Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе
Путешествие в страну Математика
Русалкина Христина Евгеньевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 37
Приморского района Санкт-Петербурга
Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игровых методик.
Задачи:
Познавательное развитие:
Усовершенствовать умение воспроизводить числовые последовательности
Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 14.
Закрепить умение считать по порядку.
Укрепить навыки решения математических головоломок, записи ответов и решений с использованием чисел и математических знаков.
Систематизировать знания о временах года, днях недели.
Закрепить представление о геометрических фигурах, отработать навыки их классификации по заданным критериям
Развивать логическое мышление, умение анализировать и обобщать информацию.
Продолжать формировать умение понимать поставленную учебную задачу и решать её самостоятельно или в сотрудничестве, следовать инструкциям педагога.
Поддерживать интерес к изучению математики.
Формировать у детей любознательность, готовность приходить на помощь, умение оценивать свои действия.
Воспитывать навыки вежливого общения и эмоциональной отзывчивости.
Речевое развитие:
Способствовать развитию мышления, речи, умению обосновывать свои ответы.
Физическое развитие: Предупреждать переутомление физического и психического характера.
Предварительная работа:
Занятия по формированию элементарных математических представлений, создание игрового реквизита, дидактических пособий, использование дидактических игр с математическим содержанием.
Организация деятельности: Совместная работа педагога и детей, самостоятельная деятельность детей, занятие-путешествие.
Методы и приемы: игра, наглядность, объяснение, практические упражнения
Материалы и оборудование: демонстрационный материал: магнитная доска, карточки с числами и знаками, картинки; раздаточный материал: счётные палочки, карточки с числами от 1 до 14, бумага, простой карандаш.
Примерный ход деятельности.
Педагог предлагает детям образовать круг, затем проводится приветствие «Я твой друг и ты мой друг».
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в страну Математики. А как вы считаете, для чего нам нужна математика, зачем придумали какую-то математику? Или может быть она нам совсем не пригодится? (ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно! Без математики нам никак не обойтись . Ребята, вы любите сказки? (ответы детей)
Воспитатель: Тогда послушайте:
В одном царстве, в одном государстве жил-был царь. Он правил страной, которая называлась - Математика.
Однажды он решил объехать свои города и убедиться, что все в порядке. Посмотрел он вокруг, а помощников-то у него нет! Задумался царь, что же делать? Как справиться одному? Воспитатель: Как вы думаете, что можно сделать? (ответы детей)
Воспитатель: Может быть, мы с вами поможем Царю-батюшке?
- Конечно поможем!.
Воспитатель: Ребята, а на чем мы можем путешествовать? (ответы детей)
Воспитатель: Верно! Как одним словом можно назвать все это? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы. Правильно. Предлагаю сесть за стол.
Сейчас мы проведем графический диктант и поймем, на чем мы отправимся в путешествие.
Будем рисовать по клеточкам, следуя моим указаниям. На каждом листочке есть красная точка – это наша отправная точка. Итак, начинаем.
I клеточка вправо, I вниз, I вправо, I вниз,I вправо, I вниз,I вправо, I вниз,З влево,I вниз,I вправо, I вниз,I влево, I вниз, I влево, I вниз,6 влево, I вверх, I влево, I вверх, I влево, I вверх, 4 вправо, 8 вверх, 2 вправо, I вниз, 2 влево.
Воспитатель: Итак, что же у нас получилось? (ответы детей - кораблик)
Воспитатель: Замечательно. Значит, мы с вами отправляемся в путь на корабле. А для того чтобы начать путешествие и узнать название первого города, в который мы попадём, надо провести математическую разминку, которая называется «Не зевай, на вопросы быстро отвечай!».
Вставайте в круг, я буду по очереди задавать вопрос, а вы постарайтесь как можно быстрее на него ответить.
Игра с мячом.
1. Какой день недели сегодня?
2. Какой день недели завтра?
3. Какой был день недели вчера?
4. Выходные дни как называют?
5. Какой после вторника идёт день ?
6. Как называется пятый по счету день недели?
7. Сколько дней в неделе всего?
8. Какое время года после зимы наступает?
9.Сколько времён года?
10. Какое время года после лета наступает?
11. Найдите лишнее в ряду слов:
а) зима, вторник, весна, лето, осень;
б) один, два, три, квадрат, четыре, пять;
в) равно, минус, четверг, плюс;
г) круг, многоугольник , сентябрь, квадрат.
12. Сколько в сутках частей?
Воспитатель: Здорово! Справились с задачкой! На карте появился первый город, в который мы отправимся. Этот город называется «Числовой».
Дидактическая игра «В ряду место найду».
Цель: упражнять в прямом и обратном счёте , закреплять умение детей составлять числовой ряд.
В этом городе живут числа, они так старательно готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ,ребята, найти своё место, а для этого я приготовила для вас карточки с цифрами, каждый из вас будет какой – то цифрой. Ваша задача взять эти числа себе и встать в один ряд по возрастанию от 1 до 14.
Воспитатель: И так проверяем, правильно ли каждый из вас нашёл своё местечко . Молодцы, справились с заданием. А теперь снова ваша задача встать в один ряд по убыванию, т.е. в обратном порядке.
И так, давайте проверим, правильно ли вы нашли своё место в ряду.
А теперь игра такая «Сосед мой» Дети называют числа стоящие в числовом ряду перед ними и после них.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием. И мы отправляемся дальше. Следующий город – «Веселье в загадках». Но для того чтобы нам до него добраться - необходимо переплыть через реку.
Дружно и ровно встали, потянулись, друг другу улыбнулись.
Динамическая пауза «Как приятно в речке плавать!»
Как приятно в речке плавать!
Берег слева, берег справа.
(Наклоны влево и вправо.)
Речка лентой впереди.
(Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди.
(Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Нам грести надо быстрей.
Мы работаем руками.
Не могут угнаться за нами!
(Плавательные движения.)
Мы , ловкие, смелые и быстрые
А теперь пора нам, братцы,
(Руки в замок за шеей)
На песочке поваляться.
Мы из речки выползаем
(Ходьба на корточках.)
И на травке отдыхаем.
(Присели на ковре)
- Вот мы и добрались до города «Веселье в загадках»!
– Здесь в мире и согласии живут все животные.
- Они приготовили для вас математические загадки, если вы правильно отгадаете их все, то карта покажет в какой город мы попадём дальше. Попробуем отгадать эти загадки?
Дидактическая игра «Весёлые задачи».
Цель: Закрепление умений отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаками решение и ответ задачи.
1.Четыре гусёнка и трое утят
В речке плавают, громко кричат.
А ну, сосчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?
(ответы детей нужно сложить число 3 и число 4 получится 7)
Воспитатель: Правильно. Майя напиши с помощью чисел и знаков на доске, решение и ответ загадки. (3+4=7). Хорошо.
2. Пятнадцать зёрнышек мышка нашла.
Пять из них кроту отдала.
А те, что остались, в кладовке закрыла
И трогать малышам она запретила.
Мышата лишь в щёлочку смотрят на них.
Считают и спорят: сколько же их?
(ответы детей - осталось зёрнышек 10, потому что мышка отдала кроту 5 зёрнышек, а всего было15).
Воспитатель: Молодцы ребята! Лера напиши на доске решение и ответ загадки. (15 - 5 =10).
3.
Мама – мартышка купила книжки,
Целую неделю деткам читала
А сколько книжек, не сосчитала
Она читала мартышкам
Каждый день по книжке.
Вы, ребята не зевайте,
Сколько книжек, сосчитайте!
(ответы детей семь, так как в одной неделе семь дней).
Воспитатель: Молодцы! Догадливые вы ребята. Максим напиши пожалуйста на доске цифры по порядку от 1 до 7.
Молодцы, вы отгадали все загадки, и посмотрите, на карте появился следующий город, в который мы сейчас отправимся, называется он «Геометрический».
Нас встречают жители этого города, геометрические фигуры, посмотрите какие они все разные! Мы с вами не раз знакомились с ними.
Давайте присядем за стол и каждый из вас возьмет по 9 счетных палочек.
Игровое задание со счетными палочками «Составь треугольник»
Воспитатель: Постройте 3 маленьких треугольника из 9 палочек (дети выполняют задание)
Воспитатель: Теперь заберите 2 палочки и попробуйте построить три треугольника из 7 палочек (начинать с одной фигуры и к ней пристроить другую)
Воспитатель: Фигуру можно построить по-разному, она может занимать различные положения.
Воспитатель: Попробуйте теперь забрать ещё 2 палочки, сколько палочек осталось?
Дети: 5
Воспитатель: У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Хорошо подумайте, как это можно сделать и составляйте. Способы построения можно зарисовать. (дети выполняют задание)
Воспитатель: Как вы сделали?
Дети: Пристроили к одному треугольнику другой, используя лишь 2 палочки)
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились! И посмотрите, появилась конечная остановка, «Замок царя».
На этом наше сегодняшнее путешествие закончилось.
Возвращаемся в наш детский сад.
Итог занятия.
Итак, дорогие ребята! Убедились ли вы что без математики нам никуда не деться? (ответы детей)
Воспитатель: Что вам понравилось? Какие задания для вас были лёгкими, а какие - трудными? (ответы детей)
Воспитатель: Хорошо. А теперь такой вам хитрый вопрос: что же вы делали в городе «Числовой»? А в “Геометрическом”(ответы детей)
Воспитатель: А какой город я не назвала? (ответы детей)
Воспитатель:Что интересного вы там делали? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь такой вопрос: Математика предмет – интересный или нет? (ответы детей)
Воспитатель: За службу добрую и верную решил царь отблагодарить вас как самых умных, смелых , послушных и смышленых детей и дарит вам сладкий сюрприз, который он приготовил для вас, пока вы путешествовали по странам и решали задания.
Автор(ы): Русалкина Христина Евгеньевна
Приложения: