Портфолио в начальной школе, как перспективная форма
представления  учебных достижений конкретного ученика

Смирнова Оксана Алексеевна,
учитель начальных классов ГБОУ школа №362
Московского района Санкт-Петербурга

Смирнова Лариса Вячеславовна,
учитель начальных классов ГБОУ школа №362
Московского района Санкт-Петербурга

Практика использования портфолио в период всего обучения в начальной школе показала, что в каждом классе есть свои особенности, что дети учатся систематизировать, анализировать, оценивать свои результаты и ставить цели достижения новых результатов. 
Так, начиная с 1 класса, каждый ребенок заводит папку с файлами, которые постепенно заполняются различными работами детей. Это совместная работа учителя и детей. 
Уже с первых дней обучения в школе дети выполняют входные диагностические метапредметные работы, которые помогают увидеть то, с чем он пришел в школу. Итоговые работы по окончании первого класса, творческие и проектные работы позволят увидеть, чему ребенок научился. Особое внимание уделяется творческим работам, качеству выполнения, цветовому решению, уникальности каждой работы. Все эти работы накапливаются в портфолио. В конце года каждым учеником проводится анализ своих работ. Достижения детей видят учителя, родители и сами дети. Накопленный материал в портфолио помогает увидеть, на что способен ученик, в чем есть трудности. 
Второй год обучения начинается с постановки задач по улучшению достигнутых результатов, намечаются новые цели. Во втором классе еще очень важна помощь.

 Опыт показывает, что дети третьих    классов очень активно и с большим удовольствием ведут работу с портфолио. Они активно проявляют себя в школьной жизни: участвуют в олимпиадах, в проведении общешкольных мероприятий, в спортивных секциях. Все свои победы и успехи они вносят в портфолио. Появляются  разделы  с новыми темами. Дети при оформлении портфолио проявляют свои творческие способности, аккуратность. Но есть дети, которые и в третьем классе нуждаются в  помощи при отборе и классификации работ. Ее может оказать как учитель, так и одноклассники. Дети с большим удовольствием  помогают друг другу, что способствует сплочению коллектива.

В четвертом классе обучающиеся самостоятельно отбирают нужные материалы и раскладывают по тематическим разделам. Ведут работу с портфолио, практически самостоятельно, изредка обращаясь за советом.

Такая работа служит ориентиром на весь учебный год. И на протяжении всех лет обучения в начальной школе дети будут видеть рост своих достижений. Такая работа стимулирует детей при переходе в среднюю школу достичь лучших результатов.

Важный момент при работе с портфолио  воспитывать бережное отношение к своим работам и работам  других детей. К сожалению, иногда бывают факты порчи. Чтобы этого не происходило необходимо объяснять детям правила взаимодействия друг с другом. Прививать уважение к чужому труду.

Портфолио - перспективная форма представления личностных учебных достижений конкретного ученика.

Основными целями и задачами ведения портфолио в начальных классах являются:

создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; развитие познавательных интересов обучающихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; формирование жизненных принципов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Девизом работы с портфолио обучающегося начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный труд и творческий процесс каждого обучающегося  должен быть зафиксирован».


Автор(ы): Смирнова Оксана Алексеевна, Смирнова Лариса Вячеславовна
Приложения: