Изучение уровня сформированности умений конструктивного
поведения у младших школьников
Мельникова Юлия Сергеевна
ВВЕДЕНИЕ
Придя в школу, ребенок включается в освоение сразу двух программ обучения – официальной и неофициальной. По мнению Н.В. Калининой официальная программа представлена предметными знаниями, умениями и навыками, а неофициальная включает навыки социального взаимодействия, так называемую манеру поведения в обществе, способы реагирования на общественные требования, варианты поведения в той или иной ситуации. Как правило, в школе основное внимание уделяется реализации первой – официальной программы. Учителя обеспокоены прежде всего усвоением программных требований и стандартов образования. Освоение второй – неофициальной программы осуществляется стихийно. Между тем, современное образование ответственно не только за сдачу школьниками предметных экзаменов, но и за развитие качеств личности, обеспечивающих возможность успешно адаптироваться в обществе. Проводимая в стране модернизация образования ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности [7].
Для младшего школьника, только входящего в образовательную среду, неофициальная программа, ориентированная на освоение стратегий социального поведения, имеет не меньшее, и даже большее значение. Начиная обучение, ребенок впервые сталкивается с социальной деятельностью, результаты которой оцениваются окружающими социально значимой оценкой. Общество впервые начинает предъявлять ему жестко заданные требования. Его отношение с окружающими людьми тоже начинают опосредоваться этими требованиями. В ответ на эти требования ребенок вырабатывает определенные способы и стратегии поведения в обществе. Усвоенные в детстве стратегии закладывают фундамент социального поведения и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Стихийное становление поведенческих стратегий далеко не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Младшему школьнику необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Именно поэтому формирование умений конструктивного поведения у младших школьников должно стать одним из важнейших направлений работы психолога и педагогов в начальной школе [7].
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие конструктивного поведения
В словаре конфликтолога А.Я. Анцупова и А.И Шипилова дано следующее определение конструктивного поведения: конструктивное поведение – поведение личности в конфликте, направленное не только на разрешение противоречия, но также на сохранение положительного потенциала отношений с оппонентом, минимизацию негативных последствий конфликта. Конструктивное поведение зависит от уровня конфликтной компетентности личности и ее оппонента, силы мотива борьбы, степени противодействия. Развитие конструктивного поведения протекает по трем блокам психологических характеристик: мотивационно-ценностных ориентаций, эмоционально-волевой саморегуляции и коммуникативной компетентности (Г. Н. Малюченко, 1996). Стихийное развитие конструктивного поведения характеризуется односторонним развитием одного из трех указанных блоков. Чем больше разрыв между уровнями развития этих блоков в структуре личности, тем ниже вероятность конструктивного поведения [3].
По мнению Н.В.Бордовской конструктивное общение – это «позитивное» общение, это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное. Конструктивное общение побуждает человека к развитию, совершенствованию, указывает средства для эффективного взаимодействия с другими людьми [4, с. 142].
На основе этого можно выделить основные составляющие конструктивного общения:
1) способность человека анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакции и реакции партнера;
2) способность извлекать из каждой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем;
3) способность ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт.
Конструктивные взаимодействия обеспечивают успешное формирование положительных черт личности, благоприятные условия для становления младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Дети учатся совместно действовать, согласовывать свои действия с действиями и намерениями других, планировать осуществление деятельности, контролировать себя и других, отвечать не только за свои действия, но и за действия одноклассников, что способствует формированию у детей навыков самоконтроля и самоорганизации, рефлексии, то есть умения учиться, что является актуальным в условиях введения ФГОС НОО.
Любой человек стремится к конструктивному общению, создающему отношения, полезные для развития личности и сохранения здоровья. Но в силу влияния различных факторов многим людям в той или иной степени пришлось испытывать трудности в общении. Существует своеобразный «синдром дискоммуникации». Его можно представить в четырех основных вариантах. Первый – это когда стремление к контакту сталкивается с невозможностью найти собеседника (чувство «одиночества в кругу людей»). Другой вариант – активное стремление к контакту не реализуется из-за неспособности заявить и наладить его даже при наличии подходящих собеседников (коммуникативная беспомощность). Третий вариант – люди страдают от конфликтного общения, обусловленного стремлением к контакту для разрядки накопившейся агрессии. Особое место занимает в этом ряду четвертый вариант – угашение стремления к контактам (усталость от общения, непереносимость общения, уход в себя) [6, с.5].
Все это проявления или следствия опыта деструктивного общения, которое вместо установления контакта с другим человеком разрушает и межличностный контакт, и саму личность. Правомерна и другая точка зрения – личностные искажения ведут к разрушительным формам общения. Поэтому необходимо использовать две стратегии для устранения синдрома дискоммуникации – тренировку конструктивного общения и работу по выявлению разрушительных личностных установок, иррациональных убеждений, стереотипных внутренних способах реагирования. [6, с.5]
Такая работа способствует приобретению коммуникативной компетентности. В ее основе лежит социальный интеллект, который позволяет понимать себя и других, межличностные взаимодействия, а также прогнозировать их развитие. Способность усваивать жизненный опыт и развитая эмоциональная чувствительность играют важную роль в формировании социального интеллекта [6, с.6].
Необходимо научиться конструктивно разрешать конфликты. Слово "конфликт" – латинского происхождения и в буквальном переводе означает "столкновение". В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные – с позитивным знаком и деструктивные – с негативным знаком.
Существует достаточное количество определений понятия «конфликт». Конфликт – борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника. В данном определении четко и ясно указаны цели конфликтного взаимодействия, возможные действия в случае сопротивления оппонента, причем действия перечисляются в порядке нарастания силы [1, с.98].
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей. В этом определении акцент сделан на предмет столкновения в виде противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается неизвестным [2, с. 145].
Таким образом, можно выделить три основных компонента конфликта:
1) В конфликте всегда присутствует противоречие, столкновение позиций, за которым стоит различие интересов, ценностей или нормативных представлений сторон. Участники конфликта ощущают, что выигрыш первой стороны — это проигрыш для другой.
2) В конфликте всегда затрагиваются значимые для человека интересы или представления (независимо от того, о чем идет речь), что является причиной выраженных отрицательных эмоций у участников и становится часто основным препятствием в поиске разумного выхода из создавшегося положения.
3) Конфликт также обязательно предполагает элемент конфликтного поведения-противодействия, возникающего при попытке решить противоречие.
Конфликты закономерно приходят в нашу жизнь. Меняется жизнь, и меняются формы конфликтов.
Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
1. Внутриличностный конфликт – состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. И этот конфликт может быть функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение примет человек и примет ли его вообще [10, с. 46].
2. Межличностный конфликт – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.
3. Конфликт между личностью и группой. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются ее участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или непринятие индивида группой.
4. Межгрупповой конфликт. Коллектив состоит из множества групп, и между такими группами могут возникать конфликты. Часто это происходит из-за различия целей, которые ставят перед собой участники групп.
Конфликты могут ожидать нас в каждой встрече с новым человеком или с новой ситуацией. Избежать их невозможно, они необходимы для развития, для роста, иначе наступает застой. Межличностные отношения в процессе развития требуют регулировки, гармонизации, приведения к согласию.
Конфликтовать конструктивно – значит выявлять разногласия или противодействия, чтобы направить усилия всех конфликтующих сторон на поиск и решение проблемы, вызывающей эти разногласия и противодействия [6, с. 90].
Таким образом, конструктивное поведение в конфликтной ситуации – умение личности не только разрешать противоречия, но также сохранять положительный потенциал отношений с оппонентом, минимизировать негативные последствия конфликта. Овладение умениями конструктивного поведения позволит ребенку успешно адаптироваться в коллективе, способствует успешной социализации и интеграции в обществе, то есть обеспечит ему в дальнейшем социально-личностное развитие.
1.2 Условия формирования конструктивного поведения
Известно, что мотивация достижения формируется у младшего школьника, если он преодолевает трудности, получая столько помощи, сколько ему необходимо для достижения успеха. Произвольная саморегуляция является результатом развития навыка самоконтроля. Позитивная самооценка – следствие продуманной оценочной политики учителя, ориентированной на подчеркивание успехов и сравнение ребенка самого с собой на разных этапах его развития. Исходя из этого, Н.В. Калинина предлагает следующие способы создания особой атмосферы для формирования умений конструктивного поведения:
1) Оказание поддержки ребенку со стороны учителя;
2) Демонстрацию ему любви и принятия;
3) Отказ от запугивающих стратегий и тревожного типа воспитания;
4) Создание ситуаций успеха, опору на успех при организации деятельности;
5) Оказание помощи в преодолении трудностей;
6) Поддержку веры ребенка в себя;
7) Использование оценки с четкими критериями, понятными ребенку, сочетание оценки и самооценки при ведущей роли последней;
8) Развитие функций самоконтроля и саморегуляции и опору на них при организации взаимодействия.
Создание этих условий вокруг ребенка необходимо, но недостаточно для развития личностных составляющих социальной компетентности. Как показывает практика, изменение внешней среды далеко не всегда может обеспечить ребенку эффективную адаптацию. Здесь важен фактор собственной внутренней активности, его внутренних резервов, которые надо наращивать в ребенке. В качестве такого резерва нам представляется способность к преодолению трудностей [7].
С трудностями ребенок (да и каждый человек) сталкивается на каждом шагу. Преодолевают их все по-разному. Одни получают душевные увечья, другие – конструктивно их преодолевают и получают стимул дальнейшего развития. Овладение навыками конструктивного поведения в трудных ситуациях делает личность неуязвимой и высоко адаптивной к любым условиям. Поэтому очень важно, чтобы дети умели адекватно относиться к неизбежным трудностям, учились конструктивно, а значит, без ущерба для своего здоровья справляться с этими ситуациями. Под конструктивным поведением здесь понимается реализация экономичных для личности и экологичных для окружающих действий, направленных на удовлетворение потребностей [6, с. 92].
Конструктивному поведению ребенка нужно обучать специально. Существует программа такого обучения, предложенная Н.В. Калининой, включающая в себя следующие основные компоненты:
1) Наблюдение за поведением ребенка и оценка конструктивности его поведения.
2) Обучение ребенка приемам логического анализа ситуаций.
3) Расширение когнитивных возможностей ребенка по вариантам выхода из трудных ситуаций.
4) Анализ опыта других людей по выходу из трудных ситуаций.
5) Процесс рисования;
6) Литеропсихотерапия (лечебное чтение);
7) Игротерапия;
8) Общение [7].
Конструктивные способы выхода из трудных ситуаций могут быть представлены несколькими вариантами:
а) поведение, сохраняющее в трудной ситуации направленность на достижение первоначальной цели (управление собой, приложение волевого усилия);
б) поведение, ориентированное на достижение первоначальной цели с помощью других лиц (обращение за помощью, выступление в роли организатора);
в) нормативное поведение (принятие ответственности на себя);
г) поведение, направленное на снижение психической напряженности, возникающей в трудной ситуации (используются различные приемы саморегуляции, элементарные формулы самовнушения, самоприказ, физическое расслабление, точечный массаж и т.п.).
Таким образом, в ходе анализа литературы выяснилось, что конструктивному поведению ребенка нужно обучать специально и это, прежде всего, работа учителя. Учителю необходимо создать благоприятную атмосферу в классе, которая поможет наиболее эффективно сформировать умения конструктивного поведения у младших школьников. Существуют различные способы создания благоприятной атмосферы: оказание поддержки ребенку со стороны учителя; отказ от запугивающих стратегий и тревожного типа воспитания; создание ситуаций успеха, опоры на успех при организации деятельности; оказание помощи в преодолении трудностей; использование оценки с четкими критериями, понятными ребенку, сочетание оценки и самооценки при ведущей роли последней.
1.3 Характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст - важнейший этап в развитии личности, её социализации и формирования социальной компетентности. И.А. Маслова предлагает следующее определение социальной компетентности: «Это интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением» [8, с.23]. Для младшего школьника общество представлено широким (мир, страна) и узким (семья, школа, двор) окружением. Его социальная компетентность определяется тем, насколько он осведомлен о том и другом. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях, социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Поэтому, одним из важных путей развития социальной компетентности считается формирование у ребенка знаний о способах поведения и взаимодействия в каждом из этих окружений [5, с. 65].
Младший школьный возраст – это первый период приобщения ребенка к общественной жизни в социально значимой деятельности. Здесь складывается целый ряд личностных образований, важных для социальной адаптации [9, с.151].
Во-первых, развивается и кристаллизуется мотивация социально значимой деятельности. Причем, она располагается на одном из двух полюсов: стремление к успеху (достижение) и боязнь неудачи (избегание). Изначально младший школьник ориентирован на достижение успеха. Однако если он часто в процессе деятельности сталкивается с неудачами, то в его мотивационной сфере начинает преобладать мотив избегания. В психологических исследованиях доказано, что мотивация на успех является позитивной основой для социальной адаптации. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Эта мотивация определяет личностную активность. Мотивация боязни неудачи относится к негативной в плане достижения социальной компетентности. При этом типе мотивации человек стремится избежать ошибки, неудачи, порицания, наказания. Ожидание негативных последствий становится определяющим в его поведении в социуме. Еще ничего не сделав, человек боится провала и отказывается от деятельности. Следовательно, с позиций развития социальной компетентности значима мотивация успеха.
Во-вторых, в процессе интенсивного развития и качественного преобразования познавательной сферы ребенок овладевает своими психическими процессами, учится управлять ими. Они приобретают опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Это создает фундамент к возникновению и развитию способности к произвольной регуляции поведения и саморегуляции. Произвольная регуляция поведения (руководство в поведении сознательными, социально-нормативными целями и правилами, способность к саморегуляции) выступает в качестве второго существенного новообразования, значимого для развития социальной компетентности младшего школьника.
В-третьих, ребенок овладевает способностью смотреть на себя своими глазами и глазами других, у него развивается диалогичность сознания, критичность по отношению к себе и к окружающим, он становится способным к адекватной самооценке. Самооценка относится к центральным образованиям личности и в значительной степени определяет характер социальной адаптации личности, является регулятором поведения и деятельности. Следует отметить, что в силу значимости для младшего школьника потребности соответствовать ожиданиям взрослых и ориентации на позитивность, его адаптации более способствует высокая самооценка, чем низкая. Многочисленные исследования по влиянию самооценки младшего школьника на его социальную адаптацию подтверждают это положение. Следовательно, удовлетворенность собой и достаточно высокая самооценка являются важными составляющими социальной компетентности.
В-четвертых, на протяжении младшего школьного возраста у ребят складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Дети усваивают социальные нормы, вводят в межличностные отношения категории «плохо - хорошо», утрачивают безусловную ориентацию на взрослого и сближаются с группой сверстников. В этом плане для социальной адаптации востребованными оказываются навыки конструктивного взаимодействия. Диалогичность сознания позволяет младшему школьнику вести конструктивный диалог со сверстниками и взрослыми. Научаясь отличать свое мнение о себе от мнения других людей, младшие школьники познают возможность своего воздействия на собственное «Я» с целью его изменения. Ребенок начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия, а, значит, он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуациях [7].
Таким образом, в ходе анализа литературы было выяснено, что младший школьник обладает умениями конструктивного поведения, но эти умения находятся в стадии формирования. Формируется конструктивное поведение на таких личностных образованиях, как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Эти характеристики личности требуют особого внимания педагога. Их развитие во многом определяется той атмосферой, которая создается учителем в классе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Агеева Л.Г. Конфликтология : краткий теоретический курс / Л.Г. Агеева. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 200 с.
2) Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
3) Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога : учеб. пособие / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009 г. – 526 с.
4) Волков Б. С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. / Б. С. Волков. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.
5) Волков Б.С. Психология младшего школьника : учеб. пособие / Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2005. – 208 с.
6) Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения : Практикум. / Т.Г. Григорьева. - 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Издательство Новосиб. ун-та, 1999. – 121 с.
7) Калинина Н.В. Как научить ребенка преодолевать «тропинку трудностей»? [Электронный ресурс]: Формирование конструктивного поведения младших школьников. – URL: http://www.in-exp.ru/component/content/article/17-pract-upr-in-exp/59-konstrukt-poved-ml-schk.pdf
8) Маслова И.А. Социализация подростка в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования детей / И.А. Маслова. — Магнитогорск, 2007. – 176 с.
9) Рогов Е.И. Психология общения [Текст] / Е.И.Рогов. - М.: Издат. центр «Академия», 2009. -231с.
10) Тренев Н. Н. Управление конфликтами / Н. Н. Тренев. – М.: ПРИОР, 2001. – 96 с.
11) Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М., 1988. – 207 с.
12) Цыбульская М.В. Конфликтология : учебно-практическое пособие / М.В. Цыбульская. – М., 2007. – 150 с.
Автор(ы): Мельникова Юлия Сергеевна
Приложения: