Применение метода интеллект карт
в систематизации знаний дошкольников

 Никитюк Светлана Геннадьевна,
воспитатели ГБДОУ детский сад № 34
Кировского района Санкт-Петербурга

Интеллект карта, или карты мышления (mind-maps) - это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.

v Интеллектуальная карта – это графический способ представления информации.

Варианты названия: «интеллект-карта», «карта ума», «карта разума», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма», «схема мышления», «мыслительная карта».

История интеллект-карт

Тони Бюзен – британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности.

При составлении интеллект - карты в процессе усвоения информации задействованы оба полушария головного мозга. Интеллект-карта основана на ассоциативном мышлении.

В работе с дошкольниками метод интеллект - карт предложен к.п.н. Акименко Валентиной Михайловной доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института.

Цели создания интеллект-карт с дошкольниками

1.Цель – сбор материала (информации) о предмете, явлении, объекте.

Задачи:  Создать карту в ходе обсуждения . Расширять словарный запас . Развивать процессы мышления .

2.Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:  Формировать умение последовательно и самостоятельно излагать свои мысли.

3. Цель – закрепление и обобщение материала

 Задачи:  Создать карту как итог работы с детьми по теме .Развивать у детей умение выделять главную мысль . Активизировать словарь, совершенствовать связную речь детей.

Преимущества интеллект-карт.

Позволяет получать знания, обобщать знания.

Формирует умения выделять главное, обобщать, систематизировать.

Развивает память, мышление, воображение.

Способствует концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации.

Условия и правила создания карт

Ø Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

Ø Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

Ø Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

Ø Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Ø Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

Ø Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

Ø Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

Ø Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Ø Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

В своем опыте работы в ходе проектной деятельности  проектной деятельности мы вместе с детьми  создали такие интеллект-карты:

Описание: C:\Users\home\Desktop\писатели\глаза\фоны для\интеллект-карта г.jpg

 

Описание: C:\Users\home\Downloads\IMG_20240329_141234_19.jpg

 

 

Рекомендации по применению интеллект – карт:

ü беседуйте по карте;

ü задавайте больше вопросов;

ü обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;

ü составляйте рассказы;

ü добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей;

ü экспериментируйте.


Автор(ы): Никитюк Светлана Геннадьевна
Приложения: