Финансовая грамотность для дошкольников. Не рано ли?

Славникова Наталья Андреевна,
педагог дополнительного образования
ГБДОУ центр развития ребенка – детский сад № 115
Невского района Санкт-Петербурга

Сколько бы ни был длинен путь,
всегда начинается он с первого шага.
Восточная мудрость.

Деньги стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Чтобы жить в комфорте, да и для того, чтобы просто жить нам необходимы денежные средства. С наличием достаточного количества денег легко обустроить своё жилище, оплатить отдых, лечение, реализовать свою давнюю мечту. Конечно, очень важно ценить деньги и понимать на что они расходуются и как их заработать. Не каждый взрослый может понять, как же их сохранить и заработать в том количестве, каком требуется для комфортной жизни.

Финансовое просвещение детей дошкольного возраста - новое направление. Когда же должно происходить формирование экономической культуры, основ финансовой грамотности?

С самых ранних лет жизни ребёнок так или иначе начинает взаимодействовать с финансовыми аспектами нашей жизни и включается в экономическую жизнь семьи: ходит с родителями в магазин, сталкивается с многочисленной рекламой по телевидению, и родители обсуждают семейный бюджет при ребёнке. Сейчас многие родители дают детям дошкольного возраста карманные деньги, с которыми дети не совсем понимают, как пользоваться, на что тратить и, требуя больше, не понимают откуда все эти средства берутся и каким трудом достаются родителям.
Вот поэтому прививать уважительное отношение к материальным ценностям и труду необходимо с детства. 

Актуальность введения финансовой грамотности заключается в воспитании у ребёнка с ранних лет бережливости, трудолюбия и правильного отношения к денежным средствам. В первую очередь, финансовая грамотность формирует нравственное воспитание ребёнка, а затем уже формирование полезных привычек в сфере финансов. 

Что в нашем мире означает быть финансово-грамотным? Это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению своих средств и грамотно их приумножать. Финансово-грамотный человек знает какие действия с денежными средствами позволят ему достичь финансового благополучия и, главное, сохранить это достижение на всю свою жизнь.

Поэтому с детства необходимо прививать чувство ответственности и долга, знания по финансовой грамотности поможет ребёнку в будущем не влезать в долги, жить по средствам, держать себя в рамках и грамотно вести свой бюджет.

Здесь нужно понимать, что современный дошкольник — это будущий школьник, затем студент и затем работник. Именно поэтому необходимо вводить финансовую грамотность с дошкольного возраста, ведь приобретённые знания ещё в этом возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности ребёнка.

Почему именно в детском саду нужно вводить данную дисциплину?

Большую часть своего времени почти каждый ребенок проводит в стенах детского сада. Здесь дети общаются, развивают свои творческие способности, занимаются физической культурой, играют, приобретают навыки самостоятельности.

Сейчас ребёнок получает много информации извне, его окружает реклама, родители, знакомые, использующие все больше слов из финансовой среды. Я считаю, что этого недостаточно, ребёнок не должен стихийно получать данные знания, ведь полученная информация не всегда может быть трактована правильно. В современном мире слишком много недостоверной информации, которая может негативно повлиять на развитие и понимание ребёнком финансовых основ. И здесь, в детском саду, ребенок может получать знания, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни. Чем раньше ребёнок узнает о роли денег в частной, семейной, общественной жизни, тем раньше и качественнее будут сформированы полезные финансовые привычки. Но также, конечно, необходимо вести плотное сотрудничество с семьёй ребёнка, чтобы добиться наилучших результатов, ведь основа воспитания все-таки - дом. Представления о нормах финансового поведения формируются на основе поступков взрослых членов семьи. Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Родителям необходимо давать рекомендации для улучшения усвоения программы формирования финансовой грамотности детей, необходимо проведения соответствующих консультаций.

В возрасте до 6-7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через нравственные представления о добре, о зле, хорошем и плохом. Основная задача и родителей и педагога привить бережливое отношение к вещам, природным ресурсам и деньгам. Дать понятие того, что нужно трудиться, чтобы что-то получить. 
Задача педагога начинать изучение основ финансовой грамотности на основе принципа "от простого к сложному», организовать деятельность через сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, непосредственную образовательную деятельность, изобразительную деятельность, ситуационные задачи, загадки, кроссворды, чтение художественной литературы по данной тематике, изучение пословиц и поговорок про деньги, труд.
Формирование полезных финансовых привычек с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности, взрастит поколение благодарное, знающее, что такое деньги и как они достаются, поколение с чувством собственного достоинства, ответственностью, стремлением доводить начатое дело до конца, умеющее соизмерять свои потребности и возможности, уважающее людей и понимающее, что значит честно зарабатывать деньги.

Воспитывая финансово-грамотное поколение что мы получаем:

- детей, которые осознают, что деньги зарабатывают трудом и только честными способами;

- детей, понимающих, что неправильное обращение с деньгами приводит к бедности;

- детей, которые умеют грамотно управлять своими карманными деньгами и копить их;

- детей, которые понимают, что нужно избегать небезопасных финансовых схем: кредитов и микрозаймов. 

Список использованной литературы:

1.              Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005.

2.     Шатова А.Д. «Экономическое воспитание дошкольников» М.: Педагогическое общество России, 2005.

3.     Шорыгина Т.А. «Беседы об экономике», 2009


Автор(ы): Славникова Наталья Андреевна
Приложения: