Идеальное государство в представлениях великих гуманистов

Теллина Олеся Александровна

Длительность: 45 минут
Тип урока: Изучение нового материала (усвоение новых знаний)
Соответствие требованиям ФГОС: урок направлен на формирование УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных), развитие критического мышления, работы с историческим источником и умение применять знания в практических заданиях.

Цели урока

  • Образовательная: познакомить учащихся с представлениями гуманистов эпохи Возрождения о «идеальном государстве» (Платон/Возрождение: Пико делла Мирандола, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Макиавелли — сравнение концепций), показать причины возникновения идей гуманизма и их влияние на политическую мысль.
  • Развивающая: развить умения анализа исторических источников, сравнения и обобщения, формулирования аргументированной позиции.
  • Воспитательная: формировать уважение к гуманистическому идеалу личности, толерантность к разным политическим идеям, гражданскую позицию.

Задачи урока

  • Дать историко-культурный контекст возникновения гуманистических идей.
  • Проанализировать ключевые тексты/фрагменты работ гуманистов о государстве.
  • Научить учащихся извлекать информацию из исторического источника и соотносить с историческими фактами.
  • Организовать индивидуальную и групповую работу с контролем и рефлексией.

Методы и приемы

  • Пояснительно-иллюстративный (короткое вводное объяснение).
  • Частично-поисковый и проблемный (работа с текстом источника, вопросы).
  • Работа в парах и малых группах (коллаборативное обсуждение).
  • Интерактивные методы: мини-дискуссия, рефлексия «плюсы/минусы».
  • Контроль: устный опрос, проверочная работа в тетради, тестовые/творческие задания.Формы контроля знаний
  • Фронтальный устный опрос в ходе урока (вопросы мотивации, закрепления).
  • Контрольная запись/короткий письменный тест во время урока (индивидуальная работа 4 минуты).
  • Результаты групповой работы (представления и качество ответов).
  • Домашнее задание с оценкой (письменное сочинение/анализ источника).

Критерии оценивания (предлагаемые шкалы):

  • Отлично: ясно сформулированные ответы, корректная работа с источником, содержательные сравнения, собственные аргументы.
  • Хорошо: правильные ответы с незначительными огрехами в деталях.
  • Удовлетворительно: частично верные ответы, есть упущения в анализе.
  • Неудовлетворительно: ответы неверны или отсутствуют.

 

Дополнительные задания

Для выполнения в классе (если останется время) или на уроке расширения:

  1. Составьте таблицу сравнения (2–3 пункта): Мор — Макиавелли — Эразм: цель государства, роль человека, средства достижения порядка.

Для домашней работы:

  1. Краткое эссе (150–200 слов): «Как бы вы описали идеальное государство: опираясь на идеи гуманистов или на собственные представления? Обоснуйте выбор.» — оценивается аргументация и использование примеров.
  2. Самостоятельный анализ источника: прочитать полный предоставленный фрагмент из "Утопии" (или заменить на другой источник при распределении) и подготовить ответ на вопрос: «В чем состоит критика существующего общества у Мора?» (письменно, 5–7 предложений).
  3. Дополнительно (по желанию): подготовить 1 минутное выступление «Если бы я был(-а) правителем…», где ученик назовет 2–3 меры для улучшения жизни общества.

 

Ожидаемые результаты после проведения урока

  • Учащиеся знают основные представления гуманистов о государстве (утопическое видение Мора, прагматизм Макиавелли, критика общественных пороков у Эразма).
  • Умеют анализировать короткий исторический источник: выделять основную мысль, формулировать выводы.
  • Могут сравнивать различные политические концепции и аргументированно выражать свои суждения.
  • Развиты коммуникативные навыки: работа в группе, представление выводов.
  • Выполнены контрольные задания, получены данные для оценки усвоения темы.

 

Рефлексия (как провести)

  • После выполнения заданий учащиеся отвечают на три вопроса (устно или письменно): 1) Что нового я узнал(а) сегодня?
    2) Что оказалось трудным для понимания?
    3) Как я могу применить полученные знания (в учебе, в рассуждениях)?
  • Учитель собирает краткие записи (1–2 предложения) и отмечает типичные трудности для последующей коррекции.

 

Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

(Задачи, направленные на формирование навыка анализа источника и сравнения идей)

  1. Получите новый короткий текст (не из урока) — отрывок из речи правителя или из хроники. Выполните в тетради: a) Выделите основную мысль (1 предложение).
    b) Назовите позицию автора по отношению к власти (положительная/критическая/нейтральная).
    c) Сопоставьте позицию автора с одной из изученных на уроке (Мор/Макиавелли/Эразм) — укажите 2 общих черты и 1 отличие.
    d) Напишите 2–3 предложения с личной оценкой.
  2. Решение таких заданий дома минимум 2 раза в течение темы; учитель проверяет выборочно и комментирует.

Критерии успешного выполнения:

  • Четкость формулировок, соответствие текста выводам, корректное сопоставление с идеями гуманистов.

Автор(ы): Теллина Олеся Александровна
Приложения:
690f4f19a6884_plan-uroka-idealnoe-gosudarstvo-v-predstavlenii-velikih-gumanistov.doc