Культурно-досуговая деятельность носит многогранный характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов общества, то ее социальные функции определяются социальным назначением, а также структурой общества. В переводе с латинского языка слово “функция”, означает обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Назначение КДД состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества. Оказывающее прямое воздействие на его жизнь и на все виды деятельности.

В рамках КДД создаются условия для снятия определенного психологического напряжения, раскрываются интеллектуальные психолого - педагогические, образовательно - развивающие качества личности, раскрепощаются инициатива и самодеятельность.

Одной из ведущих функций КДД является рекреационная. Она способна восстановить силы, снять утомление. Здесь решается главная задача - психологическая разрядка и отдых. Следующая функция, тесно связана с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удовольствие). Если досуг будет полезным, но не будет приятным, он потеряет значительную долю привлекательности для отдыхающих, а вместе с этим и долю самой полезности.

Социальные функции КДД таковы, что для их вовлечения и осуществления привлекаются значительные группы людей: организаторы КДД, активисты, члены различных кружков, любительские объединения, клубы по интересам и сами зрители.

Сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое главное заключается в характере его использования, степени его социальной насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в силу калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности как пьянство, наркомания, проституция, преступность. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида.

К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности в семье, в школе, в досуговых учреждениях. Случайными могут быть посещение кино, театра, выставки, выбора литературы для чтения и музыки для прослушивания. Случайным может оказаться окружение и дела, осуществляемые в этой группе. И хорошо, если случайный выбор удачен, в противном случае он влечет за собой приобщение детей, подростков и юношества к асоциальным явлениям.

Разрешение этого противоречия заключается в целенаправленной формирующей деятельности различных социальных институтов, ориентированной на формирование соответствия между лично значимым и общественно значимым, на формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения.

Особая роль в решении этих задач отводится семье, школе и детским образовательным оздоровительным лагерям.

Весьма существенное значение в социализации детей, подростков и юношества имеет школа, где на различных этапах в программу образования включены предметы, способствующие осуществлению этого процесса. Важное место в объеме школьной работы по социализации учащихся занимают массовые мероприятия. Внутришкольные вечера, беседы, диспуты по различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия способствуют социальному становлению и развитию учащихся. Однако внеклассная работа не носит для школьников обязательного характера и поэтому не охватывает всех учащихся.

Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразие форм и методов работы, она не всегда целенаправленна, эпизодична и не имеет массового характера по причине слабой оснащенности школы и недостатка специалистов для осуществления процесса социализации детей, подростков и юношества.

Важным и эффективным фактором социализации детей, подростков и юношества является детский образовательный оздоровительный лагерь, который по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность. Именно приложением сил творческих союзов и организаций определяется многообразие форм и средств воздействия детского образовательного оздоровительного лагеря на детей, подростков и юношество. Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов, способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает работу детского образовательного оздоровительного лагеря привлекательной, интересной и содержательной, а это, в свою очередь, способствует привлечению в них школьников.

Детский образовательный оздоровительный лагерь дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности. Открывает пути самореализации личности (занятия в кружках по интересам, участие в творческой жизни лагеря, общение со сверстниками). В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения, и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в детском образовательном оздоровительном лагере своеобразно, в ограниченном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический настрой и облегчает процесс социализации подрастающего поколения.

Досуговая деятельность базируется на принципе интереса. Если ребёнку будет не интересно, то он не будет заниматься этой деятельностью, отдав предпочтение другому роду занятий. Это обязывает учитывать конкретные интересы и запросы детей и подростков. Организаторы детского образовательного оздоровительного лагеря формируют и направляют в нужное русло свою работу. Направленный интерес создает благоприятную психологическую установку у детей и подростков, и делает процесс социализации более эффективным.

Одним из основных видов содержательного заполнения каникулярного времени детей в детском образовательном оздоровительном лагере является культурно - досуговая деятельность. Которая является сферой самовыражения и самореализации личности ребенка, его потенциальных желаний и возможностей, что и обеспечивает включение этого вида деятельности в рамках каникулярного времени, свободного от государственного, общественного или иного принуждения.

Воспитание- процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развития личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности.

Основная цель педагогического процесса - развитие личности. Раскрыть индивидуальные дарования личности и сделать их социально плодотворными.

Воспитание - это также и социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни.

Оно осуществляется социальными институтами: семьей, церковью, школой, учреждениями культуры.

Содержание КДД в детском образовательном оздоровительном лагере детей закрепляется в культурно - досуговых программах, которые дают им возможность овладевать всем многообразием национальной культуры, культуры национальных меньшинств, мировой культуры, театрального искусства, народного фольклора, песенного искусства, живописи и т.д. Отвечая их социальным и индивидуальным потребностям. В то же время каникулярное время является квинтэссенцией духовности, высокой культуры нравственности, эстетичности и воспитанности детей.

В культурно - досуговой деятельности с детьми и подростками выделяются четыре основные направления:

познавательная деятельность;

воспитательная деятельность;

творческая деятельность;

игровая деятельность.

Деятельность- специфическая форма общественно - исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природой и социальной деятельности. Деятельность включает цель, мотив, способы, условия, результат. Важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. К деятельности человек побуждается различными потребностями, отражающимися в его сознании в виде образов соответствующих им объектов и действий, ведущих к удовлетворению этих потребностей. Основным видом деятельности человека является его физический и умственный труд.

Деятельность человека - необходимое условие его развития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.

Познавательная деятельность - продукт и предпосылка усвоения социального опыта. Главную роль в этом процессе играет учитель.

Познавательная деятельность - является одним из видов воспитывающей деятельности. Ее цель - формирование отношения к познанию, науке, книге, учению. Познавательная деятельность открывает ребенку окно в мир знаний, мир удивительных открытий. В процессе познавательной деятельности происходит формирование духовной культуры. Необходимы наглядность, яркость, красочность оформления всех форм познавательной деятельности.

Творческая деятельность - деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью.

Воспитательная деятельность - заключается в обеспечении целенаправленного влияния всех сотрудников детского образовательного оздоровительного лагеря на поведение и деятельность детей. При организации системы воспитания необходимо ориентироваться на реальные процессы развития личности воспитанника и учитывать необходимость превращения его в субъекта социального развития и общественных отношений.

Воспитательная деятельность социального института - сложное образование, призванное интегрировать все необходимые социально - педагогические условия в конкретном образовательном процессе, обеспечивающем развитие детей соответственно целям воспитания.

В структуре деятельности детского образовательного оздоровительного лагеря достаточно специфическим видом является игровая деятельность.

Занятия игровыми видами деятельности для разных возрастных групп должны носить относительно дозированный характер, т.к. в игре социальная действительность и отношения между людьми носят во многом виртуальный характер. Игровая деятельность позволяет обеспечивать воспроизводство реальности через игровые модели ситуаций, развивает фантазию, интеллект, способность к обучению и многое другое. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра взаимно проникают друг в друга и составляют содержательную сторону образа жизни детей и их творческое развитие в сфере свободного времени.

В ходе развивающей игры возможно формирование всех положительных сторон личности. В игре дети самостоятельно действуют, находят новые решения в меняющейся обстановке, поэтому получают моральное и духовное удовлетворение.

Во время игры дети всегда активны и инициативны. В то же время условия игры и правила вынуждают их к сдержанности. На это необходимое сочетание в воспитании детей указывал А.С. Макаренко: ”Главный принцип, на котором я настаиваю - найти середину - меру воспитания активности и тормозов. Если вы эту технику хорошо усвоите, вы всегда хорошо воспитаете своего ребенка”.

В играх дети отличаются непосредственностью. Игры помогают раскрывать все черты характера и положительные и отрицательные. При правильной организации и проведении, игры всегда доставляют массу удовольствия, создают хорошее настроение. Игры отличаются большой эмоциональностью. Дети в играх привлекают широкие возможности для проявления личностных качеств, активности, лидерства, инициативы.

Мероприятия дифференцируются по возрасту воспитанников, что обеспечивает учет возрастных и психофизиологических особенностей детей, относящихся к каждой возрастной категории, “только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум”.

 

Список литературы:

1.     Андреева И.Н., Голубкова Н.Я. Формирование культурных ценностей молодежи в сфере досуга. Минск, 1993.

2.     Андрейкин А.А, Врублёвская Е.Г. Детский оздоровительный лагерь. Воспитательное пространство. Сб.статей в помощь организатору летнего отдыха и оздоровления детей. В.З.,М.:2008.- 96с.

3.     Жарков А.Д. Технология культурно - досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов институтов культуры и искусств.- М.: 1998. - 248с.

4.     Мижериков В.А. Словарь - справочник по педагогике. - под ред. П.И. ред. П.И. Пидкасистого, М.: 2004.  Пидкасистого, М.: 2004.


Автор(ы): Давыдова Дарья Александровна
Приложения: