Психо-физиологические особенности младших школьников

Дычаковская Галина Игоревна,
учитель начальных классов ГБОУ школа № 573
Приморского района Санкт-Петербурга

Некоторые возрастные и психологические особенности ребёнка в начальной школе:

·       Анатомо-физиологические особенности. В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга — от 90 % веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95 % в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы: развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга.

·       Нервная система неустойчива. Для детей младшего школьного возраста характерны быстрая утомляемость, невозможность лёгкого переключения с одной деятельности на другую. Они не могут долго выполнять монотонную работу, часто отвлекаются, торопятся и бывают неаккуратными.

·       Личностные особенности. К ним относятся отношение к познанию как к игре, большая впечатлительность, доверие к учителю на фоне высокой потребности в похвале, большая подражательность и послушание по отношению к значимым взрослым, повышенная реактивность (импульсивность, нетерпеливость, стремление к действию).

Психофизиологические особенности младших школьников:

Активное развитие нервной системы. В нервной системе процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, дети этого возраста очень эмоциональны и непоседливы. К 7 годам созревают отделы лобной доли головного мозга, что становится основой для формирования произвольного поведения в будущем.

Повышенная утомляемость.  Работоспособность детей через 20–25 минут урока значительно снижается.

Особенности костно-мышечной системы и организации движений. Крупные мышцы развиваются быстрее, чем мелкие, поэтому детям сложно выполнять мелкие точные движения, необходимые при письме. К 7 годам активно развивается двигательный организатор, дети легко выполняют размашистые и широкие движения.

Слабость произвольного внимания.  Младшие школьники могут сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации. Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание: всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников без всяких усилий с их стороны.

 

Особенности мышления ребенка младшего школьного возраста.

У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на всё яркое.

Мышление младших школьников находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, что вносит в мыслительную деятельность учащегося двойственный характер: конкретное мышление, основанное на реальной действительности и непосредственных наблюдениях, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

Особенности и свойства памяти у младших школьников.

Младшие школьники легко и прочно запоминают небольшой по объёму языковой материал и хорошо его воспроизводят. В начальных классах запоминание носит механический характер, который основан на многократном повторении и силе впечатления акта восприятия.

Младшие школьники лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Они склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала

Некоторые особенности и свойства памяти у младших школьников:

·       Преимущественно непроизвольный характер. Дети запоминают в основном яркое, интересное, громкое, то, что движется. При непроизвольном запоминании не ставится определённая цель относительно того, что нужно запомнить, запоминание происходит как бы само собой.

·       Лучше запоминается наглядный материал. Продуктивность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминания словесного.

·       Склонность к механическому запоминанию. Младшие школьники способны запомнить дословно достаточно большой объём материала без попытки пересказать его своими словами.

·       Сложности с воспроизведением заученного материала. Это связано с малым словарным запасом и неумением оперировать понятиями.

Свойства памяти у младших школьников:

·       Развитие прочности памяти. Учебная деятельность требует максимально точного запоминания услышанной информации и её воспроизведения через промежуток времени.

·       Совершенствование способов запоминания. Ребёнок ищет более эффективные способы запоминания и воспроизведения заученного текста. Например, он может разбить на смысловые части текст, выделить главное, составить план текста, придумать ассоциации к запоминаемому материалу.

Эмоциональное развитие.

Ребёнок учится управлять своими эмоциями, понимать и выражать свои чувства, а также уважительно относиться к эмоциям других.

Эмоциональное развитие младших школьников характеризуется следующими особенностями:

·       Лёгкая отзывчивость на происходящие события и окрашенность восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями.

·       Непосредственность и откровенность выражения своих переживаний (радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия).

·       Готовность к аффекту страха. В процессе учебной деятельности ребёнок переживает страх как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием.

·       Большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности).

·       Эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учёбе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками.

·       Свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются детьми, мимика других воспринимается часто неверно, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников.

·       Постепенно дети учатся сдерживать свои чувства и не проявлять их слишком бурно. Уже в первом классе школьники способны к проявлению воли и контролю над своими эмоциями.

Для эмоционального развития младших школьников педагог может использовать различные игры и упражнения, например: игры, направленные на сближение детей друг с другом и с учителем, игры-ситуации, активизирующие общение, игры, направленные на развитие психической устойчивости, эмоциональные паузы, физические упражнения, направленные на стабилизацию эмоционального состояния.

 В итоге можно сказать, что младшие школьники:

 ·       Физиологически развиваются. В этом возрасте продолжается рост ребёнка, совершенствуется работа нервной системы и головного мозга. 1

·       Овладевают учебной деятельностью. 14 Она становится ведущей и влияет на другие виды деятельности: игровую, трудовую и общение.

·       Овладевают учебными навыками. Ребёнок осваивает основы учебной деятельности: умение слушать, концентрироваться, запоминать информацию, решать элементарные задачи.

·       Становятся самостоятельными. Они начинают более самостоятельно справляться с повседневными задачами, такими как личная гигиена, подготовка учебных материалов.

·       Развивают творческие способности. Ребёнок учится рисовать, конструировать, находить нестандартные решения задач.

·       Эмоционально развиваются. Ребёнок учится управлять своими эмоциями, понимать и выражать свои чувства, а также уважительно относиться к эмоциям других.


Автор(ы): Дычаковская Галина Игоревна
Приложения: