Песни как мотивирующий способ
изучения английского языка

Фарафонова Анна Павловна

Идея использования средств эмоционального воздействия на обучаемых (художественной прозы, поэзии, песен, музыки, живописи, художественной фотографии) в обучении иностранным языкам не нова. Необходимость внедрения в практику обучения материалов, которые обеспечивали бы не только овладение иностранным языком, но и способствовали духовному воспитанию и формированию эстетического вкуса обучаемых. В настоящее время отбор учебных материалов все чаще строится не на чисто лингвистическом, а культурно-ориентированном, коммуникативном, личностном подходе, что позволяет использовать ценные в культурном отношении аутентичные иноязычные материалы.
Для того чтобы сделать обучение эмоционально насыщенным, во многих учебных курсах используется оригинальный или специально созданный для учебных целей музыкальный и песенный материал. Однако традиционные формы работы с песнями и стихами в обучении иностранному языку в основном сводились к прослушиванию, чтению и переводу, анализу, заучиванию и воспроизведению их наизусть. В последнее время начали развиваться новые подходы к работе со стихотворным и песенным материалом. Суть их в том, чтобы использовать художественные произведения как средство обучения выражения своих собственных мыслей, основываясь на своем собственном жизненном опыте. Конечно, сами по себе песни и стихи могут применяться для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Однако еще более ценными они могут быть в том случае, если их использовать творчески для преодоления расстояния между удовольствием слушания (пения) и коммуникативным использованием языка.
Особое внимание следует уделять отбору песен. Прежде всего, следует выбрать песни, которые наиболее подходят для изучения английского языка. Мелодии должны нравиться учащимся, музыкальное сопровождение должно быть современным и живым. Не надо забывать об одной особенности песни: учащиеся будут петь песни не только в классе, но и тогда, когда урок уже будет далеко позади, а они будут их петь для своего удовольствия. Песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончании урока, песни могут жить долго и стать частью чьей-либо культуры.

Не подойдут:

  • песни, где много редких слов
  • малоизвестные песни (как я уже говорила, в популярных песнях более простой, разговорный язык, поэтому английский язык лучше изучать именно с их помощью; кроме того, «хитовая» песня, порвавшая все чарты – это хорошая тема для беседы с носителями языка)
  • песни в быстром темпе
  • песни, слова к которым трудно найти

Простое прослушивание композиций на английском — штука приятная, но практически бесполезная. Чтобы получать пользу от этого, придется поработать с песней. Однако не беспокойтесь, эта работа будет приятной и не отнимет слишком много времени, зато вы будете точно знать, какую же мысль пытается донести до вас любимый хит. Можно определить следующий алгоритм работы с песней:

  • Выбираем песню
  • Пытаемся понять текст
  • Слушаем и читаем текст 
  • Выписываем незнакомые слова
  • Слушаем песню без опорного текста

Песни можно использовать для различных целей:

1. Некоторые песни можно использовать, чтобы практиковать грамматические структуры. В песнях можно встретить все грамматические явления английского языка: множественное число существительных, числительные, предлоги, наречия, модальные глаголы, степени сравнения, притяжательный падеж, виды времён и прочее.

2. Можно провести драматизацию песни.

3. Передать содержание песни своими словами.

4. Изменить прямую речь на косвенную.

5. Написать пьесу, на основе её создать диалоги, представить, что герои говорят друг другу согласно песне.

6. “Смешные строчки”. Это упражнение возможно уже на элементарном уровне. После того, как учащиеся разучат песню, написать строчки из песни в другом порядке.

7. Восстановление песни:

а) записать песню с пропущенными словами;
б) записать песню строчку за строчкой, затем прослушивать, делая необходимые паузы, чтобы у учащихся было время для записи.

8. Проект.

Основываясь на песне, можно начать какую-либо исследовательскую работу, написание проекта.

Работа над песней, несомненно, обогатит учащихся сведениями страноведческого характера, поможет приобщить их к культуре страны изучаемого языка.

Использовать музыку для изучения английского языка действительно полезно, однако песни не могут заменить учебники и классический курс обучения. Музыку лучше использовать в качестве дополнительных занятий английским в свободное время как возможность совместить приятное с полезным. Учить английский язык по песням продуктивно, потому что вы:

1.     Увеличиваете свой словарный запас

2.     Изучаете идиомы

3.     Улучшаете понимание английского на слух

4.     Совершенствуете произношение

5.     Учите английский в любом месте

6.     Знакомитесь с иностранной культурой

В то же время при изучении английского по песням следует учесть 3 важные особенности:

Неправильная грамматика

Много сленга

Неправильное произношение исполнителя

Итак, подытоживая выше сказанное, можно сказать, что преимущества изучения английского языка с помощью песен в следующем:

  • Это работает. Уже давно известно и доказано  научными фактами,   насколько полезна и эффективна музыка при  изучении иностранных языков, а в особенности в освоении грамматики, увеличении словарного запаса и постановке произношения. Кроме того, существует так называемый “эффект Моцарта”,  согласно которому прослушивание классической музыки стимулирует мозговую активность, улучшает внимательность, сосредоточенность, память.
  • Повседневная (обиходно-разговорная) речь.  В большинстве популярных песен много устойчивых выражений и фраз. Также очень важно, что тексты песен рассчитаны на носителей языка и включают в себя современные разговорные обороты.
  • Знакомство с произношением английских слов.  Прослушивание песен знакомит нас с правильным произношением английских слов,  характерным для английского языка  ритмом, интонациями, паузами.                                                       
  • Нужные слова сами приходят на ум. Многие слова и фразы  в песнях часто повторяются,  благодаря чему их очень легко запомнить. Вы, конечно же, и сами сталкивались с этим —  когда та или иная популярная мелодия звучит в голове снова и снова.  Именно этот механизм «навязчивой мелодии» может оказать неоценимую помощь в изучении английского языка, в разучивании  новых слов и фраз с помощью песен.  И более того — довольно быстро вы обнаружите, что забыть новые слова просто невозможно.
  • Песни вызывают эмоции. Все мы знаем, насколько сильно музыка может влиять на наше душевное состояние. Она способна поднять нам настроение, утешить в трудную минуту или даже улучшить физическое самочувствие. А то, что вызывает у нас эмоции — легко  запоминается.
  • Музыка никогда не надоедает.  Еще одна причина, по которой  изучение английского языка порой кажется такой трудной задачей, заключается в нехватке времени. Однако, на то, чтобы изучать английский, слушая песни, надо не так уж много времени. В наш век смартфонов и MP3-плееров слушать музыку можно где угодно —  в машине, на кухне, на даче —  и это никогда не надоест.  При этом вы без всяких усилий закрепите уже пройденный материал.
  • Погружение в англоязычную культуру. Музыка и песни позволяют лучше прочувствовать английский язык, проследить межкультурные связи, понять особенности построения английских  фраз. Песни  знакомят нас с тем, как носители английского языка выражают свои эмоции, чувства, мысли. Кроме того,  у вас появятся темы для обсуждения с вашими англоязычными друзьями — это может касаться как содержания песен, так и самих популярных исполнителей. 

Автор(ы): Фарафонова Анна Павловна
Приложения: