Основные принципы и направления
логопедической работы при алалии
Антонец Наталия Валериевна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 202
Выборгского района Санкт-Петербурга
Логопедическая работа при любой патологии речи строится с учетом ее патогенетических механизмов. В.А. Ковшиков писал о том, что существуют три основные концепции алалии – психологическая, психофизиологическая, или сенсомоторная, и языковая.
В соответствии с психологической концепцией ядром патологии является дефицит психологического контекста, на фоне которого формируются языковые структуры – интеллектуальная деятельность, эмоционально-волевая сфера, внимание, память и т.п. Уязвимость психологической концепции заключается в отсутствии экспериментальных исследований, подтверждающих наличие причинно-следственных связей между развитием данных функций и лингвистических способностей.
Психофизиологическая концепция предполагает признание в качестве первопричины лингвистической недостаточности дефицит работы речеслухового или речедвигательного анализаторов. Механизм сенсорной алалии в отечественной логопедии рассматривается только в соответствии с данной концепцией. Механизм моторной алалии трактуется как неспособность к формированию кинетического или кинестетического артикуляционного праксиса.
В настоящее время наиболее корректной признается лингвистическая концепция. Согласно лингвистической концепции, основная проблема заключается в неспособности к усвоению лингвистических единиц и правил их использования.
В соответствии с тремя концепциями алалии существует три подхода к формированию речи у этих детей. Психологическая концепция находит отражение в рекомендациях начинать работу с развития так называемых «неречевых» психических функций. Что касается психофизиологической концепции, то она лежала в основе ранних методик, предполагающих начальное обучение произношению отдельных звуков, а затем – формирование произношения слов из этих звуков. В дальнейшем предлагалось начинать все-таки с произношения слов, но развитию фонетической стороны речи придавалось решающее значение. Признание лингвистической концепции привело к тому, что основополагающим принципом в построении методики стал принцип опоры на нормальный онтогенез.
При алалии в основе логопедической работы находится формирование языковой системы ребенка. В связи с тем, что первоначальная лингвистика развивается только в процессе общения, сначала необходимо создать условия для речевой коммуникации, сделать эту коммуникацию привлекательной для ребенка, создать ситуацию успеха в овладении языком.
Исходя из этого, логопедическая работа строится с учетом ряда принципов.
1. Формирование мотивации к развитию лингвистических способностей, когда ребенку демонстрируются преимущества владения речью. Для этого моделируются такие реальные ситуации, которые могут быть разрешены различными способами – с помощью действий и с помощью речи, - и проигрываются различные варианты решения проблем с помощью речи.
2. Поощрение стремления детей к совершенствованию речи – педагог отмечает положительное речевое поведение детей во всех ситуациях.
3. Формирование всех компонентов языка в процессе доступных ребенку форм и видов деятельности.
4. Формирование речи с учетом современных представлений о процессах восприятия и порождения речевого высказывания. Этот принцип предполагает первостепенную отработку семантического уровня речи, далее – языкового и затем – произношения.
5. Формирование речи в связи с развитием всей психической деятельности ребенка.
6. Взаимодействия с родителями, когда родителя информируются о состоянии речи ребенка, задачах текущей работы и используемых приемах работы.
Исходя из этого, непосредственному формированию речи должна предшествовать работа по развитию слухового, зрительного, тактильного восприятий, памяти, невербального мышления. Для этого необходимо использовать различные дидактические игры в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка. Эти игры сопровождаются речью логопеда. В результате устанавливается первичный контакт с ребенком – ребенок может воспринимать элементарные инструкции, предъявленные в словесной форме или в виде жестов.
Для детей с сенсорной алалией особенно важным является развитие слухового восприятия. Эту работу необходимо начинать с обучения вычленению, опознаванию и дифференциации неречевых звуков, в дальнейшем по различению речевых звуков. Для обучения различению речевых звуков нужно создать ассоциацию между речевым звуком и предметом.
Для формирования речи ребенка с экспрессивной алалией необходима организация ситуативно-делового общения. Для этого нужно войти в эмоциональный контакт с ребенком и сосредоточить его внимание на манипуляциях с предметом, сопровождая эти манипуляции элементарной речью. При этом могут быть использованы различные игры с предметами, организация общения в бытовой деятельности, в продуктивной деятельности, дидактические игры. Искусство работы на этом этапе состоит в таком выстраивании различных сюжетов, чтобы в них были использованы ранее отработанные базовые элементы, особенно выработанные речевые реакции; присутствовали повторы речевого материала; в каждом сюжете – новизна и элементы неожиданности, чтобы интерес детей не пропадал, а, наоборот, усиливался.
По мере накопления словарного запаса появляются возможности для дальнейшего целенаправленного развития лексико-грамматического строя речи. Развитие лексических и грамматических компонентов языка проводится в единстве. Основное средство их развития – лингвистические упражнения, которые проводятся в игровой форме с использованием разнообразной наглядности.
Таким образом, в дошкольном возрасте основной задачей является развитие у детей с алалией практической лингвистики, т.е. умение ребенка оперировать языковыми единицами. На каждом занятии логопед работает над развитием лексической, грамматической, фонетической и фонематической систем целенаправленно, т.е. определяя конкретные задачи в развитии каждой системы.
Список литературы
1. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – Л., 1985.
2. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников. Алалия. Дизартрия. ОНР. – СПб., 2007.
Автор(ы): Антонец Наталия Валериевна
Приложения: