Интегрированная STEAM-модель с английским языком
для развития компетенций младших школьников
Алякина Оксана Николаевна
Аннотация. Статья представляет авторскую модель проведения занятий в интегрированном формате STEAM с английским языком для учащихся младшего школьного возраста. Разработка выполнена в русле актуальных глобальных трендов в области STEAM-образования, выявленных путем библиометрического анализа [Annisa et al., 2025], который свидетельствует о смещении фокуса исследований от концептуальных основ к оценке эффективности (evaluation) практической реализации и анализу ее влияния (impact). Предлагаемая модель характеризуется четкой девятиэтапной структурой, обеспечивающей глубокую интеграцию инженерно-технического творчества на основе динамических конструкторов (например, «Хордопляс» или аналогов типа «Zoob», «Bristle Blocks») и формирования коммуникативных навыков на английском языке через принцип «язык как инструмент» (Hands-on English). В статье детально раскрыты содержание и деятельность участников образовательного процесса на каждом этапе, обеспечивающие достижение метапредметных результатов. Модель является практическим ответом на выявленный в ходе анализа исследовательский запрос на эффективные и структурированные методики реализации STEAM-подхода, особенно в его интеграции с лингвистическим компонентом.
Ключевые слова: STEAM-ОБРАЗОВАНИЕ, ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ, АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ, МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ, БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ДИНАМИЧЕСКИЕ КОНСТРУКТОРЫ, КОМПЕТЕНЦИИ XXI ВЕКА.
Abstract. The article presents an author's model for conducting classes in an integrated STEAM format with English for primary school students. The development is aligned with current global trends in STEAM education identified through bibliometric analysis [Annisa et al., 2025], which indicates a shift in research focus from conceptual foundations to the evaluation of practical implementation and the analysis of its impact. The proposed model is characterized by a clear nine-stage structure that ensures deep integration of engineering and technical creativity based on dynamic connectors construction sets (e.g., "Hordoplyas" or analogues like "Zoob", "Bristle Blocks") and the development of communication skills in English through the "language as a tool" (Hands-on English) principle. The article details the content and activities of the educational process participants at each stage, ensuring the achievement of meta-subject outcomes. The model is a practical response to the identified research demand for effective and structured methodologies for implementing the STEAM approach, especially in its integration with a linguistic component.
Keywords: STEAM EDUCATION, INTEGRATED LEARNING, ENGLISH LANGUAGE, ADDITIONAL EDUCATION, PRIMARY SCHOOL STUDENTS, LESSON MODEL, BIBLIOMETRIC ANALYSIS, DYNAMIC CONNECTORS CONSTRUCTION SETS, 21st CENTURY SKILLS.
Введение
Современный этап развития образования, характеризующийся технологической трансформацией и глобализацией, требует формирования у учащихся комплекса навыков XXI века (4K): критического мышления, креативности, кооперации (collaboration) и коммуникации (communication) [Anisimova et al., 2020; Rahman, 2019]. Интегрированный подход STEAM (Science, Technology, Engineering, Art, Mathematics) признается одним из наиболее эффективных путей развития данных компетенций через решение реальных проблем в междисциплинарном контексте [Huang, 2020; Papadopoulou, 2024].
Как показывают данные библиометрического анализа, исследования в области STEAM-образования демонстрируют устойчивый рост (Рис. 1), с заметным увеличением числа публикаций после 2019 года, при этом лидирующую позицию занимают США [Annisa et al., 2025].
Рис. 1. Динамика публикаций по теме STEAM в начальном естественнонаучном образовании (по данным Annisa et al., 2025)
Анализ ключевых слов и кластеров исследований указывает на эволюцию фокуса: от разработки концепции STEAM к оценке эффективности (evaluation) его реализации, а также к углубленному изучению интеграции искусств (Arts) и технологий [Annisa et al., 2025; Perignat & Katz-Buonincontro, 2019]. Вместе с тем, идентифицирован пробел в области оценочных исследований, направленных на измерение влияния (impact) STEAM на учебные результаты (learning outcomes) и вовлеченность учащихся (student engagement) [Annisa et al., 2025].
Несмотря на растущий интерес, педагоги часто испытывают недостаток практических, структурированных методик для реализации интегрированных STEAM-программ, особенно в сочетании с иноязычным образованием [Silva-Hormazábal & Alsina, 2023]. Данная проблема актуализирует необходимость в разработке конкретных, готовых к применению педагогических моделей.
Цель статьи – представить и научно обосновать в контексте глобальных исследовательских трендов модель проведения занятий в интегрированном формате STEAM с английским языком для детей младшего школьного возраста (7-12 лет).
Методология и методы: Теоретической основой модели выступили принципы интеграции образования, деятельностного (activity-based approach) и компетентностного подходов (competency-based approach). Методологическую базу составили выводы библиометрического анализа актуальных тенденций в области STEAM [Annisa et al., 2025]. В качестве основного метода выступило проектирование образовательной деятельности (educational design) и моделирование структуры занятия. Эмпирической базой для отработки модели послужила разработка и реализация автором дополнительной образовательной программы.
Основная часть
Концептуальные основы модели в контексте глобальных трендов. Предложенная модель является ответом на ключевые тренды, выявленные в ходе библиометрического анализа:
1. Сдвиг от теории к практике (From theory to practice): Модель предлагает не теоретическую концепцию, а готовый алгоритм практической реализации, отвечая на запрос в области «оценки эффективности (evaluation)» и «измерения влияния (impact)» [Annisa et al., 2025].
2. Глубокая интеграция искусств (Arts): В соответствии с трендом на креативные подходы модель использует конструирование как форму художественно-технического творчества, где эстетика и дизайн являются неотъемлемой частью инженерного решения [Liao, 2016].
3. Технологическая и языковая интеграция: Модель реализует тренд на взаимосвязь «science-науки», «technology-технологи» и «engineering-инженеринга» [Annisa et al., 2025], добавляя к нему лингвистический компонент, где английский язык становится инструментом взаимодействия с технологией («Hands-on English»).
4. Физическая платформа: В качестве материальной основы курса используется инновационный конструктор «Хордопляс», относящийся к категории динамических конструкторов (dynamic connectors). Его ключевые преимущества — свобода углов соединения, кинематика шарниров и прочность моделей — делают абстрактные концепции STEAM осязаемыми. Модель также адаптируема для использования с другими конструкторами данного класса, например, «Zoob», «Bristle Blocks» и т.п., что повышает ее универсальность.
2. Структура и содержание модели занятия.
Этап 1. Lead-in / Введение (5 мин).
- Цель: погружение в проблему (problem-based learning), создание мотивации, постановка STEAM-задачи.
- Содержание: педагог вводит учащихся в сюжет миссии (storyline), формулирует инженерно-творческую задачу на английском языке (с опорой на родной при необходимости), представляет ключевую лексику (target vocabulary).
- Деятельность детей: восприятие контекста, понимание цели, знакомство с новыми словами.
Этап 2. Pre-Teach Vocab / Активизация лексики (10 мин).
- Цель: активация (activation) и первичное закрепление целевой лексики.
- Содержание: проведение активных игр (active games) и манипуляций с деталями конструктора для отработки лексики (названия деталей, материалов, действий).
- Деятельность детей: участие в играх, манипуляции с деталями, использование лексики в действии (language in action).
Этап 3. Presentation (PPP) / Презентация решения (15 мин).
- Цель: демонстрация инженерного/творческого решения и языковых моделей (language models) для его описания.
- Содержание: педагог наглядно показывает, как решить задачу (Presentation – презентация), организует хоровую и парную отработку ключевых фраз (Practice – практика), предлагает применить их в мини-задании (Production – продуктивная речь).
- Деятельность детей: наблюдение, отработка речевых образцов, применение в контролируемой ситуации (controlled situation).
Этап 4. Controlled Practice / Контролируемая практика (10 мин).
- Цель: отработка базового навыка сборки с использованием целевой лексики.
- Содержание: сборка конкретного элемента по инструкции педагога.
- Деятельность детей: точное следование инструкции, применение выученных слов и фраз.
Этап 5. Freer Practice / Свободная практика (20 мин). (Сердце занятия).
- Цель: развитие креативности (creativity), инженерного мышления (engineering mindset) и свободного использования языка как инструмента (language as a tool).
- Содержание: создание детьми собственного уникального проекта по теме миссии.
- Деятельность детей: проектирование (designing), экспериментирование (experimenting), решение проблем (problem-solving), общение на английском по мере возможностей («Try a shorter tube!», «The clip needs to be tighter!»). Педагог выполняет роль фасилитатора (facilitator).
Этап 6. Experiment & Improve / Эксперимент и Улучшение (10 мин).
- Цель: развитие критического мышления (critical thinking) и итеративного подхода (iterative process).
- Содержание: тестирование проектов на функциональность (functionality), выявление проблем, внесение улучшений (improvements).
- Деятельность детей: тестирование конструкций, анализ успехов/неудач, описание процесса и результатов на английском.
Этап 7. Boardwork Stage / Работа у доски (5 мин).
- Цель: визуализация (visualization) и закрепление ключевых идей, решений и языковых моделей.
- Содержание: фиксация на доске успешных решений детей, инженерных принципов, использованных фраз.
- Деятельность детей: участие в обсуждении, визуализация коллективного опыта.
Этап 8. Present & Reflect (Role Play) / Презентация и Рефлексия (10 мин).
- Цель: развитие навыков презентации (presentation skills) и рефлексии (reflection), практика аутентичной коммуникации (authentic communication).
- Содержание: презентация проектов «обитателям заповедника» (другим детям) на английском языке, групповое обсуждение (group discussion), рефлексия по процессу.
- Деятельность детей: представление своего проекта, ответы на вопросы, размышления над собственным опытом.
Этап 9. Feedback & Correction Slot / Обратная связь и Коррекция (5 мин).
- Цель: позитивное подкрепление (positive reinforcement) и мягкая языковая коррекция (error correction).
- Содержание: педагог хвалит усилия и успехи, исправляет 1-2 наиболее частые ошибки (глобально, без называния имен), фиксирует правильную форму.
- Деятельность детей: получение позитивной обратной связи (feedback) и корректирующей поддержки.
Заключение
Представленная модель проведения занятий является не только эффективным инструментом для педагога, но и конкретным вкладом в область, определенную библиометрическим анализом как перспективная и требующая развития. Ее ключевые преимущества и соответствие трендам заключаются в следующем:
- Практико-ориентированность и оцениваемая эффективность: Модель предоставляет структурированный инструмент для реализации STEAM, что позволяет проводить последующую эмпирическую оценку ее воздействия (impact) на познавательный интерес и учебные результаты (learning outcomes), закрывая идентифицированный исследовательский пробел.
- Комплексная интеграция искусств (Art): Конструкторская деятельность выступает в роли синтеза инженерии и художественного творчества, что полностью соответствует актуальному тренду на глубокую и разнообразную интеграцию Arts в STEM.
- Структурированность и технологичность: Четкий алгоритм облегчает внедрение подхода педагогами, испытывающими недостаток уверенности в реализации STEAM, что способствует его более широкому распространению.
- Адаптивность: Модель, разработанная на основе конструктора «Хордопляс», может быть адаптирована для использования с другими динамическими конструкторами, что расширяет сферу ее применения.
Реализация данной модели позволяет не только формировать у младших школьников основы инженерного мышления и иноязычной коммуникации, но и предоставляет исследователям готовый объект для изучения эффективности (evaluation) интегрированного STEAM-подхода в конкретных образовательных условиях.
Список литературы
1. Annisa, N., Nugroho, I. A., Kawuryan, S. P., & Nurhaliza, P. (2025). Trend of STEAM Research in Elementary Science Education: A Bibliometric Analysis. Jurnal Penelitian Pendidikan IPA, 11(8), 40–50.
2. Anisimova, T. I., Sabirova, F. M., & Shatunova, O. V. (2020). Formation of Design and Research Competencies in Future Teachers in the Framework of STEAM Education. International Journal of Emerging Technologies in Learning (ijET), 15(02), 204.
3. Huang, F. (2020). Effects of the Application of STEAM Education on Students’ Learning Attitude and Outcome. Revista de Cercetare Si Interventie Sociala, 69, 349–356.
4. Liao, C. (2016). From Interdisciplinary to Transdisciplinary: An Arts-Integrated Approach to STEAM Education. Art Education, 69(6), 44–49.
5. Papadopoulou, E. A. (2024). Advancements in STEAM Education for 21st Century Learners. International Journal of Education, 16(4), 39.
6. Perignat, E., & Katz-Buonincontro, J. (2019). STEAM in practice and research: An integrative literature review. Thinking Skills and Creativity, 31, 31–43.
7. Rahman, M. R. (2019). 21st Century Skill "Problem Solving": Defining the Concept. Asian Journal of Interdisciplinary Research, 64-74.
8. Silva-Hormazábal, M., Alsina, Á. (2023). Exploring the Impact of Integrated STEAM Education in Early Childhood and Primary Education Teachers. Educ. Sci., 13(8), 842.
Автор(ы): Алякина Оксана Николаевна
Приложения:
69243b9be8a0c_Рис._1.png