Проблемы преподавания математики в старшей школе

Екимова Елена Тимофеевна

В настоящее время одной из важных задач современных учителей стала подготовка обучающихся к самостоятельному выбору будущей профессии, через понимание того, чем необходимо будет заниматься в дальнейшей жизни. Для учеников старших классов профильное обучение должно помочь решить такую проблему, как самоопределение в личностном плане, с учетом интересов и способностей каждого из школьников.

Математика, как естественнонаучная дисциплина занимает одно из основных направлений подготовки учеников и входит в перечень обязательных к сдаче экзаменов. Поэтому для школьников, которые решат связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с данным предметом, знание его просто необходимо, как для саморазвития, так и для успешной сдачи единого государственного экзамена для дальнейшего поступления в высшие учебные учреждения.

В современной школе одной из наиболее актуальных проблем предмета «Математика» стала необходимость совмещения подготовки формирования навыка и знания, именно для сдачи профильного экзамена. В едином государственном экзамене встречаются очень сложные задачи и вопросы, которые порой не могут решить даже опытные специалисты. Эти задания обязательно включены в перечень для решения их на экзамене. Так же проблемой является недостаток времени для практики решения задач по математике. В профильных классах выделяется большое количество часов для изучения предмета, но и программа там сложнее, она касается тем, которые в обычных классах не изучают.

Главные проблемы связаны с выбором самого профиля обучения. Ведь очень часто желания учащихся настолько разнообразны, что собрать даже один класс очень сложно. Среди причин неполной реализации потенциала профильного обучения можно выделить такие как: отсутствие необходимой системы профессиональной ориентации в основной школе, отсутствие альтернативных профилей классов в одной школе, изменение профиля обучения касается трудностей - необходимости перехода в другой класс, а может и в другую школу.



Проблемы преподавания математики в старшей школе могут быть разнообразными и многогранными. Вот некоторые из них:

1. Недостаточная мотивация учащихся: Многие старшеклассники не видят практического применения математики в своей жизни, что приводит к снижению интереса к предмету.

2. Разнообразие уровней подготовки: В классе могут учиться ученики с разным уровнем подготовки, что затрудняет преподавание. Учителю сложно найти баланс между углубленным изучением для одних и доступным объяснением для других.

3. Сложность содержания: Некоторые темы, такие как алгебра, геометрия и анализ, могут быть трудными для восприятия, особенно если у учеников есть пробелы в базовых знаниях.

4. Методы преподавания: Традиционные методы обучения, основанные на запоминании и механическом решении задач, могут не способствовать глубокому пониманию материала. Необходимы более интерактивные и практико-ориентированные подходы.

5. Отсутствие связи с другими предметами: Часто математика не связывается с другими дисциплинами, что может привести к ощущению изолированности знаний.

6. Проблемы с оцениванием: Система оценивания может не отражать истинные знания и умения учащихся, что приводит к стрессу и снижению мотивации.

7. Недостаток квалифицированных преподавателей: В некоторых регионах может наблюдаться нехватка учителей, способных эффективно преподавать математику на высоком уровне.

8. Технологические барьеры: Не все школы имеют доступ к современным технологиям и ресурсам, которые могут сделать обучение более интересным и эффективным.

9. Психологические барьеры: У многих учеников есть страх перед математикой, что может мешать их обучению и восприятию предмета.

10. Нехватка времени: Учебные программы могут быть перегружены, и учителям не хватает времени, чтобы углубленно объяснить сложные темы или уделить внимание каждому ученику.

11. Несоответствие программы с требованиями аттестации. Главная цель современных школ — подготовка школьников к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ, чтобы в дальнейшем они могли поступить в средние профессиональные и высшие учебные заведения. Соответственно, школьная программа не направлена на решение практических задач, а методических материалов для преподавателей довольно мало. 

12. Ограниченное количество времени. Урок длится всего 40 минут, за это время учителю необходимо объяснить тему, поставить перед учениками задачу и помочь им найти решение.

13. Шаблонность. Детям объясняются новые темы, предоставляются правила и готовые шаблоны по решению разных задач. Соответственно, ученик, видя перед собой задачу, не будет самостоятельно мыслить и искать пути решения, применяя полученные знания на практике, а лишь вспомнит шаблон, по которому такой пример уже решался.

14. Проблема, связанная с учебниками. Одни и те же темы могут быть изложены в учебниках за разные годы обучения. Например, ученик, перешедший из начальной школы в основную, в 5 классе встречается с тем, что информация уже не нова, и ему становится скучно на уроках.

Решение этих проблем требует комплексного подхода, включающего обновление учебных планов, внедрение новых технологий, повышение квалификации учителей и создание более мотивирующей образовательной среды.

Нужно внедрять на уроки новые приёмы и методы. Можно использовать такие приемы на уроке, как «мозговой штурм», «снежный ком», «ромашка Блума» и тд.  На практике часто используются такие формы, как Неделя математики, вечера, различные соревнования, игры, викторины, конкурсы, школьные олимпиады, научные конференции, изготовление математических моделей и др.


Итак, в школьном  математическом образования есть проблемы, но все они решаемы.  Ведь самое главное для учителя  – научить школьника мыслить, рассуждать, доказывать. Одна из задач сегодня – продвинуться в понимании того, как успешно решать профессиональные задачи нам, учителям математики, адекватно отвечая на вызовы времени, на современные потребности государства и общества. Как обнаружить и пробудить талант, дать ему раскрыться в полную меру, как готовить умных и знающих, творческих и целеустремлённых, любознательных и трудолюбивых. Мы знаем, что это нелегко. Настоящий учитель математики не боится трудностей. Он не ищет лёгких путей. Он ищет пути правильные – ведущие к поставленной цели. 


Автор(ы): Екимова Елена Тимофеевна
Приложения: