Физическое развитие и воспитание
детей дошкольного возраста
Доронина Юлия Игоревна,
инструктор по физической культуре
1. Вступление
2. Основные понятия теории и методики физического воспитания
3. Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического воспитания детей
4. Заключение
5. Список литературы
1. Вступление
Физическое развитие и воспитание является важнейшей частью системы воспитания детей в целом. Одним из направлений совершенствования системы физического воспитания детей является включение физической культуры в образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении. Реализация процесса возложена на воспитателя и на инструктора по физической культурен, которые в равной мере несут ответственность за качество образования в детском саду. У меня как у инструктора по физической культуре стоит задача по изучению закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет. Я должна учитывать особенности каждого возрастного периода, теорию и методику физического воспитания дошкольников.
2. Основные понятия теории и методики физического воспитания
При изучении физического воспитания можно рассмотреть следующие основные понятия:
· физическое развитие
· физическое совершенствование
· физическая культура
· физическое воспитание
· физическое подготовленность
· физическое образование
· физические упражнения
· двигательная активность, деятельность, спорт.
Рассмотрим теперь более подробно каждое из понятий.
Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств. Физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и других смежных качеств).
Физическое совершенство — является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер.
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Следовательно можно сделать вывод, что под физической культурой понимается творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений.
Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Данное понятие играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка и передает ему как общечеловеческие (универсальные), так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Физическая подготовленность — соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.
Физическое образование — овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.
Физические упражнения — специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия Духовному развитию ребенка.
Двигательная активность, деятельность и спорт — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Двигательная активность является фактором функциональной индукции восстановительных процессов (анаболизма). Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие. Человек живет и развивается благодаря потребности в движении. Спорт — составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.
Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического воспитания детей дошкольного возраста
Проводя занятия с детьми можно с уверенностью сказать, что здоровье ребенка является важнейшим показателем, отражающим его биологические и личностные характеристики, условия воспитания, образования, жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи и т.д. С развитием общества и науки это понятие наполнялось новым содержанием и его стали соотносить с образом жизни человека, его духовным развитием и психическим состоянием. В настоящее время наблюдается большое разнообразие подходов к определению понятия «здоровья». Однако, все они сводятся к тому, что «в абсолютном смысле здоровья не существует и оно, по существу, идеал. Каждый человек может быть здоровым в определенных условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы мною рассмотрена и проанализирована:
· организация условий физического воспитания детей дошкольного возраста;
· выявлены проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста;
· проанализирован аспект сохранения здоровья детей дошкольного возраста в условиях физического воспитания;
· проведена диагностика физического здоровья дошкольников; рассмотрены возможности разработанной программы физического воспитания. Подводя итоги проделанной работы, можно отметить следующее.
В заключении можно с уверенностью сказать, что забота о здоровье детей — мировой приоритет, поскольку современному обществу нужны личности здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. Физическое воспитание играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Оно помогает малышам стать более активными, здоровыми и социально адаптированными. В современном мире, где дети все больше времени проводят перед экранами устройств, физическая активность становится особенно важной для поддержания общего физического и психологического благополучия.
Поэтому перед дошкольными учреждениями и педагогами стоит очень важная задача по организации физического развития и воспитания.
Список литературы
1. Щербакова, М. В. Физическое воспитание дошкольников / М. В. Щербакова.
2. Алдошин А. В., Алдошина Е. А. Систематизация механизмов физкультурно-оздоровительных технологий на занятиях физической культурой и спортом /А. В. Алдошин, Е. А. Алдошина // Наука-2020.- № 2–1 (18).
3. Якубовская О. И., Романенко Н. И. Методика повышения физической подготовленности и двигательной активности дошкольников на основе физкультурно-оздоровительных технологий / О. И. Якубовская, Н. И. Романенко // Ученые записки университета Лесгафта. — 2022. — № 10 (164)
Автор(ы): Доронина Юлия Игоревна
Приложения: