Портфолио в начальной школе, как перспективная форма
представления учебных достижений конкретного ученика
Смирнова Оксана Алексеевна,
учитель начальных классов ГБОУ школа №362
Московского района Санкт-Петербурга
Смирнова Лариса Вячеславовна,
учитель начальных классов ГБОУ школа №362
Московского района Санкт-Петербурга
Практика использования портфолио в период всего обучения в начальной школе показала, что в каждом классе есть свои особенности, что дети учатся систематизировать, анализировать, оценивать свои результаты и ставить цели достижения новых результатов.
Так, начиная с 1 класса, каждый ребенок заводит папку с файлами, которые постепенно заполняются различными работами детей. Это совместная работа учителя и детей.
Уже с первых дней обучения в школе дети выполняют входные диагностические метапредметные работы, которые помогают увидеть то, с чем он пришел в школу. Итоговые работы по окончании первого класса, творческие и проектные работы позволят увидеть, чему ребенок научился. Особое внимание уделяется творческим работам, качеству выполнения, цветовому решению, уникальности каждой работы. Все эти работы накапливаются в портфолио. В конце года каждым учеником проводится анализ своих работ. Достижения детей видят учителя, родители и сами дети. Накопленный материал в портфолио помогает увидеть, на что способен ученик, в чем есть трудности.
Второй год обучения начинается с постановки задач по улучшению достигнутых результатов, намечаются новые цели. Во втором классе еще очень важна помощь.
Опыт показывает, что дети третьих классов очень активно и с большим удовольствием ведут работу с портфолио. Они активно проявляют себя в школьной жизни: участвуют в олимпиадах, в проведении общешкольных мероприятий, в спортивных секциях. Все свои победы и успехи они вносят в портфолио. Появляются разделы с новыми темами. Дети при оформлении портфолио проявляют свои творческие способности, аккуратность. Но есть дети, которые и в третьем классе нуждаются в помощи при отборе и классификации работ. Ее может оказать как учитель, так и одноклассники. Дети с большим удовольствием помогают друг другу, что способствует сплочению коллектива.
В четвертом классе обучающиеся самостоятельно отбирают нужные материалы и раскладывают по тематическим разделам. Ведут работу с портфолио, практически самостоятельно, изредка обращаясь за советом.
Такая работа служит ориентиром на весь учебный год. И на протяжении всех лет обучения в начальной школе дети будут видеть рост своих достижений. Такая работа стимулирует детей при переходе в среднюю школу достичь лучших результатов.
Важный момент при работе с портфолио воспитывать бережное отношение к своим работам и работам других детей. К сожалению, иногда бывают факты порчи. Чтобы этого не происходило необходимо объяснять детям правила взаимодействия друг с другом. Прививать уважение к чужому труду.
Портфолио - перспективная форма представления личностных учебных достижений конкретного ученика.
Основными целями и задачами ведения портфолио в начальных классах являются:
создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; развитие познавательных интересов обучающихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; формирование жизненных принципов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Девизом работы с портфолио обучающегося начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный труд и творческий процесс каждого обучающегося должен быть зафиксирован».
Автор(ы): Смирнова Оксана Алексеевна, Смирнова Лариса Вячеславовна
Приложения: