, на которых из крупы выложены квадрат, круг и треугольник.

Педагог: Найдите фигуру, которая расположена посередине. Укажите на неё пальчиком. Как она называется?

Дети: Круг!

Педагог: Правильно. Обведите круг пальцем. Есть углы у этой фигуры?

Дети обследуют форму.

Дети: Нет.

Педагог: Верно! А теперь покажите мне правую руку.

Дети показывают правую руку.

Педагог: Какую форму выложила Маша справа?

Дети: Квадрат.

Педагог: Молодцы! Поставьте пальчик на угол квадрата.

Дети указывают пальцем на угол.

Педагог: И ведите пальчиком по сторонам квадрата, от угла до угла. Как много углов у квадрата!

Дети обводят.

Педагог: Покажите мне левую руку.

Дети показывают.

Педагог: А какую фигуру выложила Маша слева?

Дети: Треугольник.

Педагог: Молодцы! Поставьте палец правой руки на верхний угол, и ведите до следующего, второго угла и до третьего, последнего угла.

Дети обводят фигуру пальцем.

Педагог: Молодцы, вы обвели последнюю фигуру, треугольник! И помогли Маше вспомнить, как называются все эти фигуры! Давайте повторим, какую фигуру выложила Маша справа?

Дети: Квадрат!

Педагог: А посередине?

Дети: Круг!

Педагог: А слева?

Дети: Треугольник!

Педагог: Молодцы!

Педагог: Встаньте из-за стола. Посмотрите, кто пришел к Маше в гости?

Дети: Волк, лиса и заяц!

Педагог: Правильно! Кажется, наши гости проголодались. Давайте угостим их печеньем, которое приготовила Маша.

Дидактическая игра "Угостим зверей" (соотнесение формы печенья с контуром на тарелке).

Педагог кладет перед игрушками 3 тарелочки. На каждой есть контурное изображение: квадрат, круг, треугольник. На доску прикреплены квадраты, треугольники и круги.

Педагог: А чтобы всем досталось поровну, давайте каждому дадим печенье разной формы. Стёпа, кого ты хочешь угостить?

Стёпа: Волка!

Педагог: Хорошо! Печенье какой формы ты положишь на тарелку волку?

Дети: Квадратное!

Педагог: Подойди к доске и возьми у Маши квадратное печенье. Положи его на тарелку волку. А ты, Лёша, кого будешь угощать?

Лёша: Лису!

Педагог: Хорошо! Печенье какой формы ты положишь на тарелочку лисе?

Лёша: Круглой!

Педагог: Верно, подойди, возьми его и положи на место!

Дети раскладывают фигуры по тарелкам, накладывая их по контуру.

Педагог: Кто же у нас остался без угощения?

Дети: Заяц!

Педагог: Да! Нужно скорее положить ему на тарелку печенье какой формы?

Дети: Треугольной!
Педагог: Верно!

Дети раскладывают фигуры по тарелкам.

Педагог: Какие мы молодцы! Давайте не будем мешать нашим гостям кушать печенье, лучше пойдем и немножко потанцуем!

Физминутка:

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)

Вот лиса идет по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Бег на месте)

Вот голодная лиса (Ходьба на месте)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)

Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)

Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)

Гимнастика для глаз:

Педагог: Дети, смотрите, на полу лежат разноцветные фигуры. Как они называются?

Дети: Круги!

Педагог: Правильно. Выберите себе круг и встаньте на него.

Дети встают.

Педагог: Лёша, какого цвета круг ты выбрал?

Дети: Зеленый!

Педагог: А ты, Стёпа?

Дети: Красный!

Педагог: Правильно.

На стену прикреплены изображения: волк, квадрат, лиса, круг, заяц треугольник, елка, солнце, подарок.

Педагог: Маша дала зверям задание найти предметы, похожие по форме на печенье, которыми мы их угощали. Помогите им найти эти предметы. Печенье какой формы вы положили волку?

Дети: Квадратное!

Педагог: Если мы проследим глазами по дорожке, то узнаем, на что похожа эта форма?

Дети: Подарок!

Педагог: А лису мы каким по форме печеньем угощали?

Дети: Круглым!

Педагог: Верно! Следим по дорожке, что по форме похоже на круг?

Дети: Солнце!

Педагог: Правильно! Каким печеньем мы угощали зайца?

Дети: Треугольным!

Педагог: Тогда следим по дорожке, что по форме похоже на треугольник?

Дети: Ёлка!

Педагог: Правильно! Какие вы молодцы, помогли волку, лисе и зайцу отгадать Машину загадку! Давайте теперь сядем за стол и посмотрим, что еще приготовила нам Маша!

Работа с рамками Монтессори (нахождение фигур в мешочке и размещение в соответствующем окошке).

Дети садятся за стол, перед ними лежат рамки Монтессори и мешочки, в которых вложены квадрат, круг и треугольник.

Педагог: Посмотрите, окошки для каких фигур приготовила Маша?

Дети: Круга, квадрата и треугольника.

Педагог: Окошко для какой фигуры находится посередине?

Дети: Для круга!

Педагог: Правильно! Окошко есть, а самого круга нет! Как думаете, где он может быть?

Дети показывают на мешочки.

Педагог: Правильно, в наших чудесных мешочках! Давайте мы положим в них руки, найдем круг и положим его на место.

Дети достают круги и кладут в рамки.

Педагог: Молодцы! А теперь найдите квадрат.

Дети достают квадрат и кладут в рамку.

Педагог: Здорово! Какое окошко осталось без фигуры?

Дети: Треугольная!

Педагог: Правильно, давайте найдем и положим в нее треугольник.

Дети достают треугольник и кладут его на место.

III. Заключительная часть (2-3 минуты)

Подведение итогов занятия, прощание с Машей.

Педагог: Какие вы молодцы! Маше очень понравилось, как вы быстро разложили фигуры по местам. Но что-то она забыла, что мы ещё делали сегодня, давайте ей напомним!

Дети: Угадывали фигуры, угощали зверей, танцевали, находили похожие по форме предметы.

Педагог: А что вам понравилось больше всего?

Педагог: Маша очень рада была с вами поиграть, но ей уже пора домой. Она очень ждет новой встречи с вами. До свиданья, дети!

Дети: До свидания, Маша!

Заключение

Представленная методическая разработка, демонстрирующая эффективность использования игровых методов в развитии зрительного восприятия у детей первой младшей группы, может быть обобщена и распространена в дошкольных образовательных учреждениях. Предложенные методические идеи и практические упражнения могут быть адаптированы и использованы в работе с детьми разного уровня развития, что делает данную разработку универсальным инструментом для педагогов, стремящихся к повышению эффективности коррекционно-развивающей работы в области сенсорного развития.


Автор(ы): Комарова Полина Олеговна
Приложения: