Методическая разработка по развитию речи для подготовительной группы
Занимательная история прошлого книги
Попова Ирина Васильевна
Цели:
- расширить кругозор и познавательный интерес к книге
- закрепить представлений о книге, ее многообразии и назначении
- расширение словарного запаса
- развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия.
Задачи:
- Познакомить детей с историей происхождения книги.
- Рассказать воспитанникам о способах изготовления книги.
- Дать детям знания о том, как изменялась книга со временем.
- Возбудить интерес к чтению.
- Воспитать бережное отношение к книге.
Виды детской деятельности:
-игровая
-коммуникативная
-познавательно-исследовательская.
Используемые материалы:
Иллюстрации с изображением старинных книг; наскальная живопись, египетский папирус, свитки.
Изображение печатного станка, иллюстрации процесса издания книги.
Ход занятия
- Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы подумайте и скажите, что это?
Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
Нет лап, нет рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет. (Книга).
-Все верно, это – книга.
А для чего нужны книги?
(Ответы детей)
-Молодцы! Тогда у меня для вас есть другая загадка.
Книжки в нем стоят на полках,
Не валяются без толку.
Строго выстроились в ряд,
Почитать их каждый рад.
Он большой, как батискаф,
Наш любимый… (Книжный шкаф)
-Все верно, книжный шкаф нам нужен для хранения книг. У меня для вас есть еще одна загадка.
Стоит огромный
Светлый дом.
Десятки тысяч
Книжек в нём.
(Библиотека)
-Тогда, слушайте другую загадку.
Достанет книги все для нас,
Любой рассказ она нам даст.
Где книга каждая стоит,
Она покажет, объяснит.
Конечно, это не аптекарь,
А умный наш…
(Библиотекарь)
-Да, вы правы, это библиотека и библиотекарь. Итак, мы с вами вспомнили, для чего нужны книги, как и где их хранят.
- А всегда ли книги были такими, как вы думаете?
(Не всегда).
- Ребята, а из чего делают книги? (из бумаги)
-А зачем нужны книги? (Чтобы хранить в себе историю, и передавать информацию)
-Ребята, а вы знаете, какими были первые книги? (ответы детей)
-Я предлагаю нам с вами отправиться в далекое прошлое, и раскрыть все секреты первых древних книг. Давным-давно с незапамятных времен люди рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что сами знали, а вот записать свои мысли не умели, потому что не знали на чём это можно делать. Вот однажды маленький мальчик сидел на большом камне, а другим камнем стучал по нему. Вдруг у него получился значок, похожий на человечка, и он решил, что так запечатлел себя, а потом он рядом изобразил деревце и сказал, что он сидит под деревцем. Так люди стали выбивать на камне разные силуэты людей, животных и растений. Тем самым рассказывая друг другу о своих историях. Так появилась первая каменная книга. Не смотря на то, что такие каменные книги создавались людьми очень много веков назад, сохранилась самая большая книга из камня. На создание такой книги у людей уходило много времени. Работа была очень кропотливая и трудоёмкая. Как вы думайте почему?
Вместе с воспитателем делают вывод, что камень прочный и на нём тяжело делать рисунки.
- За период своей истории книги прошли длинный путь развития: от глиняных табличек Вавилона и Шумера, египетских папирусов, пергаментных книг средних веков к таким привычным для нас книгам из бумаги и вплоть до современных электронных книг. Книги существуют уже более 500 лет. Как мы уже знаем, раньше книги имели другой вид, часто непривычный для нас. Наши далёкие предки были людьми изобретательными и использовали для изготовления первых книг то, что предлагала им окружающая природа. До того, как люди стали рисовать на камне они передавали информацию устно. Сначала средством сохранения и передачи информации о событиях и людях была человеческая память. Необходимые сведения заучивались наизусть и на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы (показать иллюстрацию).
И только потом, люди изобрели рисуночное письмо. (Показать иллюстрацию).
Я видел древних письмена
На диких скалах Енисея.
Таинственная старина,
Потомков поздних не жалея
Проводит хитрые черты
Для их гадательной мечты!
Человек изображал в рисунке какие-либо действия. Такое рисуночное послание на какую-нибудь тему можете составить и вы. Нарисовать, например, как вы ходили гулять с группой или родителями, что случилось во время прогулки, и что произошло потом.
Точно также древний человек, когда хотел, что-то донести, оставлял послания в качестве наскальной живописи. На них отражались впечатлениях людей от наблюдения окружающего мира. Там были сцены из процесса охоты и бытовой жизни древних людей.
Прошло 100 лет и люди придумали писать силуэты на глине. Глина более мягкий материал, и он оказался удобнее для письма. Глина раскатывалась и пока она не высохла, на неё наносили иероглифы и рисунки. После этого глиняные дощечки клали на солнце сушить. Когда глиняные страницы книги подсыхали, их переносили в помещение, собирали вместе и хранили. Давайте и мы с вами попробуем нанести рисунок на глиняных страницах. Глина похожа на пластилин, из которого вы лепите поделки, такая же мягкая и податливая, наносить рисунок на нее гораздо легче, чем на камне.
Жители северных стран оставляли послание другим поколением помимо прочего на костях животных, а китайцы – на шелке (показать иллюстрацию).
Но, конечно, не всё можно передать в таком рисунке и послание было малоинформативным. К тому же было место непониманию, когда один человек мог понять по своему, а другой иначе.
Постепенно люди искали новые способы передачи мысли. Человек уже придумал буквы, умел писать. Он записывал то, что хотел запомнить. На чём же он писал? Он по-прежнему оставлял какие-то сообщения на камнях, скалах, костях, только это уже были не рисунки, а надписи (показать иллюстрацию).
В разных странах писали на том материале, который находился вокруг. Например, на разнообразных дощечках. (Показать иллюстрацию).
- Как вы думаете, удобно было читать такие книги. (Ответы детей).
- Нет, неудобно. Они тяжёлые, и надписи не всегда можно рассмотреть.
Люди стали пробовать писать на других материалах.
В античные времена люди стали использовать восковые таблички.
В Древней Руси люди писали на бересте – это был дешёвый, но недолговечный материал. Береста – это наружная часть берёзовой коры, Буквы процарапывали особыми костяными инструментами (показать иллюстрацию).
История возникновения книги продолжается у древних египтян, которые фиксировали свои надписи на прообразе привычной для нас бумаги – папирусе (показать иллюстрацию).
К сожалению, папирус не очень прочный. Поэтому человек искал новый материал для письма.
Им стал пергамент. Пергамент стал новым этапом производства книги, ведь он был мягким, прочным и удобным, по сравнению с берестой и папирусом. По привычке, пергамент хранили свитками. Но со временем начали сгибать в несколько раз, и образовывались своеобразные тетради. Такие тетради скреплялись, а обложкой служили деревянные таблички, обтянутые кожей животных (показать иллюстрацию).
Из пергамента впервые стали делать книги, очень похожие на современные. Они были очень дорогие, ведь на одну книгу требовалось целое стадо коров! Купить книгу мог только богатый человек.
Помогла человеку бумага. Бумагу изобрели в Китае. Заслуга этого великого изобретения приписывается китайцу Чай Луню, который жил примерно около двух тысяч лет назад. И тогда появились первые книги из бумаги. Сначала их писали пером от руки. Обычно писал человек, у которого был красивый почерк. (Показать иллюстрацию с изображением летописца).
- А теперь, послушайте стихотворение.
Для чего нужна бумага?
Мы спросили у людей.
Для письма и документов,
И для всяческих затей,
Для альбомов рисовальных,
Для обоев, для газет,
Для тетрадей и билетов,
Для обёрток от конфет.
Книги пишут на бумаге,
Тут и там её найдём,
Даже разжигают печку...
Без неё мы пропадём!
Нужно было очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную.
- А что придумали люди, чтобы книг было много? (Придумали печатать).
Человек придумал печатный станок. (Показать печатный станок).
Первой печатной книгой была «Библия», которая увидела свет около 1455 года.
На Руси начало книгопечатанию положил Иван Федоров. 19 апреля 1563 года Иван Федоров приступил к набору первой страницы первой печатной книги. За его работой с большим интересом следил пришедший в типографию царь Иван Грозный.
«Апостол» - первая книга на русском языке, которую отпечатал почти пятьсот лет назад Иван Федоров (показать иллюстрацию).
- Как вы думаете, прежде чем напечатать книгу, что необходимо подготовить? (Ответы детей).
Материал для книги.
Над этим работают поэты, писатели, художники, а позже книгоиздатели.
Они решают, о чем будет книга, какого размера она будет, как она будет выглядеть, как будет оформлена.
Сейчас бумагу производят на больших предприятиях, а умные машины разматывают бумагу с барабана, разрезают, печатают, складывают листы в отдельные тетради и получается книга.
В нашем городе есть Музей Печати, где можно посмотреть на кабинет редакторов, главного редактора и настоящую типографию начала ХХ века. Место для открытия музея, посвящённого печати, выбрано неспроста: здесь, в доме на Мойке, в разное время располагались редакция газеты «Русь», издательство «Сельский вестник», издательство газеты «Правда». Редакцию последней газеты возглавлял Владимир Ленин. За три месяца в «Правде» вышло более 160 статей и заметок вождя мировой революции.
Такой непростой путь прошла книга! А сейчас я предлагаю вам поиграть!
Проводится сюжетно-ролевая игра «Восстанови историю». Детям предлагается из картинок составить цепочку: от прошлого к настоящему книги.
Итог занятия:
- Сейчас мы с вами знаем, какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы её знаем. Как много человек мыслил, думал, пробовал экспериментировать, внимательно изучал то, что его окружало. Сейчас бумагу делают из древесины. Она и по сей день остаётся главным материалом для письма и печатания.
Автор(ы): Попова Ирина Васильевна
Приложения: