Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия
по развитию зрительного восприятия «Геометрические фигуры»
Комарова Полина Олеговна
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена актуальной проблеме развития зрительного восприятия у детей первой младшей группы. В работе рассматривается использование геометрических фигур как средства формирования сенсорных эталонов и развития у детей умений различать и идентифицировать объекты по форме. Материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам и другим специалистам, работающим с детьми раннего возраста и заинтересованным в развитии их зрительного восприятия.
Введение
Актуальность развития зрительного восприятия у детей младшего возраста обусловлена его значимой ролью в познавательном развитии и формировании представлений об окружающем мире. Зрительное восприятие является важным каналом получения информации, необходимой для успешной адаптации ребенка в социуме. Предлагаемая методическая разработка направлена на систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия у детей через работу с геометрическими фигурами, что способствует формированию сенсорных эталонов, развитию глазодвигательных функций и умений оперировать образами памяти.
Методическое обоснование темы
Развитие зрительного восприятия в раннем возрасте является фундаментом для успешного освоения знаний и умений в будущем. Тема работы с геометрическими фигурами выбрана не случайно. Именно геометрические формы лежат в основе визуального восприятия окружающего мира. Умение различать, идентифицировать и оперировать геометрическими фигурами позволяет ребенку структурировать и систематизировать поступающую информацию, развивать пространственное мышление и формировать представления о форме как об основном признаке объектов. Использование игровых методов и сенсорного материала (крупа, контурные изображения) способствует повышению мотивации и активизации познавательной деятельности.
Методические рекомендации по проведению занятия
При планировании и проведении занятия необходимо учитывать возрастные особенности детей первой младшей группы: небольшой объем внимания, преобладание наглядно-действенного мышления, потребность в игровой деятельности.
Рекомендуется:
- Четко формулировать и доносить цели и задачи занятия.
- Использовать наглядные материалы и игровые приемы.
- Чередовать различные виды деятельности (практические упражнения, физминутки, гимнастика для глаз).
- Обеспечивать положительный эмоциональный фон на занятии.
- Поощрять активность и инициативу детей.
- Индивидуализировать подход к каждому ребенку.
Цель: развитие информационно-познавательной роли зрения в жизнедеятельности.
Тип занятия: формирование сенсорных эталонов.
Группа детей: первая младшая группа.
Дидактический материал к занятию
Листы картона, на которых из крупы выложены квадрат, круг и треугольник; геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники желтого цвета; тарелки с контурными изображениями фигур; разноцветные круги, прикрепленные к полу; мягкие игрушки: волк, лиса, заяц, кукла Маша.
Задачи:
- Обогащение и расширение чувственного опыта:
- развитие остроты зрения, цветоразличения, форморазличения, актуализация глазодвигательных функций;
- развитие точности и дифференцированности восприятия отличительных признаков объектов.
- Формирование представлений как образов памяти:
- формирование представлений о форме как об основном отличительном признаке объектов действительности и основном признаке опознания схожих объектов окружения;
- уточнение и конкретизация предметных представлений об объектах окружающей действительности.
- Формирование умений и навыков перцептивной деятельности:
- развитие и формирование перцептивных действий и умений (идентификация, приравнивание к эталону, перцептивное моделирование);
- развитие сенсорных операций (поиск и обнаружение объекта в пространстве, сличение, локализация, соотнесение, узнавание, называние);
- развитие умения оперировать эталонами как образами памяти в процессе познавательной деятельности;
- формирование алгоритма обследовательских действий (алгоритма рассматривания предмета восприятия с выделением и обозначением внешних отличительных признаков).
- Развитие свойств восприятия через развитие высших психических функций:
- развитие мыслительных операций - анализ и синтез, сравнение, группировка, классификация;
- развитие наглядно-образной формы мышления с оперированием сенсорными эталонами;
- актуализация образов воображения в процессе оперирования сенсорными эталонами;
- развитие зрительного внимания.
- Развитие речи:
- обогащение активного и пассивного словаря;
- развитие связной речи за счёт обозначения детьми признаков предметов;
- уточнение лексического значения слов, обозначающих отличительные признаки предметов.
- Дополнительные задачи:
- продолжать развивать наблюдательность, внимание;
- воспитывать любознательность, желание узнать новое.
План занятия:
I. Вводная часть (1-2 минуты)
Приветствие, создание мотивации (игровая ситуация с куклой Машей).
Педагог: Здравствуйте, дети! Кто сегодня с нами будет играть?
Дети: Маша!
Педагог: Да! Сегодня Маша захотела поиграть с нами в школу и научиться различать геометрические фигуры! Она выложила их из крупы, давайте посмотрим!
II. Основная часть (10 минут)
Знакомство с геометрическими фигурами, выложенными из крупы. Упражнения на обследование формы (обведение пальцем, называние углов).
Педагог кладет перед детьми листы картона, на которых из крупы выложены квадрат, круг и треугольник.
Педагог: Найдите фигуру, которая расположена посередине. Укажите на неё пальчиком. Как она называется?
Дети: Круг!
Педагог: Правильно. Обведите круг пальцем. Есть углы у этой фигуры?
Дети обследуют форму.
Дети: Нет.
Педагог: Верно! А теперь покажите мне правую руку.
Дети показывают правую руку.
Педагог: Какую форму выложила Маша справа?
Дети: Квадрат.
Педагог: Молодцы! Поставьте пальчик на угол квадрата.
Дети указывают пальцем на угол.
Педагог: И ведите пальчиком по сторонам квадрата, от угла до угла. Как много углов у квадрата!
Дети обводят.
Педагог: Покажите мне левую руку.
Дети показывают.
Педагог: А какую фигуру выложила Маша слева?
Дети: Треугольник.
Педагог: Молодцы! Поставьте палец правой руки на верхний угол, и ведите до следующего, второго угла и до третьего, последнего угла.
Дети обводят фигуру пальцем.
Педагог: Молодцы, вы обвели последнюю фигуру, треугольник! И помогли Маше вспомнить, как называются все эти фигуры! Давайте повторим, какую фигуру выложила Маша справа?
Дети: Квадрат!
Педагог: А посередине?
Дети: Круг!
Педагог: А слева?
Дети: Треугольник!
Педагог: Молодцы!
Педагог: Встаньте из-за стола. Посмотрите, кто пришел к Маше в гости?
Дети: Волк, лиса и заяц!
Педагог: Правильно! Кажется, наши гости проголодались. Давайте угостим их печеньем, которое приготовила Маша.
Дидактическая игра "Угостим зверей" (соотнесение формы печенья с контуром на тарелке).
Педагог кладет перед игрушками 3 тарелочки. На каждой есть контурное изображение: квадрат, круг, треугольник. На доску прикреплены квадраты, треугольники и круги.
Педагог: А чтобы всем досталось поровну, давайте каждому дадим печенье разной формы. Стёпа, кого ты хочешь угостить?
Стёпа: Волка!
Педагог: Хорошо! Печенье какой формы ты положишь на тарелку волку?
Дети: Квадратное!
Педагог: Подойди к доске и возьми у Маши квадратное печенье. Положи его на тарелку волку. А ты, Лёша, кого будешь угощать?
Лёша: Лису!
Педагог: Хорошо! Печенье какой формы ты положишь на тарелочку лисе?
Лёша: Круглой!
Педагог: Верно, подойди, возьми его и положи на место!
Дети раскладывают фигуры по тарелкам, накладывая их по контуру.
Педагог: Кто же у нас остался без угощения?
Дети: Заяц!
Педагог: Да! Нужно скорее положить ему на тарелку печенье какой формы?
Дети: Треугольной!
Педагог: Верно!
Дети раскладывают фигуры по тарелкам.
Педагог: Какие мы молодцы! Давайте не будем мешать нашим гостям кушать печенье, лучше пойдем и немножко потанцуем!
Физминутка:
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)
Гимнастика для глаз:
Педагог: Дети, смотрите, на полу лежат разноцветные фигуры. Как они называются?
Дети: Круги!
Педагог: Правильно. Выберите себе круг и встаньте на него.
Дети встают.
Педагог: Лёша, какого цвета круг ты выбрал?
Дети: Зеленый!
Педагог: А ты, Стёпа?
Дети: Красный!
Педагог: Правильно.
На стену прикреплены изображения: волк, квадрат, лиса, круг, заяц треугольник, елка, солнце, подарок.
Педагог: Маша дала зверям задание найти предметы, похожие по форме на печенье, которыми мы их угощали. Помогите им найти эти предметы. Печенье какой формы вы положили волку?
Дети: Квадратное!
Педагог: Если мы проследим глазами по дорожке, то узнаем, на что похожа эта форма?
Дети: Подарок!
Педагог: А лису мы каким по форме печеньем угощали?
Дети: Круглым!
Педагог: Верно! Следим по дорожке, что по форме похоже на круг?
Дети: Солнце!
Педагог: Правильно! Каким печеньем мы угощали зайца?
Дети: Треугольным!
Педагог: Тогда следим по дорожке, что по форме похоже на треугольник?
Дети: Ёлка!
Педагог: Правильно! Какие вы молодцы, помогли волку, лисе и зайцу отгадать Машину загадку! Давайте теперь сядем за стол и посмотрим, что еще приготовила нам Маша!
Работа с рамками Монтессори (нахождение фигур в мешочке и размещение в соответствующем окошке).
Дети садятся за стол, перед ними лежат рамки Монтессори и мешочки, в которых вложены квадрат, круг и треугольник.
Педагог: Посмотрите, окошки для каких фигур приготовила Маша?
Дети: Круга, квадрата и треугольника.
Педагог: Окошко для какой фигуры находится посередине?
Дети: Для круга!
Педагог: Правильно! Окошко есть, а самого круга нет! Как думаете, где он может быть?
Дети показывают на мешочки.
Педагог: Правильно, в наших чудесных мешочках! Давайте мы положим в них руки, найдем круг и положим его на место.
Дети достают круги и кладут в рамки.
Педагог: Молодцы! А теперь найдите квадрат.
Дети достают квадрат и кладут в рамку.
Педагог: Здорово! Какое окошко осталось без фигуры?
Дети: Треугольная!
Педагог: Правильно, давайте найдем и положим в нее треугольник.
Дети достают треугольник и кладут его на место.
III. Заключительная часть (2-3 минуты)
Подведение итогов занятия, прощание с Машей.
Педагог: Какие вы молодцы! Маше очень понравилось, как вы быстро разложили фигуры по местам. Но что-то она забыла, что мы ещё делали сегодня, давайте ей напомним!
Дети: Угадывали фигуры, угощали зверей, танцевали, находили похожие по форме предметы.
Педагог: А что вам понравилось больше всего?
Педагог: Маша очень рада была с вами поиграть, но ей уже пора домой. Она очень ждет новой встречи с вами. До свиданья, дети!
Дети: До свидания, Маша!
Заключение
Представленная методическая разработка, демонстрирующая эффективность использования игровых методов в развитии зрительного восприятия у детей первой младшей группы, может быть обобщена и распространена в дошкольных образовательных учреждениях. Предложенные методические идеи и практические упражнения могут быть адаптированы и использованы в работе с детьми разного уровня развития, что делает данную разработку универсальным инструментом для педагогов, стремящихся к повышению эффективности коррекционно-развивающей работы в области сенсорного развития.
Автор(ы): Комарова Полина Олеговна
Приложения: