Социализация ребенка дошкольного возраста
с ОНР через театральную деятельность

Березина Татьяна Юрьевна

Аннотация: С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, создать условия для максимальной реализации их способностей. И особенно важно для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Театральная деятельность позволяет решить данные задачи в естественной для ребенка дошкольного возраста деятельности – игре. 

Ключевые слова: дети с ОНР, социализация, театральная деятельность, театральные игры. 

Социализация детей дошкольного возраста включает в себя развитие межличностного поведения, эмоциональных связей, общения в малых и больших группах людей, окружающих ребенка. Этот процесс является интерактивным, который обязательно вовлекает в общение не только самого ребенка, но и других людей. В связи с этим одной из важных задач, стоящих перед детским садом, является развитие межличностного взаимодействия, что крайне сложно для детей с общим недоразвитием речи. Актуальность этой задачи еще более возрастает в связи с тем, что дошкольный период сенситивен для формирования у ребенка коллективных качеств, гуманного отношения к окружающим, развитие познавательных процессов самой личности, а также развитие сложного психического процесса, как воображения. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, создать условия для максимальной реализации их способностей.  Опыт работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, показывает, что у детей данной категории речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена, ребёнок понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли, вследствие маленького словарного запаса, затруднено словообразование и словоизменение, неразвита связная речь. Речь детей, как правило, является малопонятной, неэмоциональной. Работая над исправлениями речевых нарушений у детей, педагоги сталкиваются с определёнными трудностями: занятия с логопедом (групповые и индивидуальные), коррекционная работа в вечернее время и дома с родителями необходимы, очевидны и общепризнаны. Но такая деятельность не вызывает интереса у детей, так как предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Кроме этого, в коррекционной работе, особенно дома, представляется проблематичной организация игровой деятельности. Такие занятия будут малоэффективны без желания самого ребенка. Произвольное поведение дошкольника еще недостаточно развито, он не может постоянно подчиняться правилам и требованиям взрослого. Как правило, такая деятельность побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемым материалом и действиями ребенка. Дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали». Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «хочу уметь». В этом случае занятия являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали»), а целью деятельности ребенка. Результаты значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами. Для более успешного преодоления имеющихся нарушений речи и огромным стимулом для детей является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях. Деятельности, которая способствует раскрепощению и развитию каждого ребёнка. Именно такой является театрализованная деятельность и театрализованные игры детей. Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности, педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; реализации детьми игровых замыслов. Формы занятий по театрализованной деятельности включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок, упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной), отдельные упражнения по этике, упражнения в целях социально-эмоционального развития детей, игры-драматизации. Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

•  метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);

•  метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

•  метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Занятия строятся с помощью следующих методических приёмов работы:

•  рассказывание театральных героев о себе. Этот прием позволяет заинтересовать и увлечь ребенка, повысить его познавательную активность, так как он включает элементы стихотворного изложения, а это всегда близко и привлекательно для ребенка;

•  рассматривание театральных атрибутов и действия с ними;

•  разыгрывание театральных этюдов с атрибутами и без них;

•  загадки и ответы на вопросы педагога. Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, переход игры на другой, более сложный творческий уровень и упражнения; этюды.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие. В результате такой деятельности коррекция речи детей с ОНР становится более эффективной, дети научаются видеть свои сильные стороны, решать проблемные ситуации в команде, договариваться с другими детьми, обращаться к взрослым для решения своих задач, свободно держатся при наличии зрительной аудитории.    


Автор(ы): Березина Татьяна Юрьевна
Приложения: