Здоровьесберегающие технологии как средство
укрепления здоровья дошкольников
Соловьева Екатерина Александровна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 32
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Аннотация: В данной статье рассматривается важность здоровьесберегающих технологий в воспитании дошкольников. Она рассматривает важность о том, что использование технологий с умом помогает детям развиваться физически, умственно и эмоционально. Рекомендуется интегрировать здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс для эффективного укрепления здоровья детей. Так же подчеркивается значимость создания благоприятной среды и учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в воспитании дошкольников может способствовать гармоничному развитию детей.
Ключевые слова: дошкольники, здоровьесберегающие технологии, физическое развитие, умственное развитие, эмоциональное развитие, благоприятная среда, индивидуальные особенности, воспитание.
Мы понимаем, что современный мир все время находится в движении. И вместе с прогрессом появляются новые актуальные проблеммы.
Во-первых, раньше детские площадки были наполнены детьми всех возрастов. Благодаря дворовым играм дети реализовывали потребность в движении. Сегодня мы видим безрадостную картину. Площадки пусты не только в дождливую погоду, но и в солнечную. Уличные и дворовые игры почти исчезли. Следствием этого становится отсутствие общения среди детей, недостаток игрового опыта и, что страшнее всего, дефицит двигательной активности.
Так мы поняли, что для детей дошкольного возраста практически единственным местом, где ведется оздоровительная работа в классическом ее понимании, является детский сад. Ведь создание условий для охраны здоровья обучающихся – наша прямая обязанность.
В современном мире все больше и больше детей сталкиваются с проблемами здоровья, связанными с избыточным использованием технологий. Однако, если использовать технологии правильно и сознательно, они могут стать мощным средством для укрепления здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс мероприятий и методов, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья детей. Они могут включать в себя как физическую активность, так и образовательные программы, направленны на формирование правильных привычек. Например, занятия физической культурой, игровые тренировки, а также занятия по обучению детей основам здорового питания, гигиены и соблюдения режима дня.
Основой педагогических взглядов В.Г.Белинского являлась идея о гармоничном развитии человека. Кроме умственного и нравственного он придавал значение и физическому воспитанию, считая необходимым охранять здоровье детей, развивать их физические силы путем установки правильного образа жизни, организации игр, выполнения гимнастических упражнений.
На мнение экспертов и ученых внимательно обращает внимание и специалист по развитию детей и социальный работник, Джон Хейл. Он отмечает, что «правильный выбор технологий и компетентное их применение могут значительно улучшить здоровье детей и развивать их позитивные навыки».
Один из ключевых аспектов использования здоровьесберегающих технологий в детских садах – это развитие физической активности у детей. Современные гаджеты и устройства могут стать отличным стимулом для движения, если их использовать вместе с интересными физкультурными заданиями и играми. И так как основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Поэтому мы в процессе НОД избегаем копирование школьного урока. Игровые задания, минимальное нахождение за столами, достаточное количество наглядного и дидактического материалов, использование информационно-коммуникативного оборудования, логичность игрового сюжета – вот неполный перечень важных для нас ориентиров.
Кроме этого, подбор физкультминуток в конспектах основан на том, что само их выполнение опровергает не только антинаучные факты, но и навязанные стереотипы, распространяемые в книгах и мультипликационных фильмах особенно относительно представителей животного мира.
Таким образом, малыши будут радостно и с удовольствием заниматься спортом, а их физическое здоровье и развитие будет только усиливаться.
Важно также учитывать психологическое состояние детей при использовании здоровьесберегающих технологий. Постоянное нахождение перед экраном может негативно сказаться на психическом здоровье ребенка. Лучше всего сочетать игровые и образовательные технологии с играми на свежем воздухе, общением и творчеством.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии смогут стать ценным инструментом для воспитателей детских садов в работе по укреплению здоровья дошкольников.
Главное – правильно выбирать и применять их, учитывая мнение ученых и специалистов в области развития детей.
В начале ХХ века В.В.Гориневский, советский педиатр, гигиенист, один из первых отечественных ученых в области физического развития и воспитания, последователь П. Ф. Лесгафта и Е. А. Покровского, в своих работах определял задачи физического воспитания. Первая задача – сохранение и укрепление здоровья. Оздоравливающий эффект упражнений, по его мнению, проявляется тогда, когда они распространяются на все тело. Вторая задача – это выработка умения пользоваться своими силами, достигать результатов с наименьшей затратой времени. В. В. Гориневский обращал внимание на то, что такие упражнения способствуют совершенствованию работы нервных центров, сказываясь, таким образом, и на умственном развитии ребенка.
Мое личное мнение заключается в том, что здоровьесберегающие технологии действительно могут быть отличным средством для укрепления здоровья дошкольников, но важно не забывать о балансе и разнообразии в использовании различных методов и подходов. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать для них благополучную среду, где здоровье и развитие идут рука об руку.
Список литературы:
1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Технология оздоровления детей в детском саду». Москва, 2012 г.
2. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010
Автор(ы): Соловьева Екатерина Александровна
Приложения: