Дополнительная общеразвивающая программа "Фантазеры"

Галактионова Юлия Сергеевна,
педагог дополнительного образования
ГБДОУ детский сад № 43

Срок освоения: 36 дней.

Возраст обучающихся 5-6 лет.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Программа имеет художественную направленность, что предполагает ориентацию приобщения к искусству, на приобщения детей к искусству, освоение разнообразного художественного опыта.

Адресат: Программа адресована детям в возрасте 5-6 лет. В группе могут быть и мальчики, и девочки. Возможно формирование групп разновозрастных детей.

Наличие базовых знаний по Программе и специальных способностей в данной предметной области не требуется.

Актуальность продиктована изменениями в образовательной политики государства на уровне общего образования, связанного с внесением изменений в федеральный государственных образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (в редакции 17.02.2023) п.1.7, а также поиском новых подходов к организации работы по знакомству по развитию мелкой моторики рук на основе изготовлении продукта художественного творчества в общеобразовательном учреждении в рамках требований Федеральных образовательных программ, а именно:

Содержание Программы отражает социальный запрос родителей (законных представителей), связанных с социализацией ребенка и возможности образовательного учреждения.

Основная идея Программы – использование декоративно-прикладному искусстве, как основа речевой деятельности. 

Уровень освоения – общекультурный

Объем Программы – 36 часов, срок освоения – 36 дней

Цель Программы – развитие мелкой моторики рук в процессе деятельности из     природного и бросового материала

Задачи Программы

обучающие 1.Дать представления о природных и бросовых материалах. 2.Дать представления о приемах изготовление изделий. 3.Дать представление о технике безопасности.

Развивающие 1.Повысить уровень мелкой моторики рук с первоначальным.. 2.Повысить уровень речевой активности при описании изделия

Воспитательные 1.Создать условия для развития самостоятельности при изготовлении композиций.

Планируемые результаты

Личностные ребенок будет самостоятельно планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

Метапредметные 1.будет повышен уровень мелкой моторики рук с первоначальным. 2.Будет повышен уровень речевой активности при описании изделия.

Предметные 1.будет иметь представление о природных материалах. 2.Будет иметь представление о технике безопасности.   

Организационно-педагогические условия реализации

Язык программы – русский.

Форма обучения: очная.

Особенности реализации: Программа предусматривает только аудиторную работу с обучающимися с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Основной принцип построения занятия использование различных форм образовательной деятельности на основе вариативных блоков, которые могут объединяться в одном занятии:

ü    Блок речевой активности, предполагающий знакомство с элементами природного  материала;

ü    блок, расширяющий и закрепляющий представления детей о новом материале, в основе которого лежат игровые ситуации и изучение природного материала.

ü    блок материалов сопровождения для родителей (законных представителей) детей, включающий ссылки на электронные ресурсы, которые помогают родителям (законным представителям) составить представление о изучаемом материале и при желании закрепить этот материал со своими детьми.

Итогом обучения по Программе может быть открытое занятие (запись видео-ролика), где дети демонстрируют свои умения, освоенные в процессе занятий.

 

Условия набора: набор детей осуществляется на свободной основе, принимаются все желающие.

Условия формирования группы: списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учетом особенностей реализации программы

Количество обучающихся – не менее 15 человек.

Формы организации занятий

Учебные занятия проводятся в группах, сочетая следующие формы:

ü    фронтальная: весь состав объединения – беседа, объяснение, показ, игровая ситуация репродуктивный, частично-поисковой, исследовательский, групповой, индивидуальный, практический;

ü    работа в малых группах (парах) при выполнении определенных заданий педагога – дидактические игры;

ü    при необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь ребенку при выполнении заданий.

Формы проведения занятий

Программа предусматривает только аудиторные занятия.

Занятие строится в игровой форме.

Материально-техническое оснащение:

Для успешной реализации программы необходимы:

Материально-техническое обеспечение.

1.помещение: учебный кабинет. Столы и стулья для педагога и учащихся, классная магнитная доска. Шкафы для дидактического и раздаточного материалов, общее освещение;

2.перечень материалов, необходимых для занятий: бумага, картон, салфетки, трафареты, карандаши, стеки, краски, природные материалы: листья, шишки, каштаны, желуди, ракушки камушки и т.д.

3.инструменты и приспособления: шило, ножницы схемы, клей, магниты, линейки, ластик.

4.дидактическое обеспечение программы: образцы готовых изделий, журналы, книги, альбомы, подборки рисунков и фотографий различных изделий и описания их изготовления;

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Раздел, тема Количество часов Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1. Вводное занятие

1

0.5

0.5

 
2 Аппликация (листья, цветы)

9

2

7

Наблюдение – текущий контроль
3 Мозаичная (сережки клена, семена растений)

6

2

4

Наблюдение – текущий контроль
4 Поделки из желудей, каштанов, шишек.

10

4

6

Наблюдение – текущий контроль
5 Поделки из ракушек, камней

9

3

6

Наблюдение – текущий контроль
…. Контрольное занятие

1

0.5

0.5

Выставка

 контроль (игра)

Итого часов:

36

12

24

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Особенность обучения

Программа «фантазеры» построена по принципу, который предполагает чередование различных форм представления материала для знакомства

Задачи

обучающие 1.дать представления о природных и бросовых материалах. 2.Дать представление о приемах изготовление изделий. 3.Дать представления о технике безопасности.

развивающие 1.повысить уровень мелкой моторики рук с первоначальным. 2.Повысить уровень речевой активности при описании изделия.

воспитательные 1.создать условия для развития самостоятельности при изготовлении композиций.

Содержание программы

1.               Вводное занятие

Теория: Ознакомление с программой объединения, режимом работы и правилами поведения в кабинете. Правила безопасности работы, личной гигиены и пожарной безопасности. Беседа о декоративно-прикладном рукодельном искусстве различных народов.

Практика: вырезание по прямой линии, вырезание простейших геометрический фигур, наклеивание их на лист в произвольном порядке.

 

Тема 2. Аппликация (листья, цветы).

Теория. Принципы сбора природного материала.  История аппликации, виды аппликаций. Овладеть различной техникой получения деталей для аппликации: вырезание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе. Учить изображать животных из различных аппликационных материалов.

Знакомство со свойствами сухих листьев, цветов и их способностью быть аппликативным материалом.

Практика. Разметка, построение композиции. Декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе. Аппликация с использованием различных материалов на картонной основе.

Тема 3. Мозаичная (сережки лена, семена растений, яичная скорлупа и т.д.)

Теория. Дать представления о видах мозаики, знакомство с приемами изготовления мозаики. Способы соединения деталей.

Практика. Составление композиции. Закрепление материала на основе с помощью ниток и клея.

Тема 4. Поделки из желудей, каштанов, шишек.

Теория. Способы соединения деталей. Соединения деталей пластилином, клеем.

Практика.  Изготовление поделок, сувениров, подарков.

Тема 5. Поделки из ракушек, камней

Теория. Знакомство с техникой выполнения объемной поделки из раковин моллюсков, камушек.

Практика.  Изготовление поделок, сувениров, подарков. Составление эскизов. Изготовление фрагментов аппликации из природного материала. 

Планируемые результаты

Личностные 1.ребенок будет самостоятельно планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.

Метапредметные. 1.будет повышен уровень мелкой моторики рук с первоначальным. 2.Будет повышен уровень речевой активности при описании изделия.

Предметные 1.будет иметь представление о природных материалах. 2.Будет иметь представление о технике безопасности.

 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методологическое обеспечение:

·                 Карточки с раздаточным материалом, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, др.

·                 Картотека дидактических игр в соответствии с учебно-тематическом планом (по каждой теме), возрастным и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.

 

 

Методы и приемы, используемые при выполнении работ

Наглядный Словесный Практический
Показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ или выполнение педагогом, работа по образцу. Устное изложение, беседа, рассказ и т.д. Выполнение работ по инструкционным картам: соединение как слепить детали.

 Примерная структура занятия.

Вводная часть

Разминка: проводится в начале каждого занятия. Педагог проводит с детьми комплекс упражнений, нацеленных на мелкую моторику рук.

Основная часть

Повторение изученного материала ранее.

Разучивание и/или закрепление нового материала согласно календарно-тематическому планированию.

Гимнастика и/или игровая пауза

Заключительная часть

Проведение подведение итогов поощрение для создания положительного настроения.  

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

Для педагога и родителей

– список литературы

  1. Ищук В.В. Календарные праздники https://dic.academic.ru/book.nsf/61879804/

2.      Кузнецов В.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских.search.rsl.ru›ru/record/01001410940

3.      Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров search.rsl.ru›ru/record/01001157433

4.      Новиковская О. Ум на кончиках пальцев. search.rsl.ru›ru/record/01002924462

5.      Природоведение. 5 кл. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) – Волгоград, – Изд. Учитель, 2008. Соколова С.В. Оригами. С нами не соскучишься. search.rsl.ru›ru/record/01004094153

6.      Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребёнка. djvu.online›file/gJJaI4m9TIKI9

7.      Цейтлин Н.Е. Справочник по трудовому обучению. search.rsl.ru›ru/record/01001183725

8.      Шухова С. Поделки из всякой всячины. search.rsl.ru›ru/record/01003817329

  1. Энциклопедия  Рукоделия. https://djvu.online/file/VN00QvJGKua5Y

10.   Энциклопедия праздников. litres.ru›book/asya-livneva/enciklopediya-

 

Интернет ресурсы.

 

раздел

адрес

  Страна мастеров http://stranamasterov.ru
  Простоделкино http://prostodelkino.com/applikacija/86581-sobachki-applikacija-3.htmlChromiumHTML/Shell/Open/Command
  Украшения своими руками http://lookathis.ru/
  Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты babylessons.ru
  Сделай сам – самоделки своими руками. podelki-rukodelie.ru

  

 

 

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:

текущий контроль – в форме наблюдения за игровыми ситуациями с учетом лексического материала конкретной темы,

итоговый контроль (подведения итогов реализации программы) – в форме практических игровых ситуаций с использованием всего объема изученного материала

 Педагогические категории, в которых предлагается выражать результаты знакомства с элементами природного материала это:

- знания и умения - способность и готовность к их предъявлению по заданию педагога

- характеристики поведения / действий - активность и интерес к игровой коммуникации, самостоятельность

В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:

¾             текущий контроль – в форме наблюдения за детьми в процессе дидактических игр

(таблица 1);

Таблица 1

Диагностическая карта текущего контроля

(проводится в конце изучения по каждой теме)

№ п/п

фамилия, имя

знания

Умения-приемы

сумма баллов

уровень освоения

природном материале

Техники безопасности

умения

Прием

По конкретной техники изготовления

 

 

Может проговорить 3-4 предложения

Может всегда проговорить о правилах

Аппликации

Мозаичные

Поделки

Может проговорить последовательность изготовление по порядку

3

высокий

 

 

С помощью  педагога может проговорить

С помощью педагога

 

С помощью педагога

2

средний

 

 

Не может

Не может

 

Не может

1

низкий

 

Критерии оценки по теме:

Высокий уровень 9-8 баллов

Средний уровень 7-6 баллов

Низкий уровень =5.

Текущая оценка

итоговый контроль (подведения итогов реализации программы) – игровые ситуации, где педагог дает возможность продемонстрировать умения каждому обучающемуся.

Итоговая оценка оценивается по критериальной системе и представлена в таблице 2

Таблица 2

 Итоговая диагностическая карта

по Программе «фантазеры»

№ п/п

фамилия, имя

обучение

развитие

воспитание

сумма баллов

уровень освоения

Природном материале

Техники безопасности

Приемы

По конкретной техники изготовления

Речевая деятельность (в викторине)

 

 

Может проговорить 3-4 предложения о конкретном природном материале

Может всегда проговорить о правилах

Может проговорить последовательность изготовления по порядку

Ребенок может проговорить 3-4 предложения по заданной теме (викторины)

3

высокий

 

 

 

 

 

 

 

 

средний

 

 

 

 

 

 

низкий

 

 

С помощью педагога может проговорить 2-3 предложения

С помощью педагога

С помощью педагога

Может проговорить 2-3 предложения

2

 

 

Не может

Не может

Не может

Не может

1

Критерии итоговой карты

Высокий уровень 12-10 баллов

Средний уровень 9-7 баллов

Низкий уровень =6 баллам

 


 


Автор(ы): Галактионова Юлия Сергеевна
Приложения: