Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»
Милосердие и сострадание
Байчоров Ислам Ахматович
Класс: 3а Дата: 11.10.2024г.
Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»
2. Место и роль урока в изучаемой теме: урок «открытия» новых знаний
3. Цели урока:
формировать представление о милосердии и сострадании; умение поставить себя на место нуждающихся в помощи людей первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого богатства милосердия.
4. Дидактические средства:
пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение, 2012, интерактивная доска, презентация, индивидуальные листы, тетради, ноутбуки, проектор, диск по курсу ОРКСЭ («Основы православной культуры»); песни-притчи «Окно» и «Про кота» С. Копыловой, словари, сердечки.
Характеристика этапов урока
| Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат этапа | Педагогическая поддержка |
| ||
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
| ||||
1.Организационный этап.
| - Добрый день всем! Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! - А теперь тихонько садитесь на свои места. | Проверяют готовность к уроку. Приветствуют гостей.
|
Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
6. Устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.
2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
3. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 5. Эстетическое воспитание.
| |||||
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. .
| 1. Устный опрос: -Ребята, с чем мы с вами познакомились на прошлом занятии? -Что такое заповеди? Сколько их? - Кто их дал людям? Где это произошло и как? - А для чего Бог дал людям заповеди? 2. Прослушивание песни-притчи “Окно” Светланы Копыловой. - А сейчас я предлагаю вам прослушать песню-притчу «Окно» в исполнении Светланы Копыловой и подумать о её смысле. - Что такое притча?
3. Беседа по притче - Кто из больных, по- вашему мнению, нарушил заповеди? - Какую? - К чему это привело? - Как можно назвать поступок больного, который не видел? -Чего не хватило человеку, который не помог умирающему больному? | С заповедями. Законы (правила) жизни. Десять. Бог. На горе Синай. Бог дал Моисею заповеди, которые он вынес из огня к народу. Они нужны для того, чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло.
Слушают притчу. Притча – краткий поучительный рассказ.
Тот, кто лежал у стены. Не завидуй. К смерти другого человека. Добрым, милосердным.
Сострадания. | ||||||
2. Формулирование темы и целей урока.
| - Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? - Сформулируйте тему урока. - Верно, молодцы, тема нашего урока «Милосердие и сострадание». - Сегодня мы с вами постараемся понять: Что такое милосердие? Что такое сострадание? В чем проявляется милосердие? Кто нуждается в сострадании? Вы узнаете: - Кого называют «ближним». - Как христианин должен относиться к людям. |
Мы сегодня поговорим о милосердии и сострадании. Тема урока: «Милосердие и сострадание».
Работа в тетрадях. Открывают тетради, записывают число, тему урока. Учиться милосердию и состраданию. Чтобы быть милосердными, добрыми людьми.
Ответы детей. Работа со словарями в группах. Находят и зачитывают значение слов милосердие. В.И. Даль: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». С.И.Ожегов: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». Сострадание - способность переживать боль другого человека, как свою собственную.
Записывают значения этих слов в тетрадь.
В основе лежит Любовь.
Слушают.
Ответы детей.
Нет. Дети слушают притчу.
Добрый самарянин – незнакомец, чужак, который пришёл на помощь. Ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи. Читают со слов «Притча Христа означает…» в учебнике на стр.43.
Нет, можно помочь и животным, и растениям, природе.
Слушают. Любви к животным. Рассказывают. Человек может научиться милосердию. Совершать добрые дела (например, ухаживать за больными или животными, и т.д.). Передают сердечко друг другу, называют добрые дела, которые совершали.
Выполняют движения.
Медсестры.
Слушают.
В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование: «Милостыня- то, что подаётся нищему, подаяние».
Да. Радость.
- Помогать старшим, оберегать младших, ухаживать за больными, и т.д.
Выполняют задания из рубрики «контроль»
Называют слова. Слова исчезают по щелчку на них. Убираем слова «месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность».
Работа в парах. Работа над пословицами.
Добро помни, а зло забывай. Доброе дело два века живёт. Добрый человек добру учит.
Читают пословицы, объясняют смысл пословиц. Объясняют смысл пословиц.
О добре, милосердии, сострадании. Учиться милосердию и состраданию. Да.
- Нужно делать как можно больше хороших дел по отношению к окружающим, и неважно кто этот человек; проявлять заботу о других, приходить на помощь, если это в твоих силах, делать всё это бескорыстно, сочувствовать людям.
Самооценка учащихся. Оценить себя по плану: -Меня удивило... -Произвело впечатление.. -Мне понравилось.. -Меня восхищает... -Мне запомнилось … -Я считаю, что... Дети по мере завершения работы подходят к доске и прикрепляют свои сердечки к солнцу.
Записывают домашнее задание в дневник. ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ. 1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей 2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их. 3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды. 4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации. 5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим. 6. Старайтесь придти на помощь в нужный момент. 7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких. | ||||||
3. «Открытие» нового знания.
| - Откройте ваши рабочие тетради. Запишите, число и тему нашего урока.
- Какую цель поставим перед собой? - Для чего надо знать эту тему? 1. Словарная работа. Работа со словарями. - Ребята, как вы понимаете значение слов «милосердие» и «сострадание». - Найдите определения этих слов в толковых словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля. Работаем по группам: 1 группа находит значение слова «милосердие», 2 группа– значение слова «сострадание». Зачитайте значения слов. - Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. - Запишите значение этих слов в тетрадь.
- Как вы думаете, что лежит в основе милосердия и сострадания? - Молодцы! Верно! Любовь. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным. Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
2. Притча о добром самарянине. Осмысление понятия «ближний». - Бог дал людям заповеди, которые записаны в Библии и сказал: «ИСПОЛНИ ЭТИ ПРАВИЛА И БУДЕШЬ СЧАСТЛИВЫМ!» - Однажды его спросили, а какая самая главная среди заповедей. - Как вы думаете, что ответил Иисус Христос? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». -Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине. -Ребята, а вы знаете кто такой самарянин? А ближний? - Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю вам познакомиться с притчей. Слушайте внимательно, после мы обсудим, кто же такой самарянин, что хотел нам сказать Иисус Христос этой притчей о нашем ближнем. (включаю с диска притчу)
Беседа по притче - Кто же такой добрый самарянин?
- А кто ближний? Запишите себе в тетрадь.
- Что же означает притча Христа? Работа по учебнику: - Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 43.
- Только ли людям можно помочь в беде?
3. Притча «Про кота». - Послушайте ещё одну притчу «Про кота» в исполнении Светланы Копыловой. - Чему учит эта притча? - Кто из вас проявлял милосердие и в чём? (природа, животные).- Скажите, ребята, как вы думаете, милосердию можно научиться? - А что для этого нужно? - Предлагаю поиграть в игру «Добрые дела». Для этого нужно передавать друг другу сердечко и назвать добрые дела, которые совершали. Приглашаю 5 человек. Выигрывает тот, кто назовет больше добрых дел. Молодцы! Запомните, что добрые дела со временем изменят сердце каждого из вас, сделают его более человечным и милосердным. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости. Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его. 4.Физминутка (супер.физминутка). 5.Понятие «сестра милосердия» - Посмотрите на слайд. Кто эти женщины на фотографии? Как их называют? - Существует такое словосочетание – “сестра милосердия”. Это женщины, которые помогают больным и нуждающимся. Выступление учащейся с сообщением: -Орден сестер милосердия в России основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра Федоровна вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров. Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора средств на помощь нуждающимся.
Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь. - Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботиться о них в меру своих возможностей. Есть у нас и дома для престарелых, где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Марфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной, существуют благотворительные фонды, где каждый желающий может оказать посильную помощь. Проводятся благотворительные акции. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным. Это хорошо, когда люди помогают друг другу, выручают друг друга, прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется непонимание, грубость и даже жестокость. Нам так не хватает милосердия и сострадания. 6. Понятие «милостыня» Одно из дел милосердия – милостыня. - А как вы себе представляете, что такое милостыня? - А вы сами когда-нибудь подавали милостыню? - Какие чувства вы испытывали при этом? - Да ребята, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку. - Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай». - А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”. - Но вы можете сказать, что у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что можете сделать, пожертвовать вы? | |||||||
4. Закрепление нового материала.
| 1. Работа в парах.
2. Если останется время: - А сейчас ребята мы с вами поиграем. Игра называется - «Лучики добра».
- Ребята, посмотрите на доску, как много мы видим слов. - Давайте выберем те слова, которые не соответствуют милосердию.
«Цветок милосердия» - А теперь давайте сформулируем, какими качествами должен обладать милосердный человек. 3. Работа в парах: Игра “Собери пословицу”. - Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках и делах. - Давайте вспомним некоторые из них. -У вас на столах лежат листочки, где написаны половинки пословиц. В течение нескольких минут вам нужно найти свою пару к каждой из них, соединив стрелкой. Добро помни… два века живёт Доброе дело… добру и учит. Добрый человек … а зло забывай. -Читаем, что получилось. - Давайте попробуем объяснить смысл этих пословиц (спрашиваю детей по очереди) - Спасибо, молодцы! «ПОКА ЖИВЁШЬ, ТВОРИ ДОБРО, ЛИШЬ ПУТЬ ДОБРА - СПАСЕНИЕ ДУШИ» - так гласит народная мудрость. | |||||||
5. Подведение итогов. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
| 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 1 - Вот и подходит к концу наш урок, пора подвести его итоги. -О чём мы сегодня с вами говорили? - Какую цель ставили на уроке? Достигли ли мы этой цели? - Над чем заставил задуматься этот урок?
- Поднимите руку те учащиеся, которым: -Урок понравился, кому было интересно; -Мало узнал, только время потерял. -Много узнал, хочет найти дополнительный материал. - А в конце по традиции мы украсим наше Дерево настроения (нарисовано на ватмане) нашими сердечками. На сердечках нарисуйте свои эмоции, которые получили на уроке. Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы у меня молодцы!
- Домашнее задание: 1.Спросить у родителей, какие книги о милосердии, они порекомендуют вам прочитать. 2. Подготовить рассказ о проявлении милосердия и сострадания. 3. Прочитать с.42-45 учебника, ответить на вопросы после параграфа.
- Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее. - Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. И хочу подарить вам «Памятки жизненных правил».
Спасибо всем присутствующим за внимание! |
|
|
|
|
|
|
Автор(ы): Байчоров Ислам Ахматович
Приложения:
6716722c10017_ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ_КАРТА_УРОКА_орксэ.odt