Воспитание как педагогическое понятие и педагогическое явление

Зезюлина Татьяна Валерьевна

Воспитание, рассматриваемое с точки зрения педагогики, представляет собой как теоретическую концепцию, так и реальный процесс. Оно является неотъемлемой частью педагогической науки, которая изучает, как развивать и обучать людей всех возрастов. В российском законодательстве термин "образование" является основополагающим и охватывает "целенаправленное развитие и обучение, служащее интересам человека, общества и государства". Этот процесс подразумевает достижение определенных уровней знаний и навыков, что в международной практике соответствует понятию "education".

Однако, в отечественной педагогической традиции, понятие "воспитание" сохраняет свою глубину и многозначность. Оно часто используется для обозначения процесса формирования личности и может выступать как синоним более широкого понятия "образование" (как отмечает Л.П. Крившенко).

Воспитание в широком социальном контексте – это передача накопленного человечеством опыта от старших поколений к младшим. Под "опытом" здесь понимается всё духовное наследие: знания, умения, навыки, способы мышления, а также моральные, эстетические и правовые нормы. Важно отметить, что в этом процессе участвуют не только педагоги, но и семья, СМИ, искусство, трудовые коллективы и правоохранительные органы. Поэтому для более точного понимания, это широкое понятие нуждается в уточнении.

В узком социальном смысле, воспитание – это целенаправленное воздействие со стороны различных общественных институтов на человека с целью формирования у него определенных взглядов, убеждений, ценностей, политической ориентации и подготовки к жизни.

Воспитание в широком педагогическом смысле – это специально организованное, целенаправленное и управляемое взаимодействие между коллективом (включая воспитателей) и воспитуемым. Его цель – развитие у последнего заданных качеств. Этот процесс осуществляется в образовательных учреждениях и охватывает всю учебно-воспитательную деятельность.

В узком педагогическом смысле, воспитание – это сам процесс и результат целенаправленной воспитательной работы, направленной на решение конкретных задач. Например, выделяют "физическое воспитание" или "нравственное воспитание" как составные части общего воспитательного процесса (по И.П. Подласому).

Исторически, значение слова "воспитание" связано с "вскармливанием" и "поддержкой" в широком культурном и духовном смысле. Педагогика прошла путь от обыденных представлений и здравого смысла к научному осмыслению, включая педагогическую антропологию. Сегодня воспитание понимается как помощь ребенку в освоении современной культуры, усвоении культурного наследия и развитии его индивидуальности. В православной традиции воспитание рассматривается как путь к духовному спасению.

Воспитание как многогранный процесс включает в себя ряд ключевых педагогических понятий, среди которых выделяются четыре основных: становление, формирование, самовоспитание и перевоспитание личности.

Становление личности, по определению Н.Е. Щурковой, представляет собой некий рубеж в развитии ребенка, когда он достигает уровня самостоятельности, позволяющего ему полноценно существовать в обществе. Это означает способность управлять своей жизнью, осознавать себя и свое место в мире, а также делать осознанный выбор, основанный на собственных ценностях.

Формирование личности описывается Н.Е. Щурковой как динамичный процесс изменений, происходящих в человеке в результате его взаимодействия с окружающей действительностью. Эти изменения проявляются в появлении новых физических и социально-психологических черт, а также в трансформации внешних проявлений личности. По сути, это ответная реакция на воспитательные воздействия.

Самовоспитание – это осознанная и целенаправленная деятельность самого человека, направленная на развитие положительных качеств и избавление от отрицательных. Ключевыми условиями для успешного самовоспитания, согласно Г.М. Коджаспировой, являются глубокое самопознание, адекватная самооценка, развитое самосознание, а также четко сформулированные цели, идеалы и личностные смыслы. Н.Е. Щуркова подчеркивает, что самовоспитание означает переход от состояния воспитанника к самостоятельной оценке и соотнесению социально-культурных норм с собственным поведением. В этом процессе человек освобождается от прямого влияния взрослых и начинает активно работать над своим "Я", воспринимая его как объект для осмысления и целенаправленного развития.

Перевоспитание – это комплекс целенаправленных мер, воздействующих на мысли, чувства, волю и поведение человека, демонстрирующего отклонения в нравственной или правовой сферах. Цель перевоспитания – скорректировать антисоциальную направленность и вернуть личность к общепринятым социальным нормам. Этот процесс предполагает активное взаимодействие между воспитателем и воспитанником. К.Д. Ушинский считал, что наиболее эффективный способ избавиться от вредных привычек – это формирование полезных, которые их заменят. А.С. Макаренко, имевший опыт работы с детьми, столкнувшимися с трудностями и социальными проблемами, утверждал, что любой ребенок может быть успешно воспитан при условии создания для него благоприятной и нормальной среды.

Некоторые современные педагоги полагают, что термин "перевоспитание" устарел и уходит в прошлое, поскольку он может противоречить принципам гуманизма и общечеловеческой культуре, которая ставит во главу угла права человека на свободу, неприкосновенность и достоинство. Тем не менее, существует убеждение, что отказываться от понятия "перевоспитание" преждевременно, учитывая растущую распространенность отклоняющегося поведения среди молодежи.

Что такое воспитание? Разные взгляды:

·               С точки зрения общества: Воспитание – это процесс подготовки детей к жизни в обществе. Этим занимаются государственные организации, которые контролируются обществом.

·               С точки зрения биологии: Воспитание – это процесс, который отличает человека от животных, процесс развития, который происходит в течение жизни человека, основываясь на эволюционном опыте человечества.

·               С точки зрения педагогов: Воспитание – это работа учителя, направленная на развитие ребенка. Цель – помочь ребенку стать полноценной личностью, адаптироваться к современной культуре, научиться принимать решения и строить свою жизнь.

·               Основа воспитания: Воспитание основывается на научных знаниях о мире и общечеловеческих ценностях.

Ключевые понятия в воспитании:

·               Личность: Индивидуальность человека, его особенности.

·               Среда: Окружающие условия, которые влияют на человека.

·               Деятельность: Активное участие человека в жизни, его действия.

·               Отношения: Взаимодействие между людьми.

Что нужно знать педагогу:

·               О личности: Учитель должен понимать, как устроена личность ребенка. Личность включает в себя:

o      Внешние характеристики: темперамент, характер, способности.

o      Внутренний мир: ценности, смыслы, цели, мотивы.

o      Способы самореализации: свобода, ответственность, творчество.


Автор(ы): Зезюлина Татьяна Валерьевна
Приложения: