Роль занятий физкультурно-оздоровительной
направленности для формирования физической
культуры личности  у школьника

Малахова Татьяна Александровна,
учитель физической культуры, Санкт Петербург

Аннотация: в статье рассматриваются  современные проблемы организации физического воспитания школьников . Выявлена роль методико-практических занятий для формирования физической культуры личности  школьника старших классов.. Каждый обучающийся в общеобразовательной школе должен понимать  и иметь представление а так же быть компетентным в вопросах здоровье сбережения, выработав  устойчивую потребность в занятиях физической культурой и спортом. это важно для будущего школьника  так как они обязаны иметь крепкое здоровье и быть примером для учащихся младших классов.

Ключевые слова: подготовка  школьника, методико-практические занятия, сохранение и

укрепление здоровья школьника, формирование физической культуры личности будущего у школьника.

Подготовка  и воспитание школьника в общеобразовательной школе – это очень сложный и

многогранный процесс. Перед педагогами физического воспитания в учебных заведениях стоит одна из главных и трудных задач – формирование физической культуры личности будущего школьника

Тенденция ухудшения состояния здоровья школьников, а значит и молодых людей поступающих в вуз приняла устойчивый характер. Слабая физическая подготовленность выпускников школ, наличие у многих из  них от одного до нескольких заболеваний предопределяют новые требования к профессиональной  подготовке будущего поколения.. Физическое воспитание в  школе  должно не  только  способствовать развитию физических качеств у школьников  и совершенствовать их двигательные умения и навыки, а обязано дать будущим студентам вузов глубокие знания о своем организме, средствах и методах целенаправленного воздействия на физическое состояние с целью сохранения и укрепления здоровья .

Необходимо повысить грамотность школьников  в области здоровье сбережения, обратить внимание на наличие  знаний физкультурно-оздоровительного характера, способствовать приобретению умений и навыков позволяющих организовывать и проводить мероприятия направленные на сохранение и укрепление своего  здоровья

Предполагается, что на протяжении  освоения рабочей программы дисциплины «Физическая культура» школьник будет стремиться повысить уровень физической подготовленности, заинтересуется различными видами спорта и научится выбирать  индивидуальную систему физических упражнений, и в дальнейшем будет самостоятельно заниматься физкультурно-спортивной деятельностью. Для этого педагоги включают в учебный процесс  теоретические и практические занятия. Обязательный теоретический раздел учебной программы предполагается к изучению в форме лекций. Практический раздел дисциплины в свою очередь делится на два подраздела  методико-практический и учебно-тренировочный. Учебно-тренировочные занятия имеют различную направленность. В основном они нацелены на общую физическую подготовку (ОФП) с акцентом на воспитание аэробной выносливости, так как именно она способна обеспечить повышение общей физической работоспособности, улучшить деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Методико практические занятия предусматривают освоение основных методик позволяющих   использовать средства физической культуры для оптимизации работоспособности, сохранении укрепления здоровья [3].

В качестве  форм методико -практической подготовки используются ролевые, имитационные,

психотехнические игры, проблемные ситуации, тематические задания для самостоятельного выполнения, в

процессе которых выявляется степень готовности студентов к практическому овладению определенной методикой. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой.

Методико-практические занятия проводятся по следующей схеме:

– в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает школьникам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания к ее освоению;

– на занятии преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходимости показывает

соответствующие приемы, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения необходимых результатов по изучаемой методике;

– школьники  при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания практически, под наблюдением учителя

под руководством учителя физической культуры обсуждаются и анализируются итоги выполненных заданий, школьникам даются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий,

приемов, способов [4]. Закрепление и совершенствование методических приемов происходит в процессе их многократного воспроизведения в изменяющихся условиях учебной и внеурочной физкультурно-спортивной деятельности, в быту и на отдыхе. Все темы методико-практических занятий направлены на приобретение практических навыков рационального использования средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья и сохранения его на долгие годы. С этой целью изучаются следующие темы «Методика составления вариантов

и проведения утренней гигиенической гимнастики (зарядки)», «Методика психорегулирующей тренировки»,

«Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда» и др.. Большое внимание уделяется организации самостоятельных занятий физическими упражнениями

методам самоконтроля, профилактике профессиональных заболеваний и травматизма с использованием  средств физической культуры. Рассматриваются такие темы как «Методика проведения самостоятельного тренировочного занятия оздоровительной направленности», «Методы оценки и коррекции осанки»,

«Методика корригирующей гимнастики для глаз», «Методы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и спортом», «Первая помощь при наиболее распространенных спортивных травмах» и др. .

Знания, умения и практические навыки, приобретаемые школьниками и при проведении методико-практических занятий, имеют важное  значение не только для сохранения и укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности и работоспособности, они также дают возможность совершенствовать навыки межличностного общения, развивать различные виды коммуникаций, воспитывать толерантное отношение к окружающим.

Для педагога важно найти подход к детям, расположить к себе учащихся, приобщить их к занятиям физической культурой и спортом. Мотивационной стороной для школьников могут являться следующие способности педагога:

– демонстрация своей физической подготовленности, занятия в спортивной секции;

– умение правильно разработать комплекс физических упражнений и провести его вместе с учащимися

(например, организовать физкультурную минутку или физкультурную паузу);

– разработать и провести мероприятие физкультурно-оздоровительного характера на перемене, после

уроков, во время туристического похода;

– в качестве болельщика посетить соревнования с участием его учеников, организовав группу поддержки.

Материал, усвоенный во время проведения практических занятий, позволит будущему ученику  составить целостное представление об организации физкультурно-оздоровительном процесса  а так же поможет усвоить основные принципы и методы физического воспитания, даст

возможность повысить общий уровень культуры современного школьника.[3].

 Исследования показали, что знания, умения и навыки, приобретаемые школьником   могут  быть  успешно  усвоены лишь в том случае если в процессе обучения педагогу  удается обеспечить следующее:

– выработать устойчивую потребность в занятиях физической культурой и спортом;

– сформировать мотивацию к занятиям физкультурно-оздоровительного характера, включая привычку здорового образа жизни;

– добиться усвоения теоретических знаний об основах физического воспитания, формируя умения и  навыки организации и проведения занятий физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности;

– научить организовывать различные формы самостоятельных занятий физической культурой и спортом;

– обучить элементам пропаганды здорового образа жизни, агитации к борьбе с вредными привычками, к регулярным и систематическим занятиям физической культурой и спортом [3].

Приобретя знания, овладев методико-практическими умениями и навыками, студенты будут иметь

возможность самостоятельно решать вопросы сохранения и укрепления здоровья, рационально использовать  средства и методы физического воспитания для повышения эффективности учебного процесса , что в дальнейшем, безусловно, отразится на уровне их компетентности во время организации физкультурно ­­­­­­оздоровительных мероприятий с учащимися школы.

Литература

1. Кибенко Е.И. Использование различных форм занятий в физическом воспитании при подготовке учителей предметников с целью здоровье сберегающей среды образовательного пространства // Вестник

Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. Гуманитарные науки.

2013. Специальный выпуск № 1. С. 32-36.

2. Кибенко Е.И. Физическая культура: методико-практические занятия / Е. И. Кибенко; под ред. проф. Г. Ф.

Гребенщикова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова, 2014. 252 с.

3. Кибенко Е.И. Физическое воспитание студентов Таганрогского государственного педагогического

института имени А. П. Чехова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института.

2014. № 2. С. 101-106.

 


Автор(ы): Малахова Татьяна Александровна
Приложения: