Способы положительного взаимодействия семьи и школы
Ястребова Наталия Станиславовна
В современной практике (в педагогической в частности) изучение какой- либо проблемы зачастую состоит не в том, чтобы поставить перед человеком вопрос, а скорее в том, чтобы дать ответ. Задача научить мыслить заменяется задачей дать знание. Последнее же понимается как сумма определённых фактов, методов, концепций, точек зрения. В результате ребёнок имеет в голове множество концепций и точек зрения, кроме одной – своей собственной.
А вот тут и возникает вопрос: как изменить методы образования и воспитания, какие способы положительного воздействия выбрать, чтобы образованность стала означать умение мыслить, умение созидать, умение творить новое, а не только быть знанием , которое создано другими? И вопрос этот важнейший, касающийся и учителей, и учащихся, и родителей. Так как это краеугольные составляющие процесса обучения и воспитания.
Нельзя забывать, что подготовленная мнимая понятность зачастую убивает несостоявшееся понимание, делая порой его вообще как бы ненужным, избавляя человека от самостоятельных умственных усилий. Такой подход неизбежно порождает в результате скуку – и у тех, кто обучает, и у тех, кто обучается. И естественно, порождает недовольство у родителей, возлагающих на образовательное учреждение свои надежды и чаяния.
Лёгкость усвоения устраняет самое главное и интересное – самостоятельный труд, она избегает самого важного – проблем общения, которые всегда требуют немалого труда и терпения.
Устремлённость в будущее и свершения настоящего обязывают учителя современной школы и нынешних родителей работать сообща, работать творчески.
Ещё в древности греки рассматривали учителя как « вдохновителя» учащихся. Но вдохновлять может лишь тот, кто вдохновляется сам, кто обладает способностью вдохновляться, способностью, которая, кстати, вырабатывается, а не «ниспосылается свыше». Успех преподавания и воспитания зависит не только от знания материала и владения методиками, но и от душевного склада учителя и родителя, которые должны обладать великой мудростью бережного, чуткого и уважительного отношения к детям.
Ответственность каждого человека за судьбы человечества в современном мире всё более и более возрастает. А это неизменно повышает и роль учителей, родителей и требования общества к обучению и воспитанию детей.
Многолетний опыт моей работы в школе позволяет утверждать, что наиболее важными чертами личности учителя и родителя являются великодушие, широта кругозора, склонность к поиску.
- Великодушие – величие души. Свойство характера, которое проявляется прежде всего в умении бескорыстно жертвовать своими интересами ради дела, которому служишь, в отсутствии злопамятства, в разумной доброте сердца.
По мнению Л. Н. Толстого, « великодушие – способность человека перенестись в другого, представить себя на его месте и отнестись к нему так, как хотелось бы, чтобы отнеслись в подобной ситуации к тебе». Толстой называл такую способность «умом сердца».
Это важно не только для учителя, но и для родителя: умение понимать и уважать личность ребёнка, умение разумно, в пределах его возможностей и способностей требовать от ребёнка. Речь идёт о том, чтобы в малом и большом быть человеком, ибо только человек может растить человека.
- Широта кругозора. Учить – значит учиться. В. Г.Белинский писал: « Кто не идёт вперёд, тот идёт назад». Говорят, что ученики не позволяют учителю отставать от жизни, а дети не позволяют родителям стареть. Это верно.
Широта кругозора находится в двусторонней диалектической связи с умственной и эмоциональной восприимчивостью. Конечно, бывает, что равновесие между умственной и чувственной восприимчивостью нарушается, особенно если человека ограничивают каким – либо одним видом деятельности. Чарльз Дарвин в своей автобиографии сетовал, что «потерял вкус к музыке, живописи, поэзии. И утрата эта была равносильна утрате счастья».
Широта кругозора и душевная тонкость дают основу для глубинного преподавания и воспитания, т.е. такого, когда ребёнок учится мыслить, чувствовать, принимать близко к сердцу, видеть живую и противоречивую, сложную жизнь за строчками поэтических текстов, звуками музыки, красками произведений живописи. Это путь вдохновенного творчества и сотворчества учителя, ребёнка, родителей.
- Поиск. Изменяются взгляды на мир, появляются новые реалии, изменяются школьные программы, появляются новые требования. И всё это требует постепенно анализировать, отбирать, аккумулировать бесконечный поток информации, а значит, толкают нас на путь поиска новых методов обучения и воспитания. Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня, в 21 веке? Какими средствами воспитывать духовную потребность в знаниях, в стремлении ими овладевать, их совершенствовать?
На мой взгляд, фраза «Учиться надо весело и легко» утопична. Учёба – это труд. Труд многих участников образовательного процесса: учителя - ребёнка - родителей. А труд не всегда бывает лёгким и весёлым.
Как же добиться того, чтобы учение не стало мучением?
Итак, пришло время искать свои методы и приёмы. В своей работе учителя русского языка и литературы я обратилась к таким формам, которые могли бы быть интересны и детям, и учителю, и родителям. Это породило понятие «нетрадиционные формы обучения».
Традиционный урок предполагает ведущую роль учителя, не очень приспособлен для свободного обсуждения и осмысления языкового материала или литературного произведения, не даёт возможности раскрыться каждому ученику, менее всего способствует личностному творческому развитию и сотворчеству с родителями.
«Нетрадиционный» же урок основывается на широкой реализации с жизнью, на применении новых форм обучения. Поэтому деятельность должна быть сопряжена с творческим подходом. Свободное творческое общение школьников, взаимодействие учителя и родителей, заинтересованное обсуждение целей, задач, подходов предоставляет возможности всем без исключения реализовать себя, даёт возможности для свободного творческого развития.
А сегодня в центре внимания стоят как раз такие формы урока, которые способствовали бы организации диалога, установлению живой и свободной взаимосвязи между учителем - ребёнком – родителем. Ребёнку необходимо искать, пробовать, ошибаться, побеждать. Применение нетрадиционных форм обучения, на мой взгляд, позволяет расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закреплении и домашнее задание. Нетрадиционные формы работы помогают разнообразить учебную деятельность, развивают интеллект учащихся, активизируют творчество, а следовательно и повышают эффективность урока.
Также это способствует успешному решению ряда учебно – воспитательных задач.
Условием эффективности нетрадиционных форм обучения я считаю участие, подготовку, реализацию совместно с родителями. Роль родителей не сводится только к присутствию на мероприятии. Это и участие родителей в отборе материала к уроку, помощь в подготовке костюмов, совместное посещение театров, музеев, выставок, дальнейший обмен впечатлениями.
Важно, обращаясь к любой форме, суметь найти путь к сердцу и разуму ребёнка, чтобы школьники поняли замысел писателя, художника, чтобы темы и герои произведений искусства стали им близки и понятны, наконец, чтобы душа откликнулась на проблемы, которые затронуты автором. Важно, чтобы ученики не остались равнодушными.
В заключение хочу сказать, что сегодня не просто необходимо изучать произведения искусства, а следует уделять больше внимания современному их звучанию, прежде всего тому, что сохранило общечеловеческое содержание и имеет непреходящее значение для наших дней. А это возможно только в союзе родителей и школы.
Автор: Ястребова Наталия Станиславовна, учитель русского языка и литературы Государственного бюджетного образовательного учреждения гимназии №399 Красносельского района г. Санкт- Петербурга
Автор(ы): Ястребова Наталия Станиславовна
Приложения: