Психофизические особенности детей с нарушениями слуха

Бугрова Екатерина Евгеньевна

Жизнь человека, его деятельность требуют постоянной ориентировки в окружающем мире, которая во многом зависит от работы органов чувств – анализаторов человека.

Большую часть информации люди получают с помощью зрительного анализатора, остальную – через слух, обоняние, осязание и др. При восприятии окружающего слух во многом дополняет зрение в процессе познания внешнего мира и является ведущим в восприятии речи и музыки.

Выделяют две основные группы детей с недостатками слуха:

Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею.

В зависимости от состояния речи среди глухих выделены дети без речи – ранооглохшие, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития. Вторая категория – дети с речью – позднооглохшие, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована.

Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени.

В зависимости от состояния речи выделены две категории слабослышащих детей:

·        слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи);

·        слабослышащие дети с незначительным недоразвитием речи (владеют развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении).

·        Нарушение слуха (первичный дефект) приводит к недоразвитию речи (вторичный дефект) и к замедлению или специфичному развитию других функций, связанных с пострадавшей опосредованно (зрительное восприятие, мышление, внимание, память), что и тормозит психическое развитие в целом.

Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом происходит в особых условиях ограничения внешних воздействий и контактов с окружающим миром. В результате этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными.

Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях:

·                    несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления;

·                    преобладание письменной речи над устной;

·                    недоразвитие одних перцептивных систем при относительной сохранности других (сохранна кожная чувствительность, при правильном обучении и воспитании развивается зрительное восприятие и формируется слуховое);

·                    изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания.

Таким образом, нарушение слуха приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы. Дети слабослышащие воспринимают окружающий мир иначе в качественной прогрессии относительно полноценно слышащих сверстников.

Понятие семья

 

На современном этапе развития общества семья рассматривается как основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу [10].

В.М. Целуйко считает, что семья – это важнейший институт социализации подрастающих поколений. Благодаря семье, первому социальному окружению человека, он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Зарубежные исследователи считают, что семью можно рассматривать как социальный институт, если в ней присутствует сразу три основных вида семейных отношений: супружество, родительство, родство. При отсутствии одного из вида семейных отношений используется понятие «семейная группа» [11, с. 4].

По мнению С.Н. Буровой, жизненный цикл семьи — это закономерная последовательность стадий развития семьи на протяжении всего периода ее существования. Автор выделяет следующие основные этапы полного цикла функционирования семьи:

1.              Добрачный период: от встречи и знакомства будущих супругов до заключения брачных отношений

2.      Заключение брака и возникновение супружеских отношений.

3.      Возникновение детской подсистемы поддержки.

4.      Введение детей во внесемейные институты: детские дошкольные учреждения, школу.

5.      Сложившаяся, зрелая семья.

6. Фаза, в которой дети покидают дом.

7. Стадия «опустевшего гнезда». [4]

Таким образом, семья – это малая социальная группа, главной задачей которой является рождение и воспитание детей. Семья имеет свою структурно-функциональную организацию и проходит определенные этапы в своем развитии.

1.3 Понятие эстетическое воспитание

 

Понятие эстетическое воспитание связано с понятием эстетика, которое определяется как наука о прекрасном.

Б. М. Неменский выделил особенности эстетического воспитания для эффективного воздействия системывоспитания на ребенка «Система эстетического воспитания должна быть, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника». [1, 136]

Российский и советский педагог Валентина Николаевна Шацкая дает такую формулировку эстетическому воспитанию «Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать, и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства». [2].    

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусству» [3, 451].

Б. Т. Лихачев в книге «Теория эстетического воспитания школьников» использует определение данное К. Марксом «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни, в искусстве, жить и творить «по законам красоты» [4,51]

Рассмотрев некоторые определения «эстетического воспитания» можно выделить его сущность.

1.              Это процесс целенаправленного воздействия;

2.              Это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её;

3.               Это формирование эстетических вкусов и идеалов личности;

4.              Это развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.


Автор(ы): Бугрова Екатерина Евгеньевна
Приложения: