Методическая работа

Заворотняя Ольга Михайловна

Методическая работа в школе – это целостная система, основанная на достижениях передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса.

Методическая работа - важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива школы. Повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет возможность в ходе своей работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания.

Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью школы в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива школы.

Методическая служба в школе даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося. Поэтому определить цели и задачи методической работы - значит определить результативность, что зависит, прежде всего, от профессионально значимых качеств учителя.

Функции методической работы

Необходимость решения перечисленных задач вытекает из непосредственных потребностей самой школы в обеспечении образовательного процесса программно-методическим материалом, в подготовке педагогических кадров к решению поставленных перед ними задач. Названные функции можно считать основными, если не перечислять ряд важных функций, относящихся к самому учителю. Прежде всего благодаря активному участию в методической работе, учитель сохраняет и закрепляет своё положение в школе; обучение делает учителя более гибким и мобильным, приспособленным к внешним изменениям, конкурентоспособным; обучение на рабочем месте способствует достижению учителем желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей уверенности в себе, влияет на профессиональную карьеру; методическая работа играет роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных, профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в труде.

 

 

Структура методической службы

В реализации функций методической работы определена следующая структура методической службы школы, которая выглядит таким образом:

1.     Педагогический Совет

2.     Методический Совет школы

3.     Школьные методические объединения учителей-предметников

 

Педагогический совет:  Положение о Педагогическом совете

Главными задачами педагогического совета являются:

- объединение усилий педагогического, родительского, ученического коллективов Школы на повышение уровня учебно-воспитательной работы;
- внедрение в практику достижений педагогической науки и передового опыта педагогических работников.

 

Педагогический совет Школы утверждает план работы Школы, методических объединений учителей, информации и отчеты работников Школы, сообщения о состоянии санитарно-гигиенического режима Школы, здоровья обучающихся и другие вопросы деятельности Школы.


Педагогический совет Школы принимает решение о:
 - создании детских объединений обучающихся;
 - допуске обучающихся к экзаменам, переводе обучающихся в следующий класс;
 - выдаче аттестатов об основном общем образовании и аттестатов о среднем общем образовании;
 - о поощрениях, взысканиях;

Педагогический совет собирается на свои заседания не реже одного раза в три месяца.

На заседаниях педагогического совета могут присутствовать:

- работники Школы, не являющиеся членами педагогического совета;

- родители (законные представители) при наличии согласия педагогического совета.
Председателем педагогического совета является директор Школы.   

 

Методический совет школы является центром работы в школе

Методический совет руководит педагогической деятельностью. Цель деятельности методического совета – организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методической учёбы педагогических кадров. В его состав входят руководители школьных методических объединений и заместитель директора по УВР.

В течение последних лет методсовет вёл свою работу по следующим направлениям:

·         создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;

·         координация работы ШМО;

·         диагностика профессиональной деятельности учителей.

Основными задачами МС являются следующие:

·         Организация систематической профессиональной подготовки педагогических кадров.

·         Анализ эффективности работы школы, определение проблем, цели, задач на ближайший период и на перспективу.

·         Создание необходимых условий для обеспечения внедрения педагогических технологий, реализации Программы развития школы.

·         Обобщение передового педагогического опыта учителей.

В МС имеются следующие материалы:

·         план работы школы на учебный год;

·         образовательная программа школы;

·         Программа развития школы;

·         план работы ШМО;

·         методические материалы, разработанные учителями школы (разработки уроков, внеклассных мероприятий);

·         материалы по аттестации учителей;

·         материалы по экзаменам и итоговым проверочным работам;

·         олимпиады по предметам и материалы  школьного интеллектуального марафона;

·         учебно-методическая литература в помощь учителю.

 

Школьное методическое объединение учителей-предметников

Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников и классных руководителей, является школьное методическое объединение (ШМО). Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.

В нашей школе работают следующие ШМО: 

·         МО учителей начальных классов

·         МО учителей гуманитарного цикла

·         МО учителей естественно-математического цикла

·         МО учителей физической культуры и ОБЖ

·         МО классных руководителей

Планирование работы ШМО строится на основании задач, вытекающих из оценки школы, методического объединения, из проблемных полей деятельности всех методических подразделений, вытекающих из анализа результативности работы за предыдущий год.

Формы организации и проведения ШМО могут быть следующими:

·         лекция;

·         теоретический семинар;

·         семинар-практикум;

·         творческая дискуссия;

·         час коллективного творчества;

·         ярмарка методических идей;

·         методический тренинг;

·         встреча за круглым столом.

В ходе работы могут проводиться объединённые заседания ШМО.

Самообразование учителей пронизывает все компоненты системы методической работы, обеспечивая более высокий уровень их функционирования, поэтому оно является системообразующим компонентом.


Автор(ы): Заворотняя Ольга Михайловна
Приложения: