Формирование предлогов в речевой практики детей
старшего дошкольного возраста с  ТНР

Дмитриева Наталья Юрьевна

Нарушения грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи, выражающиеся в элементарных, фрагментарных или неправильных синтаксических конструкциях, несформировавшихся процессов словообразования и словоизменения, являются стойкими и могут сохраняться у школьников с общим недоразвитием речи до старших классов. Это  обусловлено не только нарушениями речи  детей, но и специфическими отклонениями в их психическом развитии.Проблема формирования грамматического строя у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Своеобразие овладения грамматическим строем проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения.Выражение пространственных отношений в русском языке достаточно сложно, поэтому овладение предлогами для дошкольников представляет определённые трудности, как на уровне понимания, так и употребления. Дети дошкольного возраста осваивают предлоги в следующей последовательности (по данным А.Н. Гвоздева):в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между, по, к, до и др. 

В русском языке значения,выражаемые предложными конструкциями исключительно разнообразны и сложны. Разные флексии (окончания) используются в сочетании с различными предлогами, что дает возможность выразить многообразие значений.

Предлоги могут обозначать:- пространственные отношения - перед, над, возле, вокруг, между, вдоль, поперек, из-за, за, на, в, к, у, через, около, и др. (в доме, над лесом);- временные – после, до, в, через, по и др. (по часу, до года, в 2 часа);- причинные – ради, благодаря, из-за, от и др. ;- целевые – в целях, за, для, по, на (прийти за книгами);- объектные – о, про, по (думать о Родине);- коминативные – отношения совместно, сопровождения, -с, при (кошка с коенком) и др. отношения (значения).В коррекционной работе над пространственными предлогами выделяю 3 этапа: подготовительный , основной и заключительный.Подготовительный этап Целью этого этапа работы является формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза как основы усвоения, понимания и владения пространственными предлогами.На этом этапе используются различные упражнения, направленные на ориентацию в собственном теле.Упражнения, направленные на формирование пространственных представлений. Игры с мячом "Вправо, влево прокати, только мяч не упусти", "Высоко-низко", "Вверху- внизу",“Что где находится?” ,“Заводная кукла", "Скажи наоборот"Упражнения , направленные на развитие ориентации в двухмерном пространстве: Игра “Назови соседей”, "Бабочка летает"Упражнения , направленные на восприятие пространственных отношений между предметами. Игра “Что где стоит?”,"Да-нет", "Новоселье","Я еду на машине".Дидактические игры подбираются  с учетом изучаемых лексических тем. В них активизируется предметный словарь по теме, формирую грамматический строй речи.Во 2-ом периоде обучения    основной  дети  учатся  употреблять в речи предлоги   НА,ПОД,В,ИЗ - обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими формами существительных.К задачам I - го периода добавляются задачи по дифференциации  предлогов и развитие понимания синтаксической роли предлогов.Для дифференциации предлогов на данном этапе использую следующие приемы:   Вставить пропущенный предлог. Выбрать предлог, соответствующий заданной ситуации.Например: Яблоки лежат ПОД столе, кошка сидит НА столом. Какие «маленькие» слова надо изменить.  Демонстрация  ряда действий с использованием 2-х предметов.Составление предложения с использование двух различаемых предлогов.Например: Я положил картинку на книгу, мячик под шкаф и т. д.  Выделение данного предлога ряда   предлогов. Например: Хлопни в ладоши если услышишь "маленькое слово" ПОД (  на, из, около, под, между, под, над и т. д. В 3-ем периоде заключительном  добавляется задача формирования умения употреблять предлог в приглагольных сочетаниях и  развитие умения составлять связанные высказывания с использованием пространственных предлогов.На данном этапе использую следующие приемы работы: Дифференциация предлогов и слов .Например: на , под , в, кот.Составление предложений с предлогами по предметным картинкам и сюжетным картинкам.Составление предложений по схеме предлога и предложенным словам. Добавлению предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом.Например: влетела... (клетка), вылетела... (клетка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка), залетела... (клетка).В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основным результатом деятельности должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода.По опыту работы с детьми с ОНР  знаю, что введение предложных конструкций в активную речь детей является довольно сложной задачей. Для активизации познавательной деятельности для развития.Предложно-падежные конструкции обозначают: НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ; МЕСТО ДЕЙСТВИЯ; МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ПРЕДМЕТА;СОВМЕСТНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ; ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ.Предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, к каждому падежу относится своя группа предлогов.Р.п. – БЕЗ ДЛЯ ДО У ОКОЛО ВОЗЛЕ ВОКРУГ С СО ИЗ ИЗ-ЗА ИЗ-ПОД ОТ .Д.п. – К ПО. В.п. – В НА ЗА ЧЕРЕЗ СКВОЗЬ ПОД ПРО.Т.п. – ЗА НАД ПОД С ПЕРЕД МЕЖДУ. П.п. – В НА О ОБ ПРИ .Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения.Такая форма работы способствовала овладению детьми лексико-грамматическими средствами построения самостоятельного высказывания.В коррекционной работе над предложно-падежными конструкциями необходимо придерживаться следующих направлений:1. Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов. Детям объясняют, что предлог «на» — это когда предмет находится на поверхности чегото (на столе, на шкафу и т.д.). Предлог «в» означает предмет внутри чего-то в столе, в шкафу и т.д.); «под» — внизу, под чем-то (под столом, под шкафом и т.д.).2. Дифференциация предлогов в устной речи детей. Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны упражнения с последовательным употреблением предлогов с противоположным значением. Например, педагог предлагает детям «оречевить» пары картинок, употребив при этом нужный предлог: «Дети идут „в" школу. Дети выйдут „из" школы». «Пальто висит „на" вешалке. Пальто сняли „с" вешалки».3. Формирование звуковых грамматических обобщений. 4.Осознание словесного состава предложения. (в т. ч. выделение предлогов как самостоятельных слов). Приобретенные навыки автоматизируются в упражнениях: дети подсчитывают количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами.


Автор(ы): Дмитриева Наталья Юрьевна
Приложения: