Особенности изучения драматургии в школе
Горлопанова Анастасия Игоревна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 579
Приморского района Санкт-Петербурга
Изучение драматургии в школе является важным аспектом формирования предметных умений и навыков, творческих способностей. Драма — наиболее сложный род литературы, изучение которого часто вызывает затруднения у учащихся, так как требует определенного уровня эстетического восприятия.
Как отмечают некоторые исследователи, сложность в понимании авторской позиции, стремление почувствовать, что скрывается за словами и поступками каждого из действующих лиц, умение в аргументировании своих суждений пользоваться текстом, воспринимать в пределах одной реплики — всё это определяет проблематику анализа художественного текста драмы на уроках литературы.
В школьном анализе драматических текстов необходимо осуществлять анализ не только идейно-содержательного уровня, но и композиции, развития действий, конфликта, жанрового своеобразия пьес, их художественных особенностей, учитывать связь драмы с театром.
Основными методическим приемами является чтение по ролям и драматизация. Необходимо рассматривать текст драматического произведения с нескольких точек зрения. Требуется изучить реплики героев, которые даются полностью, так, как они должны быть произнесены, и ремарки, которые дают указания, какие сценические средства должны быть применены. При анализе ремарок следует различать указания на декорацию и обстановку и игровые ремарки, указывающие на действия, жесты и мимику отдельных персонажей. В ремарках отражается художественный замысел, что помогает глубже понять идею произведения.
Изучение каждого драматического произведения состоит из ряда последовательных этапов. К ним относятся: вводные занятия, чтение и анализ литературного произведения, заключительные занятия. Вводные занятия готовят учащихся к восприятию художественного произведения, вызывают интерес к писателю и его творчеству, нацеливают внимание на социально-исторические и нравственно-эстетические проблемы произведения. Чтение – это непосредственная встреча читателя с художественным текстом, первичное восприятие идейно-образной системы произведения. Анализ углубляет первоначальные представления учащихся о произведении, дает им возможность осмыслить свои читательские впечатления.
В школьную программу по русской литературе включены следующие драматургические произведения: комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», А. С. Грибоедова «Горе от ума», Н. В. Гоголя «Ревизор», драма А. Н. Островского «Гроза» и комедия А. П. Чехова «Вишнёвый сад».
Ключевым аспектом изучения комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» является анализ речевой структуры, особенно важно сосредоточиться на авторских ремарках. В них следует улавливать знаки, указывающие на наличие внутреннего плана действий, что проявляется в описаниях звуков, жестов и внешности персонажей. Изучение речи героев также должно способствовать пониманию «подводного» течения пьесы.
Творчество А. П. Чехова, как представителя новой драмы, акцентирует внимание на повседневной жизненной реальности и обладающей сложной многослойной структурой, конфликт не проявляется в традиционном, привычном для школьников понимании, где он рассматривается как противостояние различных сторон. Анализ чеховской драмы предполагает постановку акцента на драматическом слове, особенностях новой драмы. Чтение пьес А.П. Чехова способствует расширению читательского опыта через осознание понятия «подтекст», что требует активной творческой деятельности со стороны учащихся.
Работа с драматургическим текстом может предполагать использование слайд-шоу по режиссерским интерпретациям женских образов, например, изучение жизненного пути Шарлотты Ивановны, Любови Раневской, схем при аналитической работе с системой образов, разработку динамических музыкальных открыток, которые объединяют изображение, текст (название произведения, имя автора, имя героини пьесы А. П. Чехова, цитаты), музыкальное сопровождение и декоративные элементы, отражающие отношение учащегося к художественному образу. Такой подход к работе с произведением связан с тем, что в поэтике драм А.П. Чехова отразилось тяготение драматургии рубежа веков к синтезу литературы и музыки. Музыкальностью организуется художественная структура произведений. Музыкальность можно рассматривать в нескольких направлениях. Во-первых, изучение структурной близости текстов А.П. Чехова к музыкальным произведениям. Во-вторых, изучение интермедиальных и интертекстуальных связей. В-третьих, анализ роли музыкальных мотивов, деталей и их функций.
Творчество А.П. Чехова насыщено музыкальными впечатлениями. Музыка в биографии и творчестве А.П. Чехова занимает большое место, что отражается в драматургии. Различные типы звуков сопровождают героев, создают «звуковые» отметки в сюжетно – композиционном построении. Через музыкальную символику представляются стороны культурной среды. С помощью музыкальных «эпизодов» А.П. Чехов отражает чувства и переживания героев. Звуковые детали объединяют четыре действия в единое целое, эксплицирует авторскую позицию. Композиция, реплики героев выстраиваются на основании «звучащих» ремарок, пауз.
Можно выделить особое влияние ремарок, пауз и музыкальных цитат на формирование композиции, соотношение драматургического текста с музыкальным произведением. Музыкальность пьес проявляется в образах музыкантов, поэтике музыкальных инструментов (пианино, гитара, флейта, рояль, гармоника, скрипка, арфа, свирель, контрабас), особенностях музыкально-поэтического языка, способах достижения музыкального звучания, музыкальных подтекстах, а также в интерпретации звуковых образов, использовании музыкально – литературных и музыкальных цитат. Так в пьесе «Вишневом саде» увеличивается число романсов, упоминается вальс, полька, включено покаяние на фоне музыки. В пьесе использует звуки, которые становятся смыслообразующими – звук лопнувшей струны и ее отзвуки – стук топора, звон ключей, звуки игры в бильярд. Использование звуковых деталей влияет на композицию, которую сравнивают с симфонией.
Музыкальное пространство отличается смысловым наполнением, особенностями ритма, построения. В «Вишневом саде» музыка становится коррелятом мира, ритмическая организация реплик героев возникает в связи с музыкой, снижая противопоставление внешнего и внутреннего. Помимо этого, изменяется количество и функции пауз, их расположение. В «Вишневом саде» 33 паузы, что связано с самостоятельной сюжетной функцией как звуков в целом, так и пауз.
Таким образом, изучение драматургии в школе – возможность для учащихся на основе анализа элементов драмы развить навыки анализа, актерские способности. Анализ драматического произведения в школе должен включать несколько компонентов. Во-первых, рассмотрение места драматического произведения в литературном процессе и в творчестве писателя. Во-вторых, определение актуальности темы, оригинальности авторского замысла. В-третьих, анализ метода и определение сюжетно-композиционной структуры. В-четвертых, анализ драматического конфликта пьесы, жанра и особенностей пьесы. Анализ произведений с учетом их особенностей позволяет повысить влияние искусства на духовное развитие.
Список используемой литературы
1. Балухатый, С.Д. Проблемы драматургического анализа. Чехов / С.Д.
Балухатый. — Л. : Academia, 1927. — 186 с.
2. Тюркин Б. В. Методика школьного изучения драматического произведения в аспекте жанра: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. Самара, 2005. 151 с.
Автор(ы): Горлопанова Анастасия Игоревна
Приложения:
6923bb6a60a71_Особенности_изучения_драматургии_в_школе.pdf