Сценарий литературной игры по станциям для обучающихся 3 классов
По дорогам сказок
Иванова Елена Николаевна
Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг.
Задачи:-развивать чувство ответственности и умение работать в коллективе;
-выявить самого лучшего знатока в области литературы.
Оборудование: маршрутные листы, жетоны по цветам станции, «пазлы»- картинки по произведениям , словесные "пазлы", листы А4
Маршрутный лист каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд. Правильные ответы фиксируются членами жюри в маршрутном листе каждой команды.
Станции расположены в кабинетах начальной школы
Время нахождения на станциях – не более 5 минут.
ХОД ИГРЫ
1 этап. Открытие:
Ведущий:
Книги — наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны.
Заранее подготовленные ученики читают стихи С. Михалкова :
Как бы жили мы без книг
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!
Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской -
Начиная с Букваря!
(С. Михалков)
Ведущий: Подружившись с книгой, надо постараться быть ей хорошим хозяином и внимательным читателем. Итак, мы начинаем!
(Объяснение цели игры, знакомство с условиями проведения, )
2 этап. Выполнение заданий
СТАНЦИЯ 1
«В царстве славного Салтана»
1. Как полностью называется сказка о царе Салтане? – 1 балл
2. «Узнай персонаж сказки по словесному портрету» – 1 балл
(ЦАРЬ САЛТАН) — добрый и справедливый, мягкий и незлопамятный, немного простоватый и очень доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, он гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой. Он милосердный и великодушный.
(ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ) — прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая князем от злого коршуна, она помогает ему советом и волшебством, а затем становится его женой.
(КНЯЗЬ ГВИДОН) — сын царя Салтана, которого злые завистницы обрекли на смерть вместе с матерью в бочке посреди моря. Но младенец в бочке растёт «не по дням, а по часам» и становится прекрасным, сильным, смелым, отважным юношей. Он защищает слабых (спас Царевну Лебедь от коршуна), справедливо правит, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду: чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.
Кто на весь крещёный мир,
приготовить бралась пир?
А теперь на кухне злится,
что жена царя - сестрица. (ПОВАРИХА)
Кто на весь бы мир одна,
наткала всем полотна?
Сейчас плачет у станка,
не она царя жена. (ТКАЧИХА)
Как звали мать трёх сестёр, одна из которых стала царицей?
(СВАТЬЯ БАБА БАБАРИХА)
Пушки с пристани палят,
Всем ответ держать велят,
Как зовется остров в море,
Где Гвидон не знает горя? (БУЯН)
СТАНЦИЯ 2
«Тёмная лошадка»
Необходимо собрать воедино: автора, название произведения, героев, предмет.
Г.Г.Андерсен | «Приключеня Чиполлино» | очень маленькая девочка, ласточка | ореховая скорлупа |
П.П. Бажов | «Красная шапочка» | царь, лебедь, чародей | корзинка с пирожками |
А. Толстой | «Дюймовочка» | черепаха, деревянный мальчик | ледяной посох |
А.С. Пушкин | «Морозко» | мальчик-луковка | будка |
Ш. Перро | «Сказка о царе Салтане» | девочка, волк | драгоценные камни |
Дж. Родари | «Серебряное копытце» | Мороз Иванович, рукодельница | бочка |
Русск. нар. сказка | «Золотой ключик» | Даренка, Кокованя, кошка Муренка | ключ |
СТАНЦИЯ 3.
"“Кто здесь был и что забыл?”»
Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки.
Полено (папа Карло, А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)
Азбука (Буратино, А.Толстой «Приключения Буратино…»)
Хрустальный башмачок (Золушка, Ш Перро),
Сапоги и шляпа (кот, «Кот в сапогах», Ш.Перро)
Рисунок, на котором, маменька играет на фортепиано, а папенька читает книжку (Миша, А.И. Одоевский «Городок в табакерке»)
Моторчик и банка варенья (Карлсон, «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» А. Линдгрен)
Медный таз (Мойдодыр, «Мойдодыр», К.И. Чуковский)
Кукла, похожая на его родную сестру (Тутти, «Три толстяка», Ю. Олеша)
СТАНЦИЯ 4.
«Сказочная»
Составьте из картинок последовательность предложенных сказок. Назовите сказку и автора.
«Дюймовочка» (Г.Х.Андерсен) «По щучьему велению»( русская народная сказка) «Серая Шейка» (Д.Н.Мамин-Сибиряк) |
СТАНЦИЯ 5.
ЦИФРЫ в литературе.
Назовите художественные произведения российских писателей или русские народные сказки, в названиях которых есть именованные числа.
Например, сказка «Три поросенка», «Три Толстяка», «Волк и семеро козлят»
СТАНЦИЯ 6
Народная мудрость
Предлагается собрать пазлы пословиц и поговорок о книгах и чтении:
Книги читать - скуки не знать.
С книгою жить – век не тужить.
Кто много читает, тот много знает.
Книга поможет в труде, выручит в беде
Книги читай, а дела не забывай.
Береги книгу – она поможет тебе жить.
3 этап. Подведение итогов
Команды сдают жюри маршрутные листы, (жетоны). Подсчитываются баллы, сопоставляется время прохождения этапов.
Награждение команд.
Автор(ы): Иванова Елена Николаевна
Приложения: