Развиваем речь ребенка в летний период
Черенева Юлия Викторовна
Лето — время солнечных дней, отдыха на природе и долгих прогулок на свежем воздухе. Но почему мы думаем, что развивать речь ребенка можно только в детском саду, на занятиях у логопеда или дома, выполняя задания?
Лето открывает новые возможности для развития речи детей. Автоматизация звуков — это непрерывный процесс, и важно сохранить навыки, полученные на занятиях у логопеда. Иначе придется начинать все сначала.
Развивать речь можно везде, с минимальными усилиями и без специального инвентаря. Нужно лишь немного смекалки и фантазии, а результат будет интересным и эффективным.
Вот несколько идей, как быстро и с удовольствием развивать речь детей, отрабатывая «трудные» звуки, не отрываясь от летних развлечений.
Есть много игр для развития фонематического слуха. Вот некоторые из них:
«Повтори за мной»
Просим ребенка правильно повторить за взрослым слоги или слова:
Па-ба па-па-ба том-дом
Та-да ба-па-ба бочка-точка
ма-на та-та-да и т.д ком-сом-дом и т.д.
«Кто больше придумает слов на звук»
Если ваш ребенок научился произносить, какой- то звук и его необходимо закрепить, то Вам пригодится эта игра:
По очереди придумывать и называть слова на заданный звук. Например, на звук «З»: зонт, замок, замок, забияка и т.д.
Ну, а если ребенку тяжело дифференцировать овощи и фрукты или дикий и домашних животный, то задание в игру будет другое: - Кто больше назовет фруктов (овощей, диких или домашних животных).
«Дополни предложение»
Еще интересный вариант для детей старшего возраста: первый называет слово с определенным звуком, второй — добавляет к нему слово, чтобы получилось предложение, и так далее по очереди, пока не иссякнет фантазия. Например, рыба — рыба проворная — рыба проворная в аквариуме — проворная рыба играет в аквариуме — проворная рыба играет, а аквариуме в игру и т.д. Эта игра очень хорошо тренирует память, а также поднимает настроение Вам и вашему ребенку.
Наслаждайтесь общением с ребенком в дороге, будь то в магазине, метро или очереди. Обращайте внимание на окружающие предметы, описывая их цвет, форму или размер
Игра: «Скажи- наоборот»
Ребенку необходимо подобрать антоним.
Длинный шарф – короткий шарф
Маленькая игрушка- большая игрушка
Холодный чай- горячий чай
Толстая книга- тонкая книга
Чистая одежда- грязная одежда и т.д.
«Счет от 1до 5»
Взрослый называет предмет, а ребенок считает от 1 до пяти. Например, Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек.
Используем любые слова: стол, стул, цыпленок, ведро, огурец, самокат и т.д
«Опиши, а я угадаю»
Предложить ребенку описать предмет, который он видел на улице и описать, а родитель должен угадать, что это. Обязательно сначала представьте образец ребенку.
Мир фантазии безграничен. Попробуйте начать, и вы увидите, как легко все получится. Ребенок будет рад и доволен, что с ним играют. Вы без принуждения добьетесь нужного результата, закрепите пройденное и научитесь новому!
«Кто летит (бежит, идет, прыгает)?»
Описание игры: в начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов.
Все дети сидят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т.д. а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, кошка летит. Тогда руки поднимать нельзя» в конце игры педагог называет самых внимательных.
Автор(ы): Черенева Юлия Викторовна
Приложения: