Экологический квест «Юные спасатели океанов»

Кравчук Надежда Александровна

Тема занятия: Юные спасатели океанов

Цель занятия: Формирование у учащихся экологических привычек

Образовательные задачи:

1.     Расширить и обогатить знания о Мировом океане, его жителях, проблемах.

2.     Знакомство с картой мира.

3.     Сформулировать последовательность этапов раздельного сбора мусора. Научить сортировать мусор.

4.     Обогащение словарного запаса учащихся.

Развивающие задачи:

1.     Развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, умение рассуждать, делать выводы.

2.     Развивать познавательную и речевую активность учащихся.

3.     Умение коллективно решать общие задачи.

Воспитательные задачи:

1.     Уважение к участникам команды.

2.     Уважительное отношение к окружающему миру.

3.     Воспитание ответственности за выполнение задания.

4.     Сформировать чувство бережного обращения к природе

5.     Привить начальные экологические навыки и умения –поведенческие, познавательные.

Оборудование и инструменты:экологические плакаты, доска, магниты, глобус, распечатанные карточки с иллюстрациями (коралловый риф, Арктика, мангровый лес, заросли взморника, черепаха), гирлянда с лампочками, клей карандаш, цветная бумага, колонка, телефон, малярный скотч.

Оборудование рабочего места педагога: запасной клей карандаш, включенный компьютер с музыкальными треками, рабочие колонки, игра «Сортировка мусора».

Оборудование рабочего места детей: столы расставлены таким образом, чтобы дети могли обсуждать и решать задания лицом друг к другу. Возле доски достаточно места, чтобы дети могли работать.

 План урока:

1.     Организационный момент

2.     Сообщение темы, постановка цели

3.     Подготовка рабочего места

4.     Прохождение квеста

5.     Подведение итогов

Подготовка к занятию

На столе стоит глобус. Нарисовать на доске мелом материки: Австралия, Евразия, Арктика. Развесить все иллюстрации на доску с помощью магнитов. 

На доске мелом схематично нарисована карта мира, на магниты прикреплены иллюстрации Кораллового рифа, мангрового леса, Арктики, мусорный остров. Черепаха висит на доске с обратной стороны. На черепахе на липучках прикреплен «мусор»: бутылка, пакет от молока, ложка, пакет и др.

Организационный момент

Здравствуйте, дети!

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Но прежде, я хочу показать вам один видеоролик. Будьте, пожалуйста, внимательны, ведь именно в ролике заложена тема нашего занятия.

Запомните чувства, которые возникнут у вас при просмотре. Может, кого-то ролик озадачит, обеспокоит. А может, обрадует.

Все внимание на экран.

Включает видеоролик «Что такое океан?»

https://www.youtube.com/watch?v=zyGH3I95iaQ

Сообщение темы, постановка цели.

Давайте обсудим с вами увиденное. Что мы увидели?

Ответ: океан

Значит, наша сегодняшняя тема будет связана с чем?

В начале, каким был океан? Как его можно охарактеризовать?

Ответы: мощный, чистый, синий, бескрайний.

Какие эмоции вы испытали?

Ответ: радость, восхищение, захотелось там побывать, восторг.

А что случилось потом? Океан изменился?

Ответы: появился мусор, вода мутная, грязная, неприятная.

Как мы должны на это реагировать? Это нормально? Можно так оставить? Что мы можем сделать?

Ответы: не бросать мусор, убирать мусор, чистить океан.

Значит, для океана кем мы сегодня будем?

Ответ: защитниками, спасателями.

Все верно, наша тема – Юные защитники океанов.

Как вы думаете, почему именно океан? Посмотрите на глобус? Каким цветом обозначена на нем вода? А суша? Чего больше?

Ответы детей.

Помогая океану, мы помогает не только его обитателям, но и всем жителям планеты.

А кто мне ответит, что же такое, по-вашему, Мировой океан?

Ответы детей: самый большой океан, все океаны мира, вся вода мира.

Мировой океан – вся вода на Земле, включая реки, озера, ручейки, моря и океаны.

Во время нашего приключения мы с вами узнаем, чем же каждый из нас может быть полезен океану. А поможет нам в этом наша гостья.

Кто это? Дети, вы узнали этого морского жителя?

Но что это с ней? Как это все попало в Мировой океан?

Ответы детей.

Вы все правы, в наше время в океан попадает большое количество мусора, который наносит огромный и непоправимый вред всем его обитателям. Но чем же мы с вами можем им помочь? Давайте, решим эту проблему вместе. И так, первое место, куда мы с вами отправимся, будет мангровый лес Сундарбан.

Прохождение квеста

Название Сундарбан буквально переводится как "Красивые Джунгли".

Расположен он на территории двух государств: Индии и Бангладеш.

Кто попробует показать нам его на глобусе?

Ребенок с помощью воспитателя находит эти страны на глобусе.

Мангровые деревья – единственные деревья, способные расти в соленой воде.

А какая у нас бывает вода? Какую воду мы сами пьем? Можем ли мы пить соленую воду каждый день?

Ответы детей.

А мангровые леса растут в соленой воде, в этом и есть их уникальность. Этот лесной мир живет по законам океана, наполняясь водой в часы прилива и превращаясь в сушу во время отлива.

Как вы думаете, растения и животные, обитающие в мангровом лесу есть еще где-нибудь?

Ответ: нет, только там.

Но рядом с мангровым лесом находятся огромные заводы по производству бензина.Корабли, груженые нефтепродуктами, поставляют им грузы. При кораблекрушении тонны химикатов попадают в воду и загрязняют всю экосистему. Вредные выбросы с завода тоже попадают в воду.

Давайте подумаем, для чего нам нужен бензин? У кого в семье есть автомобиль? Чтобы он ездил, что мы в него заливаем? Значит, нам нужен бензин?

Ответы: автомобилям, чтобы ездить нужен бензин. Нам без него не обойтись.

Что мы можем сделать?
Ответы детей: убрать завод, меньше бензина использовать.

Потребляя меньше бензина, мы можем снизить риски загрязнения воды (и выбросы парниковых газов, производимых машинами тоже). Иногда можно отправиться в школу пешком или на велосипеде. Этого будет достаточно!

А вы знали, что 22 сентября во всем мире отмечают День без транспорта! Не только мы пытаемся помочь океанам, но и во всем мире знают об этой проблеме.

Мы помогли нашей черепахе, и она стала чище!

Продолжаем наше путешествие.

У меня в руках оказалась шапочка. Как вы думаете, куда теперь отправится наша черепаха? Когда мы надеваем шапки?

Дети: когда холодно, зима.

А где у нас на карте вечная зима и всегда холодно?

Отправляемся прямо на север во льды Арктики.

Что такое Арктика? Что мы видим на глобусе? Какого она цвета?

Ответы детей: континент, Крайний Север, много льда, белый, голубой.

Арктика – северная область нашей планеты. Земли подо льдами нет. Проще говоря, это огромные куски льда, плавающие в океане.

Кто может показать Арктику на глобусе?

Как вы думаете, а что грозит Арктике? Почему она в опасности тоже? Ведь там не живут люди, нет заводов и фабрик.

Ответы детей.

Зимой Северный Ледовитый океан покрывается многометровой толщей льда.

Как вы думаете, там кто-нибудь живет?

Ответы детей.

Да, там живет много животных и птиц, которые приспособились жить в таких условиях. Подумайте только! Температура в Арктике колеблется от 0 летом до -50 зимой, когда начинается полярная ночь и солнце не показывается в течение нескольких месяцев.

Малейшие перемены в окружающей среде опасны для северных жителей. Ведь Арктика – это не континент, а вода под слоем льда. Получается, что льды тают, а животные остаются.

Явление, при котором температура на всей планете повышается в результате деятельности человека, называется глобальным потеплением.

Что мы можем сделать?

Это самое простое, что может сделать каждый из нас. У себя дома, в школе, в гостях. Давайте посмотрим на потолок, что у нас там?

Ответы детей.

Ты можешь выключать свет, когда выходишь из комнаты. Чем меньше электричества мы используем, тем меньше производим газов, способствующих повышению температуры на планете.

Скажите, пожалуйста, дети, выключать свет сложно? А можно это делать дома? Научить своих родителей, братьев и сестер?

Вывод: чтобы уменьшить влияние глобального потепления, выключаем свет.

Ребята, а как вы считаете, глобальное потепление влияет только на холодные районы? Посмотрите на доску, где мы еще с вами не были?

Ответы детей.

От районов Крайнего Севера мы отправляемся с вами на юг в теплые воды Австралии.

Кто знает, что такое Австралия? Кто может показать ее на глобусе?

В Австралии находится самый грандиозный коралловый риф в мире. Его видно даже из космоса!  На нем обитает более 9000 видов животных и растений.

В чем его уникальность? Кораллы состоят из крошечных организмов, коралловых полипов, которые живут колониями.

Посмотрите на эти две картинки с изображением кораллов, чем они отличаются?

Ответы: на одной кораллы цветные, на другой – белые.

Какие кораллы вам нравятся больше?

Оказывается, что и на кораллы глобальное потепление оказывает пагубное влияние.

Своими яркими цветами они обязаны микроскопическим водорослям, которые живут на кораллах. Полипы защищают водоросли, которые взамен производят не только яркий красочный пигмент, но и питательные вещества, необходимые полипу для выживания.

НО!

Глобальное потепление приводит к повышению температуры воды в океанах. Водоросли в стрессовом состоянии начинают производить вещества, ядовитые для кораллов. Тогда те, чтобы защититься немедленно избавляются от водорослей.  Кораллы теряют свою окраску и главный источник пищи.

Что мы можем сделать?

Чтобы справиться с глобальным потеплением, можно уменьшить расход электричества.

Скажите, что вы делаете, когда дома жарко?

Дети: открываем окна.

А можно регулировать батареи.

А если дома холодно, что мы делаем?

Дети: включаем обогреватель, теплый пол.

А можно надеть теплые носки и свитер.

Давайте посмотрим, что еще мы можем с вами сделать.

Игра «Энергосбережение»

Итак, какие еще экологичные привычки мы можем внедрить в свою жизнь?

Ответы: надеть теплую одежду, регулировать батареи, использовать энергосберегающие лампы и тп.

Скажите, кто из вас уже делает что-то из того, что мы назвали дома?

 

Посмотрите ребята, где мы еще с вами не были? Почему этот остров не подписан? Посмотрите внимательно, из чего состоит этот остров?

Ответы: пластик, пакеты, мусор, ложки, бутылки.

Сейчас ученые насчитывают 5 крупных скоплений мусора – по 2 в Атлантическом и Тихом и один – в Индийском океане. На сегодняшний день человечество производит столько пластика, что с каждым часом мусор отвоевывает у нас все больше наземной и водной территории.

Что мы можем сделать прямо сейчас?

Ответы детей: перерабатывать, использовать вторично, меньше употреблять мусора.

Все верно, уменьшить количество мусора можно отправляя его на переработку. А чтобы отправить его на переработку, надо сначала правильно его рассортировать.

Как правильно рассортировать мусор?

На какие категории можно разделить мусор?

Записывает на доске этапы:

1.     Определяем материал

2.     Раздельно сортируем

3.     Относим в специальные контейнеры

Подведение итогов

Посмотрите, ребята, на нашу черепаху.

Как вы думаете, что она хочет нам сказать?

Спасибо.

С вашей помощью мы освободили ее от мусора.

Кем мы сегодня с вами были?

Спасателями океанов.

Смотрите, черепаха хочет вручить нам Диплом юных спасателей океанов.

Посмотрите на нашу доску, сколько экологических привычек мы с вами сегодня записали.

Перечисляем с детьми все привычки по списку.

И что самое главное, мы можем их все применять уже сегодня.

А какие новые слова вы сегодня узнали?

Перечисляем.

Посмотрите, еще осталось неоткрытым одно слово.

Ребята, весь мир борется за чистоту на нашей планете. Но, пока это удалось только Швейцарии. Эта страна полностью победила мусор. Они построили большое количество мусороперерабатывающих заводов и теперь даже завозят мусор из других стран. В нашем Санкт-Петербурге тоже стремятся к таким результатам. В этом году построили первую очередь мусороперерабатывающего завода «Волхонка». К 2025 году построят еще 3 завода в Ленобласти и 2ую очередь завода Волхонка.

И это будет темой наших следующих занятий. Может даже кто-то из вас уже готов сделать небольшой доклад?

 Вы все сегодня постарались на отлично! Поэтому каждый из вас достоин звания – Юный спасатель океана. Давайте поаплодируем друг другу. А диплом мы повесим на почетное место на Доску наших достижений.


Автор(ы): Кравчук Надежда Александровна
Приложения: