Анализ параметров сюжетно-ролевой игры в ДОУ
Руководитель проектного исследования,
наставник Бахонская Юлия Вячеславовна
педагог-психолог ГБДОУ 69
Выборгского района Санкт-Петербурга
В проектном исследовании принимали участие студенты Гуманитарного институт Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого, 3 курс группы 3834402/20101; 3834402-20102 Кулиева Нуржахан ; Юлдашова Дилдара; Ягшымурадова Дильназа; Эргешова Лейла.
Игра - продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения».
Для диагностики параметров сюжетно-ролевой игры использовались критерии, обозначенные в сводных таблицах 1–3.
Таблица 1.
Сводная таблица 1. Подготовительная группа
Шкала оценки показателей выявляет уровень проявленности указанного критерия и включает значения от 1 до 3 баллов, где
1 балл - низкий уровень;
2 балла - средний уровень;
3 балла - высокий уровень.
Оценивание детей старшей группы проводилось по таблице 2
Таблица 2.
Сводная таблица 2. Старшая группа
Таблица 2.
Сводная таблица 3. Младшая группа
Исследование проводилось в детском саду №69 Выборгского района г. Санкт-Петербург. В нем принимали участие дети с младшего по подготовительный возраст.
При наблюдении за игрой в подготовительной группе, было организовано разделение детей в две подгруппы: пять и шесть человек. Также остались дети, которые не захотели принимать участие в сюжетно-ролевой игре. В первой подгруппе дети были задействованы в ролевой игре “Дочки матери”.
Основные параметры оценивания представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Параметры оценивания детей младшей группы
Исследования показали, что дети имели сложности с организацией процесса, а также с концентрацией внимания во время игры, часто отвлекались и забывали о сюжете. У детей отсутствовала инициатива к продолжению и поддержанию игрового процесса. Коммуникация со сверстниками носила прерывистый характер. Также было отмечено, что некоторые дети уходили из коллективной игры, предпочитая играть в одиночку, сохраняя при этом основной сюжет. Во второй подгруппе дети были задействованы в сюжетно-ролевой игре “Строители”. Дети быстро распределились на роли, организовали процесс игры, однако отмечались трудности с удержанием роли и концентрацией на процессе, а также присутствовали трудности в коммуникации со сверстниками.
В группе детей старшего возраста проводилась сюжетно-ролевая игра “Больница”, количество участников: семь. Дети самостоятельно выбрали роли, следовали им, а также продумывали сюжет. В процессе игры отмечалась малая концентрация, выпадение из сюжета, отвлечение на посторонние предметы. Также дети проявляли незаинтересованность в коммуникации со сверстниками, из-за чего игра трансформировалась в единоличное участие. Также была отмечена низкая инициатива в поддержании игрового процесса. Дети показали низкий уровень знания своего тела, процесс взаимодействия был нарушен, и каждый из участников игры переключился на манипулирование предметом.
В ходе диагностики подготовительной группы были выявлены низкие показатели по критериям “Плановость” и “Самостоятельность” игры, “Использование эпизодов сказок в комбинации с реальной жизнью” для развития сюжета, “Осознание необходимости соблюдения правил для реализации роли”. Также в ходе наблюдения были отмечены сниженная концентрация и устойчивость внимания, частая переключаемость на альтернативный сюжет, ведущая роль педагога в организации игрового процесса. Данные результаты свидетельствуют о том, что участники в большинстве ситуаций имеют сложности с самоорганизацией, самостоятельным придумыванием сюжета и сохранением выбранной сюжетно-ролевой концепцией.
Заключение
В ходе работы были проанализированы существующие подходы к классификации параметров игры, выявлены ключевые параметры для каждой возрастной группы, и составлена таблица, которая отражает ключевые компоненты организации успешной игровой деятельности, такие как структура игры, распределение ролей, соблюдение игровых правил и развитие сюжета. Эти элементы способствуют развитию важных навыков у детей — от социальной адаптации до творческого мышления.
Созданная сводная таблица параметров представляет собой важный инструмент, который может использоваться педагогами для гибкого подхода к игровым занятиям, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Выявленные в ходе исследования параметры сюжетно-ролевой игры могут послужить основой для дальнейших педагогических разработок и программ, направленных на комплексное развитие детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Автор(ы): Бахонская Юлия Вячеславовна
Приложения:
6726392e4769f_Анализ_параметров_сюжетно_ролевой_игры.doc