Комиксы на уроке: как оживить героев учебника
и превратить повторение в приключение
Цветинская Алиса Романовна
Почему комиксы из учебника — идеальный материал для театрализации на уроке иностранного языка?
Многие авторы современных учебно-методических комплексов часто добавляют комиксы как часть урока, и этот формат неизменно вызывает интерес у учащихся. Возьмём, например, УМК Kid's box — в каждом разделе есть забавные истории с одними и теми же героями: Stella, Mrs Star, Mr Star, Simon и т.д. Эти комиксы специально созданы для контекстного повторения материала. Каждая сценка содержит не только ключевую лексику раздела, но и изученную ранее грамматику в естественных диалогах. При этом любой комикс сопровождается как аудиофайлом, так и мультфильмом.
Почему комиксы эффективнее обычного чтения диалогов:
1. Герои уже знакомы — дети легче включаются в игру, когда знают персонажей.
2. Есть визуальная подсказка — картинки и видео помогают запомнить сюжет и реплики.
3. Простая грамматика – герои комиксов используют простые и распространённые разговорные фразы, необходимые для повседневного общения.
4. Эмоциональная лексика – много междометий («Wow!», «Oops!»), звукоподражаний («Bang!», «Crash!») и экспрессивных фраз, которые сложно найти в учебниках, но которые активно используют носители языка.
5. Живой современный язык – персонажи используют актуальные разговорные выражения и сленг.
6. Снижение стресса. В отличие от традиционных упражнений, театрализация снижает страх ошибки – дети воспринимают речь как часть игры, а не как строгий учебный процесс.
Как комиксы помогают развивать языковые навыки.
Комиксы представляют собой уникальный учебный материал, который одновременно развивает все ключевые аспекты владения английским языком. Их визуальная составляющая и разговорный стиль делают процесс обучения увлекательным и эффективным для студентов любого уровня, в особенности учеников начальной школы.
Развитие навыков чтения происходит естественным образом благодаря сочетанию текста и комикса. Картинки служат визуальными подсказками, помогающими понять содержание даже приграничном словарном запасе. Короткие реплики персонажей содержат полезную разговорную лексику, которая легко запоминается в контексте.
Совершенствование навыков аудирования возможно при наличии аудиозаписи текста. Студенты учатся распознавать знакомые слова в живой речи, улавливать правильную интонацию и эмоциональную окраску высказываний.
Разговорная практика осуществляется благодаря чтению по ролям и последующему обсуждению сюжета. Учащиеся не просто повторяют заученные фразы, а учатся использовать их в соответствующих ситуациях. Для продвинутых студентов особенно полезны задания по созданию альтернативных вариантов сюжета комикса, которые стимулируют творческое использование языка.
Письменные навыки можно развивать через различные задания: от простого пересказа содержания до создания собственных диалогов для персонажей. Такие упражнения помогают отработать грамматические конструкции и научиться выражать мысли более свободно. Например, студентам предлагается комикс, но без текста. В таком случае студенту необходимо заполнить реплики героев.
Главное преимущество комиксов заключается в их способности сделать процесс обучения живым и увлекательным. Они снимают психологический барьер, позволяя студентам погружаться в языковую среду через интересные истории и знакомых персонажей. Учителя могут гибко адаптировать работу с комиксами под любой уровень подготовки, делая акцент на тех аспектах языка, которые наиболее важны для конкретной группы учащихся.
Способ работы с комиксами (на примере Kid's box 2):
1. Pre-listening (подготовительный этап)
На этом важном этапе мы создаём "мостик" между известным и новым материалом:
- Визуальная активизация: "Who can you see in the picture" (дети называют уже знакомых им персонажей)
- Прогнозирование содержания: "What is Trevor doing?"
- По возможности рециркуляция лексики:
"What color is the...?" (повторение цветов)
"How many characters can you see there?" (повторение чисел)
2. While-listening (основной этап)
На данном этапе возможно не только аудирование, но и просмотр видео по комиксу, что чаще всего вызывает у детей больший интерес, чем просто прослушивание текста. После просмотра снова задаем вопрос "What is Trevor doing?" (He is cleaning the doll house). Так как на уровне Kid's box 2 дети 7-8 лет еще мало читающие, то во второй раз включаем уже аудирование, чтобы дети не отвлекались на мультфильм, останавливаясь на каждой картинке и повторяя за диктором (активизируем технику shadowing, соблюдаем интонацию).
Подготовив заранее карточки, проводим matching activity (lorry - Monty, helicopter- Maskman etc.) "What is Monty doing? - Monty is driving a yellow lorry." Можно задать дополнительные вопросы по картинкам, повторить цвета, потренировать Present Continuous и т.д. После этого следует задание, предложенное учебником (упр. 12 стр. 39), где нужно услышать реплики и назвать номер картинки, где происходит диалог.
3. Post-listening (завершающий этап)
На данном этапе сначала происходит чтение текста. "Who do we have in a story?" (написать имена всех персонажей на доске, у которых есть реплики). "Who want to be Maskman?" (написать имена студентов рядом с именами героев). После первого чтения происходит замена ролей, возможно чтение до трех раз. Если есть время на уроке, можно посмотреть еще раз мультфильм по комиксу либо сразу перейти к Role play. Для отыгрывания можно взять два стула, представить, например, что это грузовик. Здесь дети могут подключать фантазию, используя любые предметы в классе. Также, как и с чтением, можно отыграть сценку несколько раз, меняя роли детей.
Таким образом, систематическое использование комиксов на занятиях позволяет комплексно развивать все языковые навыки, поддерживая высокую мотивацию студентов и создавая позитивную атмосферу на уроке. Этот метод особенно актуален для детей возраста 7-10 лет, поскольку на данном этапе еще доминирует игровой метод, и дети вовлекаются в процесс с большим интересом.
Автор(ы): Цветинская Алиса Романовна
Приложения:
6819059ef13d5_Kid2.pdf