Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»

Милосердие и  сострадание

Байчоров Ислам Ахматович

        Класс: 3а            Дата: 11.10.2024г.

        Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»

2.         Место и роль урока в изучаемой теме: урок  «открытия» новых знаний

3.         Цели урока:

формировать представление о милосердии и сострадании; умение поставить себя на место нуждающихся в помощи людей первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого богатства милосердия.

4. Дидактические средства:

пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение, 2012, интерактивная доска, презентация, индивидуальные листы, тетради, ноутбуки, проектор, диск по курсу ОРКСЭ («Основы православной культуры»); песни-притчи «Окно» и «Про кота»  С. Копыловой,  словари, сердечки. 

Характеристика этапов урока 

 

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат этапа

Педагогическая поддержка

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

1.Организационный этап. 

 

- Добрый день всем! Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! 

- А теперь тихонько  садитесь  на свои места.

Проверяют готовность к уроку. Приветствуют гостей.

 

 

 

Регулятивные УУД

 

1. Определять цель деятельности на уроке.

 

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

УУД

 

1. Извлекать информацию из текста.

 

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

 

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

 

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

 

5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

 

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

 

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

 

4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты

 

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.

 

2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

 

3. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

 

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

5. Эстетическое воспитание.

 

 

2.  Актуализация знаний.  Проверка домашнего задания.

.

 

1. Устный опрос:

-Ребята, с чем мы с вами познакомились на прошлом занятии?

-Что такое заповеди?   Сколько их?

- Кто их дал людям? Где это произошло и как?

- А для чего Бог дал людям заповеди?

2.  Прослушивание песни-притчи “Окно” Светланы Копыловой.

- А сейчас я предлагаю вам  прослушать песню-притчу «Окно»  в исполнении Светланы Копыловой и подумать о её смысле.

- Что такое притча?

 

3.  Беседа по притче

- Кто из больных, по- вашему мнению, нарушил заповеди?

- Какую?

- К чему это привело?

- Как можно назвать поступок больного, который не видел?

-Чего не хватило человеку, который не помог умирающему  больному?

С  заповедями.

Законы (правила) жизни. Десять.

 Бог.

На горе Синай. Бог дал Моисею заповеди, которые он вынес из огня к народу.

Они нужны для того, чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло.

 

Слушают притчу.

Притча – краткий поучительный рассказ.

 

Тот, кто лежал у стены.

Не завидуй.

К смерти другого человека.

Добрым, милосердным.

 

Сострадания.

 

2. Формулирование темы и целей урока.

 

 

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

- Верно, молодцы, тема нашего урока «Милосердие и сострадание».

- Сегодня мы с вами постараемся понять:

Что такое милосердие? Что такое сострадание? В чем проявляется милосердие? Кто нуждается в сострадании?   Вы узнаете:

- Кого называют «ближним».

- Как христианин должен относиться к людям.

 

Мы сегодня поговорим о милосердии и сострадании.

Тема урока: «Милосердие и сострадание».

 

 

 

 

Работа в тетрадях.

Открывают тетради, записывают число, тему урока.

Учиться милосердию и состраданию.

Чтобы быть милосердными, добрыми людьми.

 

Ответы детей.

Работа со словарями в группах.

Находят и зачитывают значение слов милосердие.

В.И. Даль: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

 С.И.Ожегов: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

Сострадание - способность переживать боль другого человека, как свою собственную.

 

Записывают значения этих слов в тетрадь.

 

В основе лежит Любовь.

 

 

 

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Нет.

Дети слушают притчу.

 

Добрый самарянин – незнакомец, чужак, который пришёл на помощь.

Ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи.

Читают  со слов «Притча Христа означает…» в учебнике на стр.43.

 

Нет, можно помочь и животным, и растениям, природе.

 

 

 

Слушают.

Любви к животным.

Рассказывают.

Человек может научиться милосердию.

Совершать добрые дела (например, ухаживать за больными или животными, и т.д.).

Передают сердечко друг другу, называют добрые дела, которые совершали.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют движения.

 

Медсестры.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование: «Милостыня- то, что подаётся нищему, подаяние».

 

Да.

Радость.

 

 

 

 

- Помогать старшим, оберегать младших, ухаживать за больными, и т.д.

 

Выполняют задания из рубрики «контроль»

 

 

Называют слова.

Слова исчезают по щелчку на них. Убираем слова «месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность».

 

 

 

Работа в парах.

Работа над пословицами.

 

Добро помни, а зло забывай.

Доброе дело два века живёт.

Добрый человек добру учит.

 

 

Читают пословицы, объясняют смысл пословиц.

Объясняют смысл пословиц.

 

 

 

 

 

О добре, милосердии, сострадании.

Учиться милосердию и состраданию.

Да.

 

- Нужно делать как можно больше хороших дел по отношению к окружающим, и неважно кто этот человек; проявлять заботу о других, приходить на помощь, если это в твоих силах, делать всё это бескорыстно, сочувствовать людям.

 

Самооценка учащихся.

Оценить себя по плану:

-Меня удивило...

-Произвело впечатление..

-Мне понравилось..

-Меня восхищает...

-Мне запомнилось …

-Я считаю, что...

Дети по мере завершения работы подходят к доске и прикрепляют свои сердечки к солнцу. 

 

Записывают домашнее задание в дневник.

ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ.

1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей

2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.

6. Старайтесь придти на помощь в нужный момент.

7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

  

3. «Открытие» нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Откройте ваши рабочие тетради. Запишите, число и тему нашего урока.

 

- Какую цель поставим перед собой?

- Для чего надо знать эту тему?

1. Словарная работа. Работа со словарями.

- Ребята, как вы понимаете значение  слов «милосердие» и «сострадание».

- Найдите определения этих слов в толковых словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля.

Работаем по группам: 1 группа находит значение слова «милосердие», 2 группа–  значение слова «сострадание». Зачитайте значения слов.

- Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

- Запишите значение этих  слов в тетрадь.

 

- Как вы думаете, что лежит в основе милосердия и сострадания?

- Молодцы! Верно! Любовь.

Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

   Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.

  Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

 

2. Притча о добром самарянине. Осмысление понятия «ближний».

- Бог дал людям заповеди, которые записаны в Библии и сказал:

 «ИСПОЛНИ ЭТИ ПРАВИЛА И БУДЕШЬ СЧАСТЛИВЫМ!»

- Однажды его спросили, а какая самая главная среди заповедей.

- Как вы думаете, что ответил Иисус Христос?

Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». 

И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?».

-Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.

-Ребята, а вы  знаете кто такой самарянин? А  ближний?

- Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю вам  познакомиться с притчей. Слушайте внимательно, после мы обсудим, кто же такой самарянин, что  хотел нам сказать Иисус Христос этой притчей о нашем ближнем. (включаю с диска притчу)

 

  Беседа по притче

- Кто же такой добрый самарянин?

 

- А кто ближний? Запишите себе в тетрадь.

 

- Что же означает притча Христа?  

Работа по учебнику:

- Найдите ответ  на этот вопрос в учебнике на стр. 43.

 

- Только ли людям можно помочь в беде?

 

3. Притча «Про кота».

- Послушайте ещё одну притчу «Про кота» в исполнении Светланы Копыловой.

- Чему учит эта притча?

- Кто из вас проявлял милосердие и в чём?         (природа, животные).

- Скажите, ребята, как вы думаете, милосердию можно научиться?

- А что для этого нужно?

- Предлагаю поиграть в игру «Добрые дела». Для этого нужно  передавать друг другу сердечко и назвать добрые дела, которые совершали. Приглашаю 5 человек. Выигрывает тот, кто назовет больше добрых дел. Молодцы! Запомните, что добрые дела со временем изменят сердце каждого из вас, сделают его более человечным и милосердным.

Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.

Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.

4.Физминутка (супер.физминутка).

5.Понятие «сестра милосердия»

- Посмотрите на слайд Кто эти женщины на фотографии? Как их называют?

- Существует такое словосочетание – “сестра милосердия”. Это женщины, которые помогают больным и нуждающимся.

Выступление учащейся с сообщением:

-Орден сестер милосердия в России основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра Федоровна вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров. Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора средств на помощь нуждающимся.

 

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь.

- Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботиться о них в меру своих возможностей. Есть у нас и дома для престарелых, где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Марфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной, существуют благотворительные фонды, где каждый желающий может оказать посильную помощь. Проводятся благотворительные акции. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.

Это хорошо, когда люди помогают друг другу, выручают друг друга, прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется  непонимание, грубость и даже жестокость. Нам так не хватает милосердия и сострадания.

6. Понятие «милостыня»

Одно из дел милосердия – милостыня.

- А как вы себе представляете, что такое милостыня? 

- А вы сами когда-нибудь подавали милостыню?

- Какие чувства вы испытывали при этом?

- Да ребята, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку.

- Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай».

- А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”.

- Но  вы можете сказать, что у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что можете сделать, пожертвовать вы?

  

 

4. Закрепление нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

1. Работа в парах.

 

2. Если останется время:

- А сейчас ребята мы с вами поиграем. 

Игра называется - «Лучики добра».

 

- Ребята, посмотрите на доску, как много мы видим слов.

- Давайте выберем  те слова, которые  не соответствуют милосердию.

 

«Цветок милосердия»

- А теперь давайте  сформулируем,  какими качествами должен обладать милосердный человек.

3.  Работа в парах: Игра “Собери пословицу”.

-  Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках и делах.

- Давайте вспомним некоторые из них.

-У вас на столах лежат листочки, где  написаны половинки  пословиц.   В течение нескольких  минут вам нужно найти свою пару к каждой из них, соединив стрелкой.

Добро помни…          два века живёт

Доброе дело…            добру и учит.

Добрый человек …     а зло забывай.

   -Читаем, что получилось.

- Давайте попробуем объяснить смысл этих пословиц (спрашиваю детей по очереди)

- Спасибо, молодцы!

«ПОКА ЖИВЁШЬ, ТВОРИ ДОБРО, ЛИШЬ ПУТЬ ДОБРА  - СПАСЕНИЕ  ДУШИ» - так гласит народная мудрость.

   

5. Подведение итогов. Рефлексия.  Инструктаж по выполнению домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  3  4  5  6  1  2  1  2  3  1

- Вот и подходит к концу наш урок, пора подвести его итоги.

-О чём мы сегодня с вами говорили? 

- Какую цель ставили на уроке? Достигли ли мы этой цели?

- Над чем заставил задуматься этот урок?

 

 

 

 

- Поднимите руку те учащиеся,  которым:

-Урок понравился, кому было интересно;

-Мало узнал, только время потерял.

-Много узнал, хочет найти дополнительный материал.

- А в конце по традиции мы украсим наше Дерево  настроения (нарисовано на ватмане) нашими сердечками. На сердечках нарисуйте свои эмоции, которые получили на уроке. Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы у меня молодцы!

 

- Домашнее задание:

1.Спросить у родителей, какие книги о милосердии, они порекомендуют вам прочитать.

2. Подготовить рассказ о проявлении милосердия и сострадания.

3. Прочитать  с.42-45 учебника, ответить на вопросы после параграфа.

 

- Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее.

-  Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. И хочу подарить вам «Памятки жизненных правил».

 

Спасибо всем присутствующим за внимание!

 

 

 

 

 

 


Автор(ы): Байчоров Ислам Ахматович
Приложения:
6716722c10017_ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ_КАРТА_УРОКА_орксэ.odt