Дидактические игры в математическом развитии
детей дошкольного возраста
Пестрова Анастасия Андреевна,
ГБДОУ д/с №82
Красносельского района Санкт-Петербурга
Для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать с целью решения конкретных задач образования.
Математическое развитие детей дошкольного возраста – это качественные изменения в познавательной сфере детей, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и логических операций, связанных с ними. Математическое развитие является значимым компонентом в формировании «картины мира» детей. Самым эффективным приёмом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений считается использование в процессе обучения в дошкольном учреждении различных развивающих игр. В процессе дидактической игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений дети приобретают новые знания, умения, навыки.
Эти игры учат детей понимать ряд сложных математических понятий, формируют представление о соотношении чисел и разрядов, цифр и числительных, развивают ориентацию в направлениях пространства и времени, учат их делать выводы.
Создание игровой формы занятий осуществляется с помощью игровых ситуаций и приемов, которые выступают для детей средством стимулирования и побуждения их к математической деятельности. Дидактическая игра характеризуется наличием определенной структуры, которая определяет игру и как игровую деятельность, и как форму обучения. Игры должны быть включены непосредственно в содержание образовательной деятельности как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре определяется возрастом детей, целью, заданием и содержанием урока. Это может быть использовано как учебное задание, упражнение, направленное на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Дидактические игры также уместны в конце занятия для того, чтобы воспроизвести, закрепить пройденный материал с детьми.
При формировании математических представлений у детей широко использовать нужно разнообразные дидактические игровые упражнения, занимательные по форме и содержанию: с предметами, настольные печатные игры, словесные игры, игры по моделированию плоскости, логические игры, шутливые задания, кроссворды, головоломки, развивающие игры. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе проведения этих игр дети во многом приобретают новые знания самостоятельно, при этом активно помогая в этом. Использование дидактических игр требует отслеживания интереса дошкольников к игре на протяжении всего занятия. Педагог сам должен в некоторой степени включаться в игру, в противном случае его руководство и влияние будут не очень естественными. Умение быстро включаться в игру является показателем педагогического мастерства. Игра, которая интересна детям, которая доставляет им удовольствие и удовлетворение, оказывает положительное влияние на проведение последующих игр. Способы и средства, которые повышают детскую эмоциональность к игре, являются не самоцелью, а как путем, который ведет к решению дидактических задач. Математическая составляющая в содержании игры всегда выдвигается на первый план. Только в этом случае игра будет выполнять свою роль в своем предназначении, а именно способствовать математическому развитию детей и воспитанию интереса к математике.Дидактическая игра - это не развлечение, и не стоит рассматривать ее как занятие, доставляющее удовольствие ради удовольствия. Понятие "дидактическая игра" подчеркивает ее педагогическую направленность, это понятие отражает многообразие ее применения. Применение дидактических игр в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Реализация дидактической игры должна осуществляться в следующих режимных моментах: первая половина дня – утренние часы в режимные моменты, в непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП, на прогулке; вторая половина дня – самостоятельная игровая деятельность детей, совместные с педагогом игры. Организация дидактических игр проводится в форме подготовки к проведению игры и непосредственно проведение самой игры. Перед началом игры взываю детей к ней интерес, желание играть. Это достигается благодаря использованию в дидактических играх считалок, загадок, сюрпризных моментов, сговора на игру, интригующего вопроса, напоминания об игре, в которую накануне играли дети.
Перед тем, как начать работу по элементарной математической подготовке, с детьми следует проводить предварительную работу.
Сначала дошкольникам нужно предложить вопросы, с помощью которых можно выяснить об интересующих их играх (особое внимание акцентировать на играх по величины и геометрическим представлениям). Только после этого с дошкольниками рекомендуется проводить игры, такие как: «Поможем, Чебурашки починить одеяло», «Какая крыша выше?», «Конструктор», «Построй елочку из полосок разной длины», «Кто больше принесет» и другие. Данные игры направлены не только на развитие элементарных математических представлений, но и на развитие произвольной памяти.
Затруднения вызывают игровые упражнения, где нужно воспроизвести большое количество геометрических фигур («Поможем, Чебурашки починить одеяло»), но количество воспроизведений постепенно увеличивается. Кроме традиционных занятий можно проводить математические праздники («Путешествие по стране геометрических фигур»), где дошкольники активно применяют знания, полученные на занятиях.
Значение простого, но занимательного математического материала, определяется, учитывая возрастные возможности детей и задачи всестороннего развития и воспитания: активизация умственной деятельности, повышение интереса средствами математического материала, увлечение и развлечение детей, расширение, углубление математических представлений, закрепление полученных знаний и умений, формирование навыков и применения их в других видах деятельности. Таким образом, приобщение детей к математике в игровой и занимательной форме, может помочь ребёнку в будущем быстрее и легче осваивать школьную программу.
Автор(ы): Пестрова Анастасия Андреевна
Приложения: