Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе
Наши имена
Федорова Татьяна Олеговна
Цель: Дать знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличает его от других людей. Познакомить детей со значением своих имен, формировать положительное отношение к себе через имя. Побуждать любить свое имя и уважать имена окружающих. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя.
Задачи:
· Закреплять знания о том, что у каждого человека есть своё имя, которое отличает его от других людей.
· Развивать интерес к своему имени, закреплять знания о происхождении имён, их смысловой значимости для человека.
· Упражнять в словообразовании на примере подбора ласкательной и полной формы имени.
· Раскрыть полоролевые отличия детей на примере имени человека, его внешности и различных видов деятельности.
· Развивать любознательность, умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы.
· Формировать уверенность в себе, осознание своей самоценности и индивидуальности.
· Способствовать проявлению форм дружеского обращения друг к другу, заботливого отношения к младшим.
Использование современных образовательных технологий:
ü Здоровьесберегающая;
ü ИКТ-технология;
ü Технология музыкального воздействия;
ü Социоигровая технология;
ü Исследовательская.
Интеграция областей:
· Познавательное развитие
· Речевое развитие
· Социально-коммуникативное развитие
· Художественно-эстетическое развитие
Предварительная работа:
Занятие по познавательному развитию “Что означают наши имена”; Дидактическая игра “Как можно назвать нас по-другому”; беседа “Что я знаю о себе”; Беседы-разговоры о происхождении имён, фамилий, отчеств; Рассматривание фотоальбомов, создание с помощью родителей “Книги воспоминаний”, “Про маму, папу и меня”; «Тайна наших имён» (мультимедийная презентация). Игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие; слушание песен, связанных с имением человека, чтение стихотворения “Девочки и мальчики”.
Оборудование: Магнитофон, аудиозаписи, карточки с именами, конвенция о правах ребенка, свидетельство о рождении, листы бумаги, изобразительные материалы.
Ход НОД:
Приветствие «Общий круг»
Дети садятся в круг. Воспитатель предлагает детям поздороваться глазами с соседом. (Заглядывает в глаза ребенку и дотрагивается до его плеча). Дети поочередно продолжают приветствие.
В-ль: Ребятки, посмотрите на карточки, на них написаны интересные слова: Лиза, Стеша, Маша, Саша, Федя, Кирилл, Рома…Что обозначают эти слова? (имена). А у вас есть имя? Кто дал вам имя? (родители).
- Сегодня мы поговорим о наших именах.
Представьте, что исчезли все имена, остались мальчики и девочки, мы даже не сможем ни к кому обратиться, не сможем общаться друг с другом…Видите, как необходимо человеку имя. Имя для человека имеет огромное значение. Имя человека - это его будущая жизнь, он живет с ним до конца жизни, поэтому его нельзя называть случайным именем.
Ваши родители, мама и папа, задолго до вашего рождения подбирали вам имя. Ведь оно многое может рассказать о вас.
В народе говорят: «Сын не родился, а ему уже имя дали».
Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.
- А когда дают ребенку имя? (когда рождается)
- Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают.
Лишь появится ребенок,
И дышать начнет едва.
У него уже с пеленок,
Появляются права.
Одно из этих прав - право на имя. Об этом написано в этой книге. Она называется «Конвенция о правах ребенка». Это очень важный документ. Здесь записано: ст.7 Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя.
В-ль: Значит ,какое есть у вас право? (право на имя)
В-ль: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится. (Свидетельство о рождении).
-О каком праве оно напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)
-Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали).
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
- Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом? (Называть друг друга по имени)
Игра « Шляпа знакомств».
В-ль: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвать свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
В-ль: По имени человека определяется его пол – мужчина он или женщина, молодой он человек или пожилой. Ведь обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Общаясь с товарищами, подругами, называем их по именам: Стеша – Стешенька, Лиза-Лизонька, Саша-Сашенька, Федя-Феденька…
Вам, наверное, будет интересно узнать, как на Руси нарекали малышей. Наши предки к выбору имени своих детей подходили весьма ответственно. Их мечтой было желание видеть дитя свое рослым, сильным, крепким, добрым, милым. Отсюда и такие имена, как Добрыня - делающий добро; Любомир – любящий мир; Людмила – милая людям. Кто мне скажет, в чем смысл имен Вера, Надежда, Любовь? (ответы детей). Некоторые имена коренные русские, другие – пришли к нам из разных стран.
Я вас просила дома узнать у родителей, что означает ваши имена, какого оно происхождения. А сейчас поделимся своими знаниями в группе (презентация «Тайна наших имён»).
Игра «Имена». Стулья составим в кружок и сядем. Игровое правило. Хлопаем три раза в ладоши, поворачиваемся к соседу и называем свое полное имя. Затем – имя и отчество.
В-ль: Ваше имя подросло вместе с вами. Как будут называть вас на работе? (Ответы детей). Вы сказали: Елизавета Сергеевна?
Федор Игоревич?
Сергеевна, Игоревич - что это? (Отчество).
Это Отечество? А что такое Отечество? Да, это имя папы. В русской культуре принято называть людей по имени-отчеству, обращаясь к человеку по имени-отчеству, мы выказываем ему особое уважение.
В-ль: Чем отличаются люди с одинаковым именем? (Фамилией).
Такое привычное для нас слово «фамилия» попало в наш язык из латыни и в переводе означает «семья». Например, живёт человек, имеющий кузницу. Он получает прозвище-кузнец. А семью его называют Кузнецовы, так появилась фамилия Кузнецовы.
Большую группу составляли фамилии, которые образовались от названия зверей, птиц, насекомых.
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепёлкин.
С. Михалков.
А какие вы знаете фамилии, связанные с названиями животных?
Вот как много мы узнали об именах людей и ваших именах. Узнали, что имя каждого человека может звучать по-разному. И что каждому человеку приятно, когда его зовут любимым именем.
Конкурс «Знатоков» (команда девочек и мальчиков).
Вопросы:
1. Назовите самые распространенные имена сказочных героев.
2. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка – Иван – Ваня, Машенька, Василиса и т.д.)
3. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).
4. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).
5. А как же узнать, к кому ты обращаешься? (Либо по-другому назвать это имя – Александра – Александр; Евгений – Евгения, Валентин – Валентина; или обратиться по фамилии).
//Объявляются победители//.
Творческое задание «Нарисуй свое имя»
(Развивать воображение, творческую фантазию, речь.)
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить себе свое имя.
- Представьте себе, как может выглядеть ваше имя, какого цвета, какой формы и размера, какое на ощупь. А теперь откройте глаза. Расположите альбомный лист так, как вам нравится, и нарисуйте свое имя.
(Включается аудиозапись спокойной музыки).
После выполнения задания дети выкладывают работы на столе, и каждый ребенок рассказывает о своем имени.
Рефлексия: - О чем мы сегодня говорили?
- Что вы почувствовали, когда узнали, что обозначает ваше имя?
- Что вам понравилось сегодня на занятии?
- А что было трудно?
Я рада, что вы полюбили своё имя, много теперь о нём знаете. Желаю им дорожить всю жизнь и украшать его красивыми делами
Автор(ы): Федорова Татьяна Олеговна
Приложения: