Адаптация первоклассника к обучению в школе
Федотова Любовь Михайловна
Адаптация - это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. Проблема адаптации учащихся младшего школьного возраста значима и актуальна. Условия не остаются неизменными, процесс адаптации непрерывен. Адаптация первоклассника может длиться от двух-трех недель до шести-семи месяцев и более. Продолжительность этого периода зависит от таких причин: индивидуальных особенностей личности, степени развития социальных навыков, уровня готовности к школе. Адаптация в школе пройдет легче, если его еще до школы подготовят к этому процессу. Первый класс считается самым важным в жизни школьника. При поступлении в школу ребенок попадает в абсолютно новые условия и новый круг общения. Целью адаптационного процесса является адекватное включение его в новую социальную ситуацию. Самое важное и необходимое для ребенка-это правильный режим дня. В школе деловой распорядок и строгая дисциплина. Ребенок входит в новую систему требований. Игровая деятельность переходит в учебную познавательную деятельность. Основное различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, а учебная построена на произвольных усилиях ребенка. Адаптация пройдет легче, если ребенок живет по режиму, вовремя ложится спать и правильно питается. Выполнение режима дня позволяет сохранять физическое и психическое равновесие. При соблюдении режима дня, ребенок учится планировать свое время, ставить цели и задачи, а также грамотно распоряжаться своим свободным временем. Большая работа должна идти с родителями. С этой целью необходимо систематически проводить родительские собрания и индивидуальные беседы с родителями, необходимо разработать советы родителям по преодолению трудностей. Родителям важно быть в тесном контакте с учителем. При необходимости обращаться за помощью к школьным специалистам, психологам логопедам и медицинским работникам. Родители должны поощрять любознательность ребенка, вместе преодолевать трудности, дать совет ребенку, стараясь не прибегать к критике. Очень важно оценивать не личность ребенка, а поступки, которые осложняют ему школьную жизнь. Поддержка родителей основана на то, чтобы ребенок чувствовал свою нужность и родительскую заботу. Проблемы адаптации первоклассников в школе - один из важных вопросов системы образования. Каждый ребенок, попадая в школу, ждет поддержки от родителей и учителя. Родители должны интересоваться школьной жизнью ребенка, формировать у ребенка положительный настрой к школе. Следить, чтобы ребенок не переутомлялся и контролировать за его эмоциональным состоянием. Напоминать ребенку о его успехах, чтобы ребенок понимал, где его сильные стороны, а где надо еще потрудиться. Семья для первоклассника должна быть местом силы, крепостью, где можно отдохнуть и расслабиться. В процессе адаптации первоклассников важно всегда быть рядом с ребенком и защищать его от тревоги и неопределенности. Исключить физические и психические наказания. Важно, чтобы взаимоотношения в семье были дружеские, отсутствовали конфликтные ситуации и у самого ребенка должны быть благоприятные отношения в коллективе. Необходимо хвалить ребенка за успехи, поднимать его самооценку. Очень важно в период адаптации ознакомить ребенка с обязанностями ученика, правилами поведения на уроках и на переменах, с правилами общения с одноклассниками и учителем. Очень важно помочь начинающему ученику справиться с трудностями. Успешность определяется его готовностью к обучению. От того, насколько эффективно пройдет процесс адаптации, будут во многом зависеть удачи, эмоциональное состояние ребенка, его дальнейшее отношение к школе. Для успешной адаптации учебная деятельность должна построена в соответствии с возрастными особенностями семилетних детей, необходимо создание комфортных условий для общения, проведение оздоровительно-профилактической работы. Как учитель начальных классов, я создаю в коллективе благоприятную и дружественную атмосферу. В 1 классе я часто использую на уроках, переменах, на динамических паузах и на внеурочных занятиях коллективную игровую форму работы. При успешной адаптации учеба воспринимается как увлекательный процесс общения со сверстниками и учителем.
Автор(ы): Федотова Любовь Михайловна
Приложения: