Система оценивания результатов деятельности учащихся –
основа формирования «Паспорта успешности»
выпускника школы
Беляцкая Наталья Николаевна
В современной школе нового поколения приоритетной задачей образовательного процесса наравне с формированием базиса знаний по предметным дисциплинам становиться актуальным создание среды для развития у обучающихся учебных, прикладных и коммуникативных навыков, приобретение базовых умений, а также развитие универсальных компетенций, для того, чтобы наилучшим образом подготовить их к дальнейшему образованию, а затем и к продуктивной жизнедеятельности в реалиях динамично развивающегося социума.
Современность заявляет нам о необходимости модернизации не только лишь самой системы образования, но и ее доминирующих структурных и фундаментальных элементов. Нам уже удалось сформировать и внедрить некоторые обновленные образовательные стандарты, такие, как ФГОС, ФГОС СОО и ФГОС нового поколения. Безусловно, нововведения ориентированы на развитие у учащихся универсальных учебных действий в процессе обучения, которые уже в свою очередь способствуют развитию так называемых «мягких навыков» - высокую степень коммуникативности, креативное мышление, творческий подход к решению поставленных задач. Все это требует от современного учителя несколько иного подхода и к способам реализации образовательного процесса, и к формам оценивания качества полученных учащимися в процессе образования компетенций.
Традиционная система, оценивая, обусловленная рамками пятибалльной шкалы уже не отвечает всем требованиям обновленной системы образования, ибо невозможно ограничить одним лишь числовым эквивалентом успешность, инициативность, новаторство, творчество, креативность мышления, целеустремленность, лидерство. Пятибалльная система оценивая знаний учащихся становиться все менее актуальной.
Для современного педагога стоит не легкая задача определения новых векторов в образовательной деятельности, а по сему изменение, преобразование и совершенствование образовательных систем, и в первую очередь безусловно системы оценивания скорее необходимость, нежели неизбежность.
Определение качества и степени учебных успехов в первую очередь связывается с дальнейшей возможностью их реализации. Полученные в процессе обучения компетенции, а также практически значимые умения и навыки, способствуют дальнейшей социализации выпускников образовательных учреждений. Такой альтернативой может стать рейтинговая система контроля и оценки достижений учащихся, куда помимо критерия учебных успехов будут включены параметры, определяющие степень успешности и объем практического применения, полученных в процессе образования универсальных навыков в социокультурной сфере жизни.
Рейтинг – энная числовая величина, базирующая на совокупности баллов по различным критериям, суммируемых между собою и отображающие итоговые значения сразу по нескольким ключевым показателям. Сущность рейтинговой системы заключается в определении степени комплексного развития учащегося на основе его индивидуальных показателей с учетом коэффициента значимости этих действий в достижении образовательных целей. Основой принципа рейтинговой системы является ранжирование, что значит распределение результатов в соответствии с иерархией изменения рейтингового коэффициента, демонстрируя динамику учебной деятельности учащегося.
Целью рейтинговой системы оценивания, является предоставление возможности наилучшим образом продемонстрировать успешность и конкурентоспособность выпускника, в условиях возросшей значимости оценки личности абитуриента. Объектами рейтинговой системы оценивания являются: подсчет совокупности развития социально значимых качеств и компетенций учащегося, развитых в процессе обучения, степень усвоения учебных программ, а также уровень и степень применения полученных навыков вне учебной деятельности.
Задачи рейтинговой системы оценивания заключены в демонстрации наиболее приемлемой модели оценивания потенциала абитуриента, а также влияние рейтинговых показателей на создание и формирования «Паспорта успешности ученика».
Рейтинг дает возможность получить объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование базовых компетенций и даже становления социально значимых личностных качеств учащегося.
Рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, саморазвитию и самообразованию, к постоянному повышению собственного уровня как знаний, так и практически значимых умений.
Рейтинговая система оценивания знаний дает возможность педагогу создать максимально комфортную среду обучения и позволяет перевести учебную деятельность учащихся из разряда рутинной необходимости в разряд индивидуальной потребности. В свою очередь подобный метод оценивания позволит в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося осуществлять выбор приемлемых вариантов и форм овладения дисциплиной. Благодаря рейтинговой системе оценивания учащийся может самостоятельно ориентироваться в собственных достижениях, что способствует в свою очередь созданию полноценного и многогранного паспорта собственной успешности ученика.
Автор(ы): Беляцкая Наталья Николаевна
Приложения: