Технологическая карта урока по предмету
"Окружающий мир" (1 класс) по теме "Мир животных"

Борисова Светлана Владимировна,
учитель ГБОУ школа № 7
Красносельского района Санкт-Петербурга

Тема урока: «Мир животных»

Тип урока: Повторение. Закрепление. 

 

Цель урока: создать условия для расширения представления детей с разнообразием животного мира, с отличительными признаками основных групп животных.

Задачи урока направлены на формирование и развитие УУД на данном уроке каждый ученик получит возможность развивать:

Личностные действия

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстникам в различных ситуациях;

- мотивация к работе на результат;

Регулятивные действия

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Познавательные действия

- определять различные группы животных и обосновывать свое мнение; понимать процесс развития разных групп животных и обосновывать свое мнение;

- проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам при их проведении;

- делать выводы на основании полученных результатов;

Коммуникативные действия

- слушать собеседника, обращаться за помощью, адекватно оценивать собственное поведение.

Планируемые результаты

Предметные

- сформируют представление о разнообразии животных на Земле;

- познакомятся с животными различных групп; 

- научатся различать животных различных групп по их признакам;

- сформируют представление о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии

- расширят кругозор. 

Метапредметные:

- сформируют навыки самоконтроля, умения использовать в работе ранее

полученные знания;

- разовьют умение работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, таким образом, развивая коммуникативные способности;

 - разовьют умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая вербальные инструкции учителя;

- развитие логического мышления, познавательного интереса, внимания, памяти, усидчивости;

- коррекция звукопроизношения

 - развитие речи.

- развитие мелкой моторики кистей рук.

Личностные:

- воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;

- воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения;

- воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

 

Оборудование урока: презентация, аудиозапись музыки П, И. Чайковского «Времена года», картинки с изображением животных, карточки с названиями групп животных, карточки с индивидуальными заданиями.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня мы собрались все вместе, чтобы провести урок по окружающему миру.  

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и начнем наш урок.

 Я надеюсь, что на занятии вы все будете работать активно и дружно.

Здороваются с гостями. Садятся за парты.

 

 

Актуализация знаний

Тему нашего урока вы узнаете, когда отгадаете загадки.

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

 

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом — такая злюка!

Конечно, это...

 

Очень любят провода,
И сидят на них всегда.
Вот опять уселись в ряд,
И о чём-то говорят,
И щебечут ласково
Божьи птички - ... 

 

Вот упрямая зверюшка!

Как обед – так постирушка.

Порошка и мыла нет,

Но полощет свой обед.

Он чистюля ещё тот,

Полосатенький…

 

Как, одним словом, назвать все эти предметы? Это …

Природа нашей планеты Земля уникальна. Мир животных огромен и разнообразен.

(на доску вывешивается карточка – животные)

 

 

Бабочка

 

Щука

 

 

 

Ласточка

 

 

 

Енот

 

Животные

 

Организация познавательной деятельности

1.     Животные – живые существа.

 Ребята, а кто такие животные?

Правильно. Это живые существа, которые рождаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают. Животные способны двигаться, добывать себе еду и устраивать жилища. Животные не могут обходиться без пищи, воды и воздуха. Им нужны тепло и свет.

А сейчас давайте выполним первое задание: «Вычеркни то, что не относится к животным».

Молодцы! Вы справились с заданием.

2.     Группы животных

 А теперь давайте поговорим о том, какие группы животных мы с вами уже изучили. А чтобы это сделать, давайте выполним следующее задание. Рассмотрим животных в каждом ряду.  Какие животные в первом ряду? Во втором? В третьем? В четвертом?

«Кто лишний? Зачеркни».

Молодцы!

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

Физкультминутка

«Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири,

Тень-тень-тень!

 

Прыжки на месте на двух ногах. 

Прыжки на месте на левой ноге. 

Прыжки на месте на правой ноге. 

Кружимся на месте. 

Присели.

Встали, наклоны головы влево-вправо. 

Прыжки на месте на левой ноге. 

Прыжки на месте на правой ноге. 

Прыжки на месте на двух ногах.

 

Организация познавательной деятельности

 Теперь выполним следующее задание

3.     «Соедини картинку с названием»

4.     Приступаем к исследованию первой группы – это звери. 

Учитель выставляет карточку с надписью на доску.

- Звери и только звери выкармливают своих детёнышей молоком, поэтому иначе эту группу называют млекопитающие.

- Рассмотрите, сколько конечностей у зверей?  

- Чем покрыто их тело, что помогает им выжить в суровую зиму?   

- К зверям относятся разные внешне существа: крылатые летучие мыши и похожие на рыб дельфины, изящные жирафы и тучные слоны.

5. А что умеют животные следующей группы?

Карточка с названием группы птиц помещается на доску 

 - Можно сказать, что это их отличительная особенность?

- А все ли представители этой группы могут летать?

 А летать умеют и насекомые, и некоторые звери, и даже рыбы.

— Значит, это не может быть отличительной особенностью птиц.

- Давайте подумаем, что есть только у этих животных, и нет у других.

- Проанализируйте, сколько конечностей (ног) у птиц.

- Ни у кого больше перьев нет, только у птиц. Не будь у них перьев, они не смогли бы летать. Перья спасают от холода и жары, от ушибов и царапин. Перья хвоста помогают птицам держать равновесие, делать повороты и остановки.

 -Ребята, для птиц наступило тяжёлое время - зима. Мы должны помочь тем птичкам, которые не улетели в тёплые края, подкормить их.

6. Карточка с названием насекомых. Возникли эти животные более 200 млн. лет назад. Трудно отыскать такое место на Земле, где   нельзя было бы встретить насекомых. Они населяют и безжизненные пустыни, и глубокие пещеры, и за Полярным кругом, где, казалось бы, нет ничего, можно встретить представителей этой группы животных.

 - Какое количество ног у насекомых?  

  - Прежде чем мы продолжим наши исследования, немного отдохнём с одним из представителей этой группы.

 

Выполняют задание

 

Читают надпись

 

 

4

 

Шерсть

 

 

 

Читают надпись

Нет

Нет, страус, пингвин, курица летать не могут.

 

Нет

 

Перья

2

 

 

 

Кормушки сделать

 

Читают название

 

 

 

 

6 ног

 

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

 Улыбнулась, потянулась!

 Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

 Три - нагнулась и присела,

 На четыре - улетела.

Потягиваются, поднимают руки вверх

Кружатся вокруг себя

Наклоны вперед,

Приседания

Встали и сели за парты.

Организация познавательной деятельности

7. Посмотрите на экран и скажите, к какой группе относятся эти животные?

- Следующим пунктом нашего плана будет группа рыб.

Карточка с названием группы помещается на доску 

- Где живут эти животные? Чем отличаются от других?

После обсуждения приходим к выводу, что у рыб вместо конечностей есть плавники и тело покрыто чешуёй.

8. Выполним задание «Соединить стрелочками животное и его признак»

 

Молодцы!

Резерв. Задание «Отметь красным цветом рыб, зелёным цветом – насекомых, синим цветом – птиц» 

Рыбы

 

Читают название

 

В воде

Есть чешуя, плавники

 

Выполняют задание

Рефлексия деятельности

9. Итог урока.

- Наше путешествие по царству природы завершается.

 – Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке? 

- Выполнение, какого задания вызвало затруднение?

- Какое задание было самым интересным на уроке?

- Как мы находили ответы на свои вопросы?

10.  Оценка работы детей на уроке. Объяснение нового домашнего задания.

- Мы славно потрудились сегодня. Сейчас каждый оценит свою работу.

 

 

 

Ответы детей

 

 

Слушали учителя, товарищей, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали.


Автор(ы): Борисова Светлана Владимировна
Приложения: