Методическая разработка по развитию речи
(формирование лексико-грамматического строя речи)
с детьми старшего дошкольного возраста
Поварёнок в гостях у ребят
Шеверлова Елена Геннадьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 32
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка актуальна для воспитателей старших дошкольных групп детского сада общеразвивающего вида. Может быть применима на коррекционных группах детей с ОНР.
Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи в рамках темы «Продукты питания»
Задачи:
• Образовательные:
- Закреплять и активизировать словарь по теме «Продукты питания»
- Закреплять знания о классификации продуктов питания.
- Упражнять в умении образовывать относительные прилагательные.
- Упражнять в согласовании прилагательных с существительным
- Упражнять в умении образовывать уменьшительно-ласкательную форму имён существительных в ед.ч.
- Упражнять в подборе слов – антонимов
- Упражнять в образовании мн.ч. имен существительных.
• Развивающие:
- развивать зрительное внимание, восприятие, память, мышление
- развивать умение составлять рассказ о приготовленном блюде при помощи мнемотаблицы.
• Воспитательные:
- воспитывать навык сотрудничества, взаимопонимания, инициативности.
Оборудование для педагога: презентация, мольберт, картинка с изображением полочек холодильника, картинки с изображениями продуктов питания к играм; мнемотаблицы; «Варим борщ», «Варим компот», «Готовим овощной салат», заготовки основы на липучках: кастрюля, чайник, салатница; мяч; фигурка Поваренка на палочке.
Оборудование для детей: поварские шапочки по количеству детей
Ход занятия:
1.Организационный момент
В:- Здравствуйте, дети! Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их. (Дети здороваются с педагогами.) Возьмитесь за руки. (Дети проходят, здороваются и становятся в круг)
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А потом пойдём налево,
В центре круга соберёмся.
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём
И играть сейчас начнем.
В: - «Жили – были сыр, котлеты, колбаса, батон, конфеты,
Соки, овощи и фрукты, называем всё …. (продукты)
Очень любим их всегда, это вкусная …(еда)»
- Кто догадался, о чём мы сегодня поговорим? (ответы детей)
- Правильно, о продуктах питания!
2. Основная часть.
В: - Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты, все завтраки, обеды?
Дети: Это повар
Ø СЛАЙД 1 Раздаётся стук
Ø СЛАЙД 2 На мультимедийном экране появляется Поварёнок
В: – Это Поварёнок пришел к нам в гости. Он любит готовить разные блюда. Ребята, Поварёнок предлагает сегодня стать его помощниками. Справитесь?
Чтобы быть на него похожими, надевайте поварские шапочки. А теперь пройдем на кухню. Поможем разобрать продукты.
Существует много разных продуктов питания.
Дидактическое упражнение «Какие бывают продукты?»
В: - Как называются продукты, которые делают из молока? Если продукты сделаны из молока значит они (какие, как сказать одним словом?) …. Молочные. — Что делают из муки? Если продукты сделаны из муки значит они (какие) … Мучные. — Что делают из мяса? Если продукты сделаны из мяса значит они (какие) … Мясные.
Дидактическая упражнение «Скажи ласково»
В: - Чтобы продукты не испортились, их нужно положить в холодильник. На верхнюю полку мы положим мучные изделия, на среднюю - молочные, на нижнюю - мясные. Возьмите по картинке, прикрепите ее на нужную полку холодильника и скажите, что именно вы кладёте на полку холодильника, называя этот продукт ласково. (Дети прикрепляют картинки к полке холодильника, сортируя их по группам.)
Колбаса-колбаска
Сыр – сырок
Булка-булочка
Ветчина-ветчинка
Молоко - молочко
Масло - маслице;
хлеб - хлебушек;
сметана - сметанка;
сосиска – сосисочка;
котлета – котлетка;
пряник – пряничек.
Игра «Один - много»
В: - У повара на кухне всегда много продуктов. Будем передавать друг другу мяч. У кого он окажется, тот повторит за мной название продукта вместе со словом «много». Например: - пельмень - много пельменей.
Кому понятны правила игры – хлопните в ладоши.
- Колбаса – много колбасы;
- сосиска - много сосисок;
- котлета - много котлет;
- сарделька - много сарделек;
- яблоко - много яблок;
- баранка – много баранок;
- конфета – много конфет;
- сыр – много сыра;
- молоко – много молока;
- ветчина - много ветчины.
Упражнение на развитие мелкой моторики
В: - Скажите, кто-нибудь из вас видел, как делаются пирожки? Хотите помочь Поварёнку их испечь? Какие продукты для теста нам понадобятся? Что понадобится для начинки?
Тогда приступаем к работе! Сначала нужно вымыть руки (имитация мытья рук), затем вытереть (имитация вытирания рук).
Ах, вода, вода, вода.
Будем чистыми всегда.
Брызги — вправо, брызги — влево.
Вытираем ручки смело!
Теперь замесим тесто.
(Дети повторяют за логопедом движения и слова)
Тесто мнём, мнём
Тесто жмём, жмём
Тесто мы месили.
Пирожки слепили.
Шлеп, шлеп,
Шлеп, шлеп.
Вот у нас тесто для пирожков. (Бумажные круги сложить пополам, образуя пирожок)
Дидактическое упражнение «Из чего - какая?»
В: - Поварёнок очень любит печь пирожки с разными начинками. А теперь выбирайте себе начинку и расскажите, с какой начинкой у вас пирожки.
Например: у моего пирожка начинка из творога – это творожная начинка;
(Дети берут картинки продуктов и кладут в пирожок – сложенный пополам круг)
· У моего пирожка начинка из рыбы – это рыбная начинка;
· у моего пирожка начинка из яблок – это яблочная начинка;
· у моего пирожка начинка из гороха – это гороховая начинка;
· у моего пирожка начинка из мяса – это мясная начинка;
· у моего пирожка начинка из картофеля – это картофельная начинка;
· у моего пирожка начинка из грибов – это грибная начинка;
· у моего пирожка начинка из яйца – это яичная начинка;
· у моего пирожка начинка из ягод – это ягодная начинка;
· у моего пирожка начинка из капусты – это капустная начинка;
· у моего пирожка начинка из лимона – это лимонная начинка.
В: - Какие вкусные пирожки получились!
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
В: - А теперь научите Поварёнка игре «Скажи наоборот». Слушайте правило: будем передавать фигурку Поварёнка (на палочке) друг другу и говорить слова противоположные по значению, то есть наоборот. Я начинаю, а вы заканчиваете.
Например: Шоколад сладкий, а лук - горький.
Кефир кислый, а йогурт … (сладкий )
Сыр твердый, а масло (мягкое)
Молоко жидкое, а сметана (густая)
Сыр отрезают, а молоко (наливают)
Хлеб мягкий, а сухарики (твердые)
Молоко пьют, а творог (едят)
Конфета сладкая, а лимон (кислый)
Чай горячий, а молочный коктейль (холодный)
Горчица горькая, а торт (сладкий)
Сушка твердая, а пончик (мягкий)
В: - Вы очень внимательны и сообразительны!
Физминутка
- А сейчас мы с вами сварим кашу («выбрать» соль, молоко, сахар, крупу - маски)
Один, два, три, Кашу нам горшок вари. Мы внимательными будем – Ничего не позабудем. | Держась за руки идут по кругу |
Наливаем молоко. | Выходит молоко в центр круга |
Мы внимательными будем – Ничего не позабудем. | Держась за руки идут по кругу |
Сыпем соль | Выходит соль |
Мы внимательными будем – Ничего не позабудем. | Держась за руки идут по кругу |
Сыпем сахар | Выходит сахар |
Мы внимательными будем – Ничего не позабудем. | Держась за руки идут по кругу |
Насыпаем мы крупу | Выходит крупа |
Мы внимательными будем – Ничего не позабудем. | Держась за руки идут по кругу |
Каша варится пых-пых (положить руку на живот), Пых-пых Для друзей и для родных. |
В: - Ребята, сейчас будет сюрприз для Поварёнка, приготовим для него обед. Но для этого нужно разделиться на команды. Каждая команда будет готовить своё блюдо. Давайте выберем, кто, что будет готовить. (Борщ или суп, компот, салат). (Дети из мешочка достают эмблему с изображением кастрюли, чайника, салатника).
(Перед детьми лежат силуэты кастрюли, чайника и салатницы, а также различные продукты, вырезанные из картона, с обратной стороны к ним приклеена липучка. Для компота дети собирают ягоды, фрукты, для борща овощи и т.д, для салата - овощи или фрукты)
В: - А теперь каждая команда выберет того, кто расскажет, из чего состоит ваше блюдо, как вы его готовили. Поварята, вы готовы представить свои блюда?
(Рассказы детей с опорой на мнемотаблицы)
В: - Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Помогли Поварёнку и доказали, что мы много знаем о продуктах и приготовили вкусный обед для него. Он нами очень доволен.
3. Рефлексия:
В: Поварёнок рад, что побывал у нас в гостях. Вам понравилось помогать Поварёнку?
Что вы сегодня делали? Какие блюда вы готовили? Какое задание получилось у каждого из вас лучше остальных заданий?
Автор(ы): Шеверлова Елена Геннадьевна
Приложения: