Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе 

Путешествие в страну Математика

  Русалкина Христина Евгеньевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 37
Приморского района Санкт-Петербурга 

Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игровых методик.  

Задачи: 

Познавательное развитие:  

Усовершенствовать умение воспроизводить числовые последовательности 

Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 14. 

Закрепить умение считать по порядку. 

Укрепить навыки решения математических головоломок, записи ответов и решений с использованием чисел и математических знаков. 

Систематизировать знания о временах года, днях недели. 

Закрепить представление о геометрических фигурах, отработать навыки их классификации по заданным критериям 

Развивать логическое мышление, умение анализировать и обобщать информацию. 

Продолжать формировать умение понимать поставленную учебную задачу и решать её самостоятельно или в сотрудничестве, следовать инструкциям педагога. 

Поддерживать интерес к изучению математики. 

 

Формировать у детей любознательность, готовность приходить на помощь, умение оценивать свои действия.  

Воспитывать навыки вежливого общения и эмоциональной отзывчивости.  

Речевое развитие:  

Способствовать развитию мышления, речи, умению обосновывать свои ответы. 

 Физическое развитие: Предупреждать переутомление физического и психического характера. 

Предварительная работа: 

 Занятия по формированию элементарных математических представлений, создание игрового реквизита, дидактических пособий, использование дидактических игр с математическим содержанием. 

Организация деятельности: Совместная работа педагога и детей, самостоятельная деятельность детей, занятие-путешествие. 

Методы и приемы: игра, наглядность, объяснение, практические упражнения  

Материалы и оборудование: демонстрационный материал: магнитная доска, карточки с числами и знаками, картинки; раздаточный материал: счётные палочки, карточки с числами от 1 до 14, бумага, простой карандаш.   

Примерный ход деятельности. 

Педагог предлагает детям образовать круг, затем проводится приветствие «Я твой друг и ты мой друг». 

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в страну Математики.  А как вы считаете, для чего нам нужна математика, зачем придумали какую-то математику? Или может быть она нам совсем не пригодится? (ответы детей) 

Воспитатель: Совершенно верно! Без математики нам никак не обойтись .  Ребята, вы любите сказки? (ответы детей) 

Воспитатель: Тогда послушайте:  

В одном царстве, в одном государстве жил-был царь. Он правил страной, которая называлась - Математика.  

Однажды он решил объехать свои города и убедиться, что все в порядке. Посмотрел он вокруг, а помощников-то у него нет! Задумался царь, что же делать? Как справиться одному? Воспитатель: Как вы думаете, что можно сделать? (ответы детей) 

Воспитатель: Может быть, мы с вами поможем Царю-батюшке?  

- Конечно поможем!. 

Воспитатель: Ребята, а на чем мы можем путешествовать? (ответы детей) 

Воспитатель: Верно! Как одним словом можно назвать все это? (ответы детей) 

Воспитатель: Молодцы. Правильно. Предлагаю сесть за стол.  

Сейчас мы проведем графический диктант и поймем, на чем мы отправимся в путешествие.  

Будем рисовать по клеточкам, следуя моим указаниям. На каждом листочке есть красная точка – это наша отправная точка. Итак, начинаем. 

I клеточка вправо, I вниз, I вправо, I вниз,I вправо, I вниз,I вправо, I вниз,З влево,I вниз,I вправо, I вниз,I влево, I вниз, I влево, I вниз,6 влево, I вверх, I влево, I вверх, I влево, I вверх, 4 вправо, 8 вверх, 2 вправо, I вниз, 2 влево. 

Воспитатель: Итак, что же у нас получилось? (ответы детей - кораблик) 

Воспитатель: Замечательно. Значит, мы с вами отправляемся в путь на корабле. А для того чтобы начать путешествие и узнать название первого города, в который мы попадём, надо провести математическую разминку, которая называется «Не зевай,  на вопросы быстро отвечай!».  

Вставайте в круг, я буду по очереди задавать вопрос, а вы постарайтесь как можно быстрее на него ответить.  

Игра с мячом. 

1. Какой  день недели сегодня? 

2. Какой  день недели завтра? 

3. Какой  был день недели вчера?  

4.  Выходные дни как называют? 

5. Какой после вторника идёт день ? 

6. Как называется пятый по счету день недели? 

7. Сколько  дней в неделе всего? 

8.   Какое время года  после зимы наступает? 

9.Сколько времён года?  

10. Какое время года  после  лета наступает? 

11. Найдите лишнее  в ряду слов: 

а) зима, вторник, весна, лето, осень; 

б) один, два, три, квадрат, четыре, пять; 

в)  равно, минус, четверг, плюс; 

г) круг, многоугольник , сентябрь, квадрат. 

12. Сколько  в сутках частей? 

Воспитатель: Здорово! Справились с задачкой! На карте появился первый город, в который мы отправимся. Этот город называется «Числовой».  

Дидактическая игра «В ряду место найду». 

Цель: упражнять в прямом и обратном счёте , закреплять умение детей составлять числовой ряд. 

В этом городе живут числа, они так старательно готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ,ребята, найти своё место, а для этого я приготовила для вас карточки с цифрами, каждый из вас будет какой – то цифрой. Ваша задача взять эти числа себе и встать в один ряд по возрастанию от 1 до 14. 

Воспитатель: И так проверяем, правильно ли каждый из вас нашёл своё местечко .  Молодцы, справились с заданием. А теперь снова  ваша задача встать в один ряд по убыванию, т.е. в обратном порядке. 

И так, давайте проверим, правильно ли вы нашли своё место в ряду. 

А теперь игра такая «Сосед мой» Дети называют числа стоящие в числовом ряду перед ними и после них. 

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием. И мы отправляемся дальше. Следующий город – «Веселье в загадках». Но для того чтобы нам до него добраться - необходимо переплыть через реку.  

Дружно и ровно встали, потянулись, друг другу улыбнулись. 

Динамическая пауза «Как приятно в речке плавать!» 

Как приятно в речке плавать! 

Берег слева, берег справа. 

(Наклоны влево и вправо.) 

Речка лентой впереди. 

(Потягивания — руки вперёд.) 

Сверху мостик — погляди. 

(Потягивания — руки вверх.) 

Чтобы плыть ещё скорей, 

Нам грести надо быстрей. 

Мы работаем руками. 

Не могут угнаться за нами! 

(Плавательные движения.) 

Мы , ловкие, смелые и быстрые 

А теперь пора нам, братцы, 

(Руки в замок за шеей) 

На песочке поваляться. 

Мы из речки выползаем 

(Ходьба на корточках.) 

И на травке отдыхаем. 

(Присели на ковре) 

- Вот мы и добрались до города «Веселье в загадках»! 

– Здесь в мире и согласии живут все животные. 

- Они приготовили для вас математические загадки, если вы правильно отгадаете их все, то карта покажет в какой город мы попадём дальше. Попробуем отгадать эти загадки? 

Дидактическая игра «Весёлые задачи». 

Цель: Закрепление умений отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаками решение и ответ задачи.                                                                           

1.Четыре гусёнка и трое утят 

В речке плавают, громко кричат. 

А ну, сосчитай поскорей - 

Сколько всего в воде малышей? 

(ответы детей нужно сложить число 3 и число 4 получится 7) 

Воспитатель: Правильно. Майя напиши с помощью чисел и знаков на доске, решение и ответ загадки. (3+4=7). Хорошо.  

2. Пятнадцать зёрнышек мышка нашла. 

Пять из них кроту отдала. 

А те, что остались, в кладовке закрыла 

И трогать малышам она запретила. 

Мышата лишь в щёлочку смотрят на них. 

Считают и спорят: сколько же их? 

(ответы детей - осталось зёрнышек 10, потому что мышка отдала кроту 5 зёрнышек, а всего было15).  

Воспитатель: Молодцы ребята! Лера напиши на доске решение и ответ загадки. (15 - 5 =10). 

3. 

Мама – мартышка купила книжки, 

Целую неделю деткам читала 

А сколько книжек, не сосчитала 

Она читала мартышкам 

Каждый день по книжке. 

Вы, ребята не зевайте, 

Сколько книжек, сосчитайте! 

(ответы детей семь, так как в одной неделе семь дней). 

Воспитатель: Молодцы! Догадливые вы ребята. Максим напиши пожалуйста на доске цифры по порядку от 1 до 7. 

Молодцы, вы отгадали все загадки, и посмотрите, на карте появился следующий город, в который мы сейчас отправимся, называется он «Геометрический».  

Нас встречают жители этого города, геометрические фигуры, посмотрите какие они все разные! Мы с вами не раз знакомились с ними.  

Давайте присядем за стол и каждый из вас возьмет по 9 счетных палочек. 

Игровое задание со счетными палочками «Составь треугольник» 

Воспитатель: Постройте 3 маленьких треугольника из 9 палочек (дети выполняют задание) 

Воспитатель: Теперь заберите 2 палочки и попробуйте построить три треугольника из 7 палочек (начинать с одной фигуры и к ней пристроить другую) 

Воспитатель: Фигуру можно построить по-разному, она может занимать различные положения. 

Воспитатель: Попробуйте теперь забрать ещё 2 палочки, сколько палочек осталось? 

Дети: 5 

Воспитатель: У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Хорошо подумайте, как это можно сделать и составляйте. Способы построения можно зарисовать. (дети выполняют задание) 

Воспитатель: Как вы сделали? 

Дети: Пристроили к одному треугольнику другой, используя лишь 2 палочки) 

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились! И посмотрите, появилась конечная остановка, «Замок царя». 

На этом наше сегодняшнее путешествие закончилось. 

Возвращаемся в наш детский сад. 

Итог занятия. 

Итак, дорогие ребята! Убедились ли вы что без математики нам никуда не деться? (ответы детей) 

Воспитатель: Что вам понравилось? Какие задания для вас были лёгкими, а какие - трудными? (ответы детей) 

Воспитатель: Хорошо. А теперь такой вам хитрый вопрос: что же вы делали в городе «Числовой»? А в “Геометрическом”(ответы детей) 

Воспитатель: А какой город я не назвала? (ответы детей) 

Воспитатель:Что интересного вы там делали? (ответы детей) 

Воспитатель: А теперь такой вопрос: Математика предмет – интересный или нет? (ответы детей) 

Воспитатель: За службу добрую и верную решил  царь отблагодарить вас как самых  умных,  смелых , послушных  и смышленых детей и дарит вам сладкий сюрприз, который он приготовил для вас, пока вы путешествовали по странам и решали задания. 


Автор(ы): Русалкина Христина Евгеньевна
Приложения: