Применение метода интеллект карт
в систематизации знаний дошкольников
Никитюк Светлана Геннадьевна,
воспитатели ГБДОУ детский сад № 34
Кировского района Санкт-Петербурга
Интеллект карта, или карты мышления (mind-maps) - это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.
v Интеллектуальная карта – это графический способ представления информации.
Варианты названия: «интеллект-карта», «карта ума», «карта разума», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма», «схема мышления», «мыслительная карта».
История интеллект-карт
Тони Бюзен – британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности.
При составлении интеллект - карты в процессе усвоения информации задействованы оба полушария головного мозга. Интеллект-карта основана на ассоциативном мышлении.
В работе с дошкольниками метод интеллект - карт предложен к.п.н. Акименко Валентиной Михайловной доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института.
Цели создания интеллект-карт с дошкольниками
1.Цель – сбор материала (информации) о предмете, явлении, объекте.
Задачи: Создать карту в ходе обсуждения . Расширять словарный запас . Развивать процессы мышления .
2.Цель – развитие связной речи детей.
Задачи: Формировать умение последовательно и самостоятельно излагать свои мысли.
3. Цель – закрепление и обобщение материала
Задачи: Создать карту как итог работы с детьми по теме .Развивать у детей умение выделять главную мысль . Активизировать словарь, совершенствовать связную речь детей.
Преимущества интеллект-карт.
Позволяет получать знания, обобщать знания.
Формирует умения выделять главное, обобщать, систематизировать.
Развивает память, мышление, воображение.
Способствует концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации.
Условия и правила создания карт
Ø Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
Ø Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
Ø Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
Ø Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Ø Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ø Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
Ø Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
Ø Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Ø Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
В своем опыте работы в ходе проектной деятельности проектной деятельности мы вместе с детьми создали такие интеллект-карты:
Рекомендации по применению интеллект – карт:
ü беседуйте по карте;
ü задавайте больше вопросов;
ü обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;
ü составляйте рассказы;
ü добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей;
ü экспериментируйте.
Автор(ы): Никитюк Светлана Геннадьевна
Приложения: