Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

Наши имена

Федорова Татьяна Олеговна

Цель: Дать знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличает его от других людей. Познакомить детей со значением своих имен, формировать положительное отношение к себе через имя. Побуждать любить свое имя и уважать имена окружающих. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя.

Задачи:

·         Закреплять знания о том, что у каждого человека есть своё имя, которое отличает его от других людей.

·         Развивать интерес к своему имени, закреплять знания о происхождении имён, их смысловой значимости для человека.

·         Упражнять в словообразовании на примере подбора ласкательной и полной формы имени.

·         Раскрыть полоролевые отличия детей на примере имени человека, его внешности и различных видов деятельности.

·         Развивать любознательность, умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы.

·         Формировать уверенность в себе, осознание своей самоценности  и индивидуальности.

·         Способствовать проявлению форм дружеского обращения друг к другу, заботливого отношения к младшим.

Использование современных образовательных технологий:

ü Здоровьесберегающая;

ü ИКТ-технология;

ü Технология музыкального воздействия;

ü Социоигровая технология;

ü Исследовательская.

 

Интеграция областей:

·         Познавательное развитие

·         Речевое развитие

·         Социально-коммуникативное развитие

·         Художественно-эстетическое развитие

Предварительная работа:

Занятие по познавательному развитию “Что означают наши имена”; Дидактическая игра “Как можно назвать нас по-другому”; беседа “Что я знаю о себе”; Беседы-разговоры о происхождении имён, фамилий, отчеств; Рассматривание фотоальбомов, создание с помощью родителей “Книги воспоминаний”, “Про маму, папу и меня”; «Тайна наших имён» (мультимедийная презентация). Игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие; слушание песен, связанных с имением человека, чтение стихотворения “Девочки и мальчики”.

Оборудование: Магнитофон, аудиозаписи, карточки с именами, конвенция о правах ребенка, свидетельство о рождении, листы бумаги, изобразительные материалы.

Ход НОД:

Приветствие «Общий круг»
Дети садятся в круг. Воспитатель предлагает детям поздороваться глазами с соседом. (Заглядывает в глаза ребенку и дотрагивается до его плеча). Дети поочередно продолжают приветствие.
В-ль: Ребятки, посмотрите на  карточки, на них написаны интересные слова: Лиза, Стеша, Маша, Саша, Федя, Кирилл, Рома…Что обозначают эти слова? (имена). А у вас есть имя? Кто дал вам имя? (родители).

- Сегодня мы поговорим о наших именах.

Представьте, что исчезли все имена, остались мальчики и девочки, мы даже не сможем ни к кому обратиться, не сможем общаться друг с другом…Видите, как необходимо человеку имя. Имя для человека имеет огромное значение. Имя человека - это его будущая жизнь, он живет с ним до конца жизни, поэтому его нельзя называть случайным именем.
Ваши родители, мама и папа, задолго до вашего рождения подбирали вам имя. Ведь оно многое может рассказать о вас.
В народе говорят: «Сын не родился, а ему уже имя дали».
Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.

- А когда дают ребенку имя? (когда рождается)

- Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают.

                                   Лишь появится ребенок,
                                   И дышать начнет едва.
                                   У него уже с пеленок,

                                   Появляются права.

 Одно из этих прав - право на имя. Об этом написано в этой книге. Она называется «Конвенция о правах ребенка». Это очень важный документ. Здесь записано: ст.7 Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя.

В-ль: Значит ,какое есть у вас право? (право на имя)

В-ль: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится. (Свидетельство о рождении).

-О каком праве оно  напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)

-Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали).

                              Знают, знают все на свете,

                              Знают взрослые и дети –                                                   

                              Имя каждому дано, 

                              И у каждого одно!

 - Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?  (Называть друг друга по имени)

Игра « Шляпа знакомств».

В-ль: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвать свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

В-ль: По имени человека определяется его пол – мужчина он или женщина, молодой он человек или пожилой. Ведь обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Общаясь с товарищами, подругами, называем их по именам: Стеша – Стешенька,  Лиза-Лизонька, Саша-Сашенька, Федя-Феденька…

Вам, наверное, будет интересно узнать, как на Руси нарекали малышей. Наши предки к выбору имени своих детей подходили весьма ответственно. Их мечтой было желание видеть дитя свое рослым, сильным, крепким, добрым, милым. Отсюда и такие имена, как Добрыня - делающий добро; Любомир – любящий мир; Людмила – милая людям. Кто мне скажет, в чем смысл имен Вера, Надежда, Любовь? (ответы детей). Некоторые имена коренные русские, другие – пришли к нам из разных стран.

 Я вас просила дома узнать у родителей, что означает ваши имена, какого оно происхождения. А сейчас поделимся своими знаниями в группе (презентация «Тайна наших имён»).

  Игра «Имена». Стулья составим в  кружок и сядем. Игровое правило. Хлопаем три раза в ладоши, поворачиваемся к соседу и называем свое полное имя. Затем – имя и отчество.

В-ль:  Ваше имя подросло вместе с вами. Как будут называть вас на работе? (Ответы детей). Вы сказали:   Елизавета Сергеевна?

                                      Федор Игоревич?

                                      Сергеевна, Игоревич - что это? (Отчество).

Это Отечество? А что такое Отечество? Да, это имя папы. В русской культуре принято называть людей по имени-отчеству, обращаясь к человеку по имени-отчеству, мы выказываем ему особое уважение.

В-ль:  Чем отличаются люди с одинаковым именем? (Фамилией).

Такое привычное для нас слово «фамилия» попало в наш язык из латыни и в переводе означает «семья». Например, живёт человек, имеющий кузницу. Он получает прозвище-кузнец. А семью его называют Кузнецовы, так появилась фамилия Кузнецовы.

Большую группу составляли фамилии, которые образовались от названия зверей, птиц, насекомых.

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепёлкин.

                                    С. Михалков.

А какие вы знаете фамилии, связанные с названиями животных?

Вот как много мы узнали об именах людей и ваших именах. Узнали, что имя каждого человека может звучать по-разному. И что каждому человеку приятно, когда его зовут любимым именем.

Конкурс «Знатоков» (команда девочек и мальчиков).

       Вопросы:

1. Назовите самые распространенные имена сказочных героев.

2. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка – Иван – Ваня, Машенька, Василиса и т.д.)

3. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).

4. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).

5. А как же узнать, к кому ты обращаешься? (Либо по-другому назвать это имя – Александра – Александр; Евгений – Евгения, Валентин – Валентина; или обратиться по фамилии).

     //Объявляются победители//.

 Творческое задание «Нарисуй свое имя»
(Развивать воображение, творческую фантазию, речь.)
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить себе свое имя. 
- Представьте себе, как может выглядеть ваше имя, какого цвета, какой формы и размера, какое на ощупь. А теперь откройте глаза. Расположите альбомный лист так, как вам нравится, и нарисуйте свое имя.
                           (Включается аудиозапись спокойной музыки).
После выполнения задания дети выкладывают работы на столе, и каждый ребенок рассказывает о своем имени. 

 

Рефлексия:     - О чем мы сегодня говорили?

                         - Что вы почувствовали, когда узнали, что обозначает ваше имя?  

                            - Что вам понравилось сегодня на занятии?

                          - А что было трудно?

 

 Я рада, что вы полюбили своё имя, много теперь о нём знаете. Желаю им дорожить всю жизнь и украшать его красивыми делами

 

 

 


Автор(ы): Федорова Татьяна Олеговна
Приложения: