С чего начинается Родина…
(о патриотическом воспитании дошкольников)
Кривоносова Татьяна Юрьевна
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни что пела нам мать…
Как точно и проникновенно сказано… Для ребенка-дошкольника это понятие начинается с того места, где он родился и растёт, с семьи, где его любят, оберегают, поддерживают. С детского сада, где ребенку хорошо и интересно, где появляются первые друзья.
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из главных и важных задач дошкольного образования. Но достичь определённых результатов в этом направлении возможно только совместными усилиями, взаимодействием семьи и детского сада. Ведь что такое патриотизм? Не ответишь одним словом. Для ребёнка это и любовь к родным и близким, к своему краю; это и гордость за свою страну, за её историю, победы и достижения. А начинается всё с родителей, с семейных традиций. Память – замечательная функция человеческого организма. Все яркие, тёплые моменты жизни, важные для человека люди, места – всё это остаётся в памяти и согревает душу, придаёт силу в трудных ситуациях. А ещё память сохраняет преемственность поколений. Очень важны свои традиции в семье и в группе детского сада. Дома – традиции совместных праздников, поездок, просмотров семейных фотоальбомов и видеозаписей. В саду – ежедневный утренний круг, проведение «Свечи памяти» и проход «Неизвестного полка» по территории сада, праздники для родителей. Знакомство с районом, в котором живём, тоже является частичкой работы родителей и воспитателей по воспитанию нравственно-патриотических чувств. Гуляя по улицам, паркам, важно обращать внимание на красоту природы, архитектуры, рассказывать дошкольнику об истории этих мест, побуждать к бережному отношению ко всему окружающему. Как итог, предоставить детям возможность отобразить в рисунках, поделках, устном творчестве свои чувства и впечатления об увиденном. Нельзя забывать о роли литературы в развитии нравственных и патриотических чувств дошкольников. Художественное слово – важнейшее средство передачи основных человеческих ценностей от поколения к поколению. Сказки, басни, проза и поэзия – со всем этим богатейшим материалом нудно знакомить детей и в саду, и в семье. Сила добра над злом, дружба, честность, справедливость не только радуют и восхищают детей, но и заставляют задумываться, анализировать, учат принимать решения и отвечать за свои поступки. А это является основой зарождения нравственности. Читая и рассказывая ребятам об ученых, космонавтах, о героях Великой Отечественной войны, о людях опасных профессий, мы, взрослые, воспитываем в детях желание быть похожими на этих людей, жить на благо народа своей Родины. Богата история России своими знаменательными событиями и знаменитыми героями героями. Русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Пётр I, Александр Суворов и Михаил Кутузов, Маршал Жуков, Юрий Гагарин! Бородинская битва, Ледовое побоище, Великая Отечественная война, полёт человека в космос! Нашим детям есть чем гордиться, и задача взрослых - рассказывать об этом, тем самым зарождая в сердцах маленьких граждан большой страны чувства причастности к этой великой истории. Необходимо начинать знакомство с историей своего государства ещё в детском саду, грамотно подбирая материал, в конкретными яркими, образными эпизодами и персонажами, которые привлекут внимание ребенка и не оставят его равнодушным. Опять же, эта работа должна проводиться и в семье, чью значимую роль для дошкольника невозможно переоценить. «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Наше прошлое - это наши национальные обычаи и традиции, народные песни, танцы, пляски, пословицы, поговорки, прибаутки. В нашем большом государстве, где живёт много народностей и национальностей, люди разных вероисповеданий, важно воспитывать в детях любовь, доброту и уважение к окружающим. Чувство патриотизма закладывается и возникает ещё в дошкольном периоде жизни детей. Семья и детский сад – два главных места социализации ребенка. У них несколько различны функции, но их взаимодействие в процессе нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения просто неоспоримо.
Автор(ы): Кривоносова Татьяна Юрьевна
Приложения: