Модель развивающего взаимодействия школы и родителей
Кривошапкина Людмила Афанасьевна
Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения для становления личности ребенка. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - важный механизм всестороннего развития ребенка.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: семья и школа.
Семья - разновозрастной коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим. Так же она призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек и отношений.
Школа — не только обучает и дает знания, это пространство, где складываются социальные связи, от которых зависит личностное развитие учащихся. Взаимодействие с разными людьми помогает научиться работать в команде, находить общий язык с разными людьми и адаптироваться к изменениям. Знания о том, как строить социальные отношения, будут полезны в дальнейшем, как в личной жизни, так и в профессиональной сфере.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы.
Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки. В этом процессе главными задачами педагогов являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка.
Отношения «школа и семья» могут существовать и формироваться определенным образом и прямым контактом их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок и его становление как отдельной личности.
Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.
Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.
Семьи очень разные, у каждого свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции и мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в любой конкретной ситуации.
Главной целью взаимодействия школы и семьи является: успешное развитие и реализация личности ребенка.
Задачи:
· Создать в школе условия для взаимодействия с родителями;
· Планировать работу с родителями на основе семейного социума и психологического климата;
· Привлекать родителей к участию в жизнедеятельности школы;
· Оказывать помощь родителям в воспитательном процессе.
Направление работы:
Ø Социолого – диагностическое
Ø Консультативное
Ø Информационное
Ø Психолого – педагогическое
Ø Практическое
Результатом является успешное развитие учащихся и реализация потенциала родителей и детей.
Данный модель взаимодействия школы и семьи учащихся понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. В основе модели лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а педагоги призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. И это создает содружество «родитель – ребенок - педагог», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Автор(ы): Кривошапкина Людмила Афанасьевна
Приложения: