Урок мужества. «900 дней и ночей»
Мифтахутдинова Татьяна Владимировна
Цели и задачи:
1. Широкое информирование обучающихся о памятных Днях воинской славы, важных исторических датах.
2. Вовлечение обучающихся в сетевую проектную деятельность по изучению исторических дат.
3. Формирование и развитие у обучающихся таких важнейших социально значимых ценностей, как любовь к Отечеству, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей.
Продолжительность: 30 минут.
Рекомендуемая форма: беседа, обсуждение. Урок включает просмотр видеоматериалов, изготовление агит. плаката.
Комплект материалов: − сценарий; − видеоматериалы; − презентация
Атрибутика: материальные вещи времен блокады (метроном, хлеб, весы, керосиновая
лампа, санки, телефон, бытовые и письменные принадлежности)
Ход мероприятия
Звучит фоновая музыка «Симфония №7» Д. Шостаковича, метроном.
Параллельно идут видео подборки о блокадных событиях.
Ведущий 1:
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не
может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.
Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с
лица земли.
Ведущий 2:
Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командования бросило к
городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, полторы
тысячи самолетов.
Ведущий 1:
Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.
Ведущий 2:
Ленинград! Для всех людей на планете стал символом стойкости, мужества,
самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.
Ведущий 1: Ленинград (Санкт - Петербург) - всегда занимал важное военно-
стратегическое значение для России. В годы Великой Отечественной войны город
выдержал почти 900-дневную блокаду. А кто может сказать точно, сколько дней
Ленинград находился в блокадном кольце.
Длилась она с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Блокадное кольцо было
прорвано 18 января 1943 года- — 872 (восемьсот семьдесят два) дня.
Ведущий 2: И сегодня мы вместе с вами переместимся в блокадный Ленинград.
В комнате – двенадцать человек,
Спим, к печурке сдвинулись поближе.
Если рядом – стужа, холод, снег,
Поселившись вместе – легче выжить.
И с утра, когда метель опять
Штору через щель в окне колышет,
Я, проснувшись перед тем, как встать,
Вслушиваюсь – все ли дышат.
Ведущий 1 Представьте. Раннее зимнее утро. На улице – суровый мороз. Очень холодно и хочется кушать. Закончились дрова. Печка постепенно остывает.
Говорит ребенок у печки: Я сейчас замерзну!
Ведущий 2. Ребята! А как в годы войны при отсутствии большого количества дров,
спасались от холода жители блокадного Ленинграда. (называют ответы). При помощи
каких предметов отапливали помещение. Это мебель, книги, хворост, т.д.
Ведущий 1
В комнате – двенадцать человек,
Спим, к печурке сдвинулись поближе.
Если рядом – стужа, холод, снег,
Поселившись вместе – легче выжить.
И с утра, когда метель опять
Штору через щель в окне колышет,
Я, проснувшись перед тем, как встать,
Вслушиваюсь – все ли дышат.
Ведущий 2. Подскажите, с помощью какого средства жители Ленинграда могли возить к
дому воду, дрова. (Санки) А для чего еще могли использовать санки (перевозка трупов,
раненных, боеприпасы). На Васильевском острове существует улица Репина, которую в
блокаду называли «улица мертвых». Как вы думаете, почему у нее было такое название.
Ведущий 1 В самом начале блокады гитлеровские войска первым делом разгромили
Бадаевские продовольственные склады, самые большие в городе. После их бомбёжки еды в осаждённом врагом городе осталось на месяц с небольшим.
С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия.
Ведущий 2.
В июле 1941 г. кольцо вокруг города ещё не сомкнулось, но уже были введены карточки
на все продукты. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Всем жителям
города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки. Рабочий
получал 250г., остальные жители-125г.- буханка хлеба, разрезанная на 8 равных частей.
Эта дробь иначе называется "восьмушка”, или «осьмушка». Вот эта восьмушка и была
дневной нормой хлеба для ленинградцев.
Ведущий 1
Чтобы получить по такой карточке причитающуюся тебе порцию хлеба, нужно было
выстоять много часов в очереди.
В блокадном Ленинграде работали 14 хлебозаводов. Не хватало рабочих рук, не было
электроэнергии, топлива и воды.
Работницы второго хлебозавода выстраивались живой цепью от проруби в Неве до бака
для замеса и передавали обледеневшие ведра с водой из рук в руки на трескучем морозе.
Мука без воды в хлеб не превратиться! Смена длилась 12 часов.
Ведущий 2.
Сколько это: осьмушка хлеба?
Если в граммах, то 125.
Только тот, кто на той войне не был,
Вкуса хлеба не сможет понять.
Вы представьте, как детские руки
Прижимают кусочек к губам.
Ничего не могло быть вкуснее
Тех единственных крохотных грамм.
Ведущий 1 Посмотрите на данный стол. На столе весы и ингредиенты для приготовления хлеба. Вам предстоит приготовить хлеб и взвесить его.
Ведущий 2. Даже в такие суровые будни, люди продолжали проявлять интерес к
прекрасному. В Ленинграде продолжали работать концертные площадки. Несмотря на
голод, холод, бомбёжки, творческую работу продолжали музыканты и композиторы,
сотрудники музеев, библиотек, ленинградские учёные, художники и поэты, проявляя в
нечеловеческих условиях достоинство и лучшие душевные качества.
Ведущий 1
Большую помощь оказала жителям осаждённого города поэтесса Ольга Берггольц,
выступая по радио почти каждый день.
Ведущий 2.
По радио в блокадном Ленинграде почти ежедневно звучала классическая музыка. 9
августа 1942 года музыканты исполнили Симфонию № 7 («Ленинградская») в Большом
зале филармонии. А кто знает, кто был автором данной симфонии (Д.Д. Шостакович).
Давайте ее послушаем.
Ведущий 1 Как вы считаете, чем занимались дети в блокадном Ленинграде???? (посещали
школу).
Знаете ли Вы, какая школа в Невском районе, осуществляла обучение юных
ленинградцев? (331, 333, 338, 329)
Ведущий 2. В годы блокады велась агитационная работа, для поддержания гражданско-
патриотического духа.
И вам предстоит самим создать агитационный плакат.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Автор(ы): Мифтахутдинова Татьяна Владимировна
Приложения: