Государственное бюджетное детское образовательное учреждение

Детский сад №15

Петродворцого района

г. Санкт – Петербург

 

 

 

 

КОНСПЕКТ

Образовательной деятельности с детьми

среднего дошкольного возраста

по познавательному развитию ФЭМП

на тему:

«Пять ключей»

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель ГБДОУ№ 15

Махмудова Наталья Кужаевна

 

 

 

 

 

г. Санкт – Петербург

2020г.

 

 

 

 

Тема

« Пять ключей»

Программа

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Возраст

4-5 лет(средняя группа)

Основная образовательная область

познавательное развитие

Интегрированные образовательные области

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Форма проведения

Совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей.

Цель

формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

 

Развивающие

развивать внимание, память, зрительное восприятие, логическое мышление, речь, овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности

Воспитательные

воспитывать чувство сострадания и желание помочь героям сказки, умение не мешать сверстникам, заниматься сообща, умение самостоятельно выполнять задание, интерес к занятиям математикой

Образовательные

продолжать учить отгадывать загадки о частях суток; закрепить представление о частях суток: утро, день, вечер, ночь; продолжать учить различать правую и левую сторону, раскладывать счётный материал слева направо правой рукой, считать правой рукой; в игровой форме закрепить понятия: вверху – внизу, вперёд – назад.

Закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 5, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счёту?»; устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов путём сравнения, отражать в речи результат сравнения: грибочков больше, чем листочков на 1, а листочков меньше, чем грибочков на 1;

Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Планируемый результат

Считать в пределах 4, соотносить последнее числительное ко всей группе предметов; различать количественный и порядковый счёт; устанавливать равенство и неравенство групп предметов на основе сравнения

Методы и приемы

Игровой, словесные, наглядные, практические

Наглядные средства обучения

Демонстрационный материал:  магнитная доска,

макет   Теремка, мышка, лягушка, зайчик,  лиса, медведь, картинки со временами суток (утро – день – вечер – ночь)

раздаточный материал: геометрические наборы на подносе, карточка с двумя полосками

 

 

 

 

 

 

 

 

Предварительная работа

Сравнение двух групп предметов, установление равенства между ними, количественный и порядковый счёт, изучение геометрических фигур

Структура ОД

1. Организационный момент.

2. Создание проблемной ситуации

3. Практический этап. Выполнение заданий, помощь сказочным героям. Загадывание и отгадывание загадок.

4.Физкультминутка «Зайчики»

5. Работа детей с раздаточным материалом.  

6. Итоги.

Ход ОД

1.               Организационный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Создание проблемной ситуации

Загадывание и отгадывание загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.                Практический этап.

Выполнение заданий, помощь сказочным героям. Загадывание и отгадывание загадок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.                Физкультминутка «Зайчики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.                Работа детей с раздаточным материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.                Анализ ОД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В группу входит воспитатель, переодетая в Сказочницу, и несет с собой большую книгу сказок.

 - Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши красивые улыбки!

-  Встаньте все в кружок и повторяйте за мной.

Самомассаж:

- С добрым утром глазки, вы проснулись? (массируются веки глаз)

- С добрым утром ушки, вы проснулись? (массируются уши)

- С добрым утром носик, ты проснулся? (массируются крылья носа)

- С добрым утром ручки, вы проснулись? (гладить руки сверху – вниз)

- С добрым утром ножки, вы проснулись? (гладить ноги сверху – вниз)

- С добрым утром солнце, я проснулся! (встать на носочки, потянуть руки вверх и улыбнуться).

- Посмотрите, что я принесла. (Это книга сказок)

- Ребята, а вы любите сказки? (Да)

- Тогда я вам сегодня приглашаю в сказку, а в какую вы поймете после того как отгадаете загадку:

Невелик собою дом,
Но зато вместителен.
Уместиться можно в нём,
Самым разным жителям.
Не висит на нём замок.
Этот домик – ... (теремок)

- Молодцы, вы догадались, что это сказка теремок. Мы с вами отправимся в сказку «Теремок». Ребята только вот беда: злой волшебник заколдовал теремок, он запер двери и просто так не откроет. Что же делать зверям, которые живут в теремочке? (Дети предлагают решение проблемы)

- Я предлагаю вам стать помощниками зверей, вы согласны?

- Итак, сказка начинается.

Стоит в поле теремок 
Он не низок, не высок.
Мышка по полю бежала,
И наш домик увидала.
Постучала в дверь она,
В теремочке тишина.
Дверь закрыта, вот беда!
Помогите детвора!

- Чтобы мышка в дом попала, надо выполнить задание. Вы, ребята, не зевайте, и задание выполняйте. (Дети стоят около Сказочницы)

- Ребята, я теперь буду загадывать загадки про время суток, а вы попробуйте отгадать их

Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток? (Утро)

 

Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (День)

 

День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи —
Наступает темный... (вечер)

 

Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется... (ночь)

- Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Части суток идут друг за другом по порядку, который никогда не нарушается. Вот и первый ключик.

Теремочек дверь открыл,
Мышку жить к себе впустил.
Стала мышка поживать,
Песни петь и танцевать.

- Сколько зверей живет в теремке? (одна мышка)

- Какой по счёту мышка прибежала? (Первой)

 

- Стоит в поле теремок
Он не низок, не высок.
Вот лягушка по дорожке скачет…

Пока лягушка скакала, бусы рассыпала.

Плачет бедная: «Ква! Ква! Помогите, детвора!»

- Ну что, ребята, поможем лягушке? Проходите к столу, занимайте свои места.

- Посмотрите на тарелочках лежат фигуры. Что это за фигуры? (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).  Геометрические фигуры.

- Молодцы! И вот такие листочки с ниточками, положите эти листочки перед собой и на эту ниточку мы будем выкладывать бусы для лягушки, вы внимательно слушайте, какую фигуру я назову, такую фигуру и выкладывайте у себя на ниточке (дети выкладывают бусы, после чего сравнивают с образцом, слева направо).

- У всех получилось правильно? Ну что ж с этим заданием вы справились, молодцы. Вот и второй ключик.

Теремочек дверь открыл,
Лягушку жить к себе впустил.
Стала лягушка с мышкой жить
Песни петь и не тужить.

- Сколько теперь зверей в теремке? (Два)

- Какая по счёту лягушка прискакала? (Второй)

 

- Стоит в поле теремок
Он не низок, не высок.
Вдруг из леса на полянку,
Прибежал ушастый зайка!
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
Поиграть с собой зовёт.

Поиграем с зайкой?

 

Физкультминутка «Зайчики»

Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.

(полуприседания с поворотами вправо-влево)

 

Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.

(прыжки вперед-назад)

 

Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.

 

Влево, вправо наклонись,
Наклонись и поднимись.

(движения выполнять по содержанию текста)

 

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.

(приседание на корточки, поглаживание рук)

 

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.

(выполнение прыжков, стоя на месте)

 

Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.

(полуприседания с поворотами вправо-влево)

 

Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг - и ускакал.

(поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)

- Молодцы, хорошо отдохнули, проходите на свои места.

Вот и третий ключик получили, а зайчик поскакал к теремку, звери его впустили, и стали они жить поживать.

- Сколько зверей в теремке? (три зверя)

- Каким по счёту заяц прискакал? (Третий)

- Молодцы, а сказка продолжается.


Стоит в поле теремок
Он не низок, не высок.
Вот лиса идёт по лесу.
Что за домик, интересно?
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос.

- Но, чтобы лисичка попала в теремок, нам нужно выполнить следующее задание. Посмотрите на карточки. Сколько листьев в круге? (Четыре)

- Сколько листьев в квадрате? (Четыре)

- Что можно сказать о количестве листьев в круге и квадрате? (Листьев в круге и квадрате поровну, по четыре. Листьев в круге столько же, сколько и в квадрате, по четыре)

- Возьмите карточку с двумя полосками, на верхнюю полоску положите столько же грибочков, сколько листьев в квадрате. Сколько грибочков вы положили на верхнюю полоску? (Четыре)

- Почему четыре? (Потому что в круге четыре листочка)

- Хорошо, молодцы! На нижнюю полоску положите столько же листочков, сколько листьев в круге. Сколько листочков вы положили на нижнюю полоску?

- Что можно сказать о количестве грибочков и листочков? (Грибочков столько же, сколько и листочков, поровну)

- Что нужно сделать, чтобы листочков стало больше на один, чем грибочков? (Нужно добавить один листочек)

- Что теперь можно сказать о количестве грибочков и листочков? (Листочков больше, чем грибочков на один, а грибочков меньше, чем листочков на один)

- Что нужно сделать, чтобы грибочков и листочков стало поровну? (Добавить ещё один грибочек, или убрать один листочек)

- Вы справились с заданием, молодцы! Вот и четвертый ключик.
В теремочке потеснились,
И все звери поместились.

- Сколько теперь зверей живет в теремке? (четыре)

- Какой по счёту лиса пришла? (Четвёртой)

 

- А сказка продолжается.
Стоит в поле теремок
Он не низок, не высок.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге.
На полянке теремок,
Не весит на нем замок,
Звери разные живут,
Мишку в гости не зовут.
Рассердился наш медведь.
И давай себе реветь: «Вы пустите меня в теремок!»

- Ребята давайте посчитаем, сколько зверей в теремке живёт? (один, два, три, четыре)

- Сколько всего зверей живёт в теремке? (Четыре)

- А к теремку пришел медведь, сколько стало зверей больше или меньше? (Больше)

- Насколько больше? (на один)

- Почему? (потому что добавили 1)

- Сколько всего зверей в теремочке? (5)

- Молодцы!

- Какая по счёту прибежала мышка? (Первой)

- Какая по счёту прискакала лягушка? (Второй)

- Какой по счёту прискакал заяц? (Третьим)

- Какой по счёту пришла лиса? (Четвёртой)

- Какой по счёту пришёл медведь? (Пятым)

- Вы, ребята, молодцы, правильно ответили на все вопросы. Вот и пятый ключик.

 Вы помогли зверям справиться с колдовством злого волшебника, теперь все звери живут в теремочке. Проходите на коврик. (Дети стоят кругом с воспитателем)

 

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

 

Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Ритмичное касание пальцев обеих рук)

 

Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

 

Начинай считать опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
(Руки вниз, встряхнуть кистями)

 

- Ребята, наше путешествие по сказке «Теремок» подошло к концу. Вспомните, как мы помогли мышке попасть в теремок? (Вспомнили части суток и отгадали загадки)

- А лягушке как мы помогли? (Собрали бусы из геометрических фигур)

- Ребята, а что мы делали вместе с зайчиком? (Играли)

- Ребята, а кому мы ещё помогали в нашей сказке? (Лисе)

- А как мы помогали лисе? (Помогали сравнивать)

- А кто пришел последний к теремку? (Медведь)

- Какой он был по счету? (Пятый)

- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, порадовали своими знаниями всех сказочных героев и разрушили злое колдовство. Герои решили вам сделать подарок (изображения сказочных теремков, которые вы сможете украсить так, как вам хочется).

 А теперь попрощайтесь с нашими гостями. (Дети прощаются)

 

3


Автор(ы): Махмудова Наталья Кужаевна
Приложения:
670aca0f8a397_ФЭМП_ОТКРЫТОЕ_ЗАНЯТИЕ_2020.docx