«Утренний круг» в дошкольном образовательном учреждении
Саблина Юлия Александровна
воспитатель ГБДОУ №91
Красносельского района Санкт-Петербурга
Введение.
Одним из решающих факторов развития методической работы в дошкольном образовательном учреждении выступает организация в нем инновационной деятельности. Именно поэтому о дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в «режиме развития».
Режим развития ДОУ предполагает использование современных образовательных комплексных программ, технологий и методов, таких, например, как проектный метод, метод наглядного моделирования, развивающее обучение, метод поисковой деятельности, работу в рамках единого образовательного пространства на основе различных методов планирования, в том числе, блочно тематического, календарного с развернутыми конспектами и др. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий. Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев.
Инновационная деятельность - это особый вид педагогической деятельности. Что такое инновация?
- Инновация (нововведение) - в социально-психологическом аспекте - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.
- Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация - процесс освоения этого средства.
- В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Представляю наше нововведение в нашей группе- «Утренний круг»
Это нововведение мы стали использовать не так давно. Но с первых же дней детям очень понравился такой формат начала дня. Чуть позже у нас появилась картотека «Утреннего круга»
Пример: 1 неделя. Утренний круг №1.
Тема: «Лето»
Цель: создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду, воспитывать взаимоуважение.
1.Позывной «Колокольчик»
2. Организация круга
3. Утреннее приветствие «Доброе утро»
«Доброе утро» - тебе сказали,
«Доброе утро» - ответил ты.
Как две ниточки связали:
Теплоты и доброты.
4. Коммуникативная деятельность.
Обмен новостями. Обмен информации.
5. Динамическая пауза
Пальчиковая игра: «Наш детский сад, наша группа»
Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке
Этот пальчик – прыг в кровать! начиная с мизинца. Затем большим пальцем
Этот пальчик прикорнул. Касаться всех остальных - «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать,
В детский сад идти пора. широко расставив пальцы.)
6.Составление плана дня, обсуждение проблемной ситуации. Презентация воспитателя организации дня. Выбор центров активности.
7. Игра "Можно - нельзя"
Я вам буду катать мяч, и задавать вопросы, а вы будете отвечать можно или нельзя.
1. Можно спичками играть?
2. Залезать на подоконник?
3.В уголке игрушками играть?
4.Книжки за столом читать?
5. Может можно дверками играть? Закрывать и открывать? и т.д.
8.Работа с календарем (число, месяц, день недели).
«Круг» это – групповая беседа с детьми, точнее – самих детей при минимальном вмешательстве педагога. Там обсуждают всё – смены сезонов, семейные будни и праздники, разучивают короткие песенки. Здесь ребенок осваивает основы социализации и учится описывать свои чувства словами. «Круг» помогает ребенку в проявлении своей индивидуальности, так как является формой открытого общения, создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию взаимоотношениям, облегчает взаимопонимание.
«Утренний круг»– это начала дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т. п.) Педагог помогает дошкольникам планировать совместную деятельность, информирует их о предстоящих в течение дня событиях. На основании наблюдений, собранных во время «Круга», педагог продумывает план работы, помогающий скорректировать поведение детей и создать в детском коллектив положительный настрой на день.
Чтобы подобрать действенные методические приёмы проведения утреннего сбора, нужно представлять, из каких этапов он состоит.
1. Приветствие (1–3 минуты).
2. Игра (2–5 минут).
3. Обмен новостями (2–10 минут).
4. Составление плана дня (5–12 минут).
1.Приветствие.
Одной из традиций может, является начало утреннего сбора в форме позывных. Для оповещения можно выбрать:
• музыку;
• звуки колокольчика (этот позывной хорошо подходит для детей старшего возраста, так как приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации внимания на работе);
• речевку (может сочетаться с движениями; периодически рифмовки нужно обновлять).
Альтернативной формой могут быть пожелания (например, ребята не просто здороваются, но и желают, каким должен быть день у собравшихся ), комплименты (после приветствия ребенок говорит 2–3 комплимента товарищам). Используются различные предметы (игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон), которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.
Каждая группа сама вправе определить традицию организации круга и порядок расположения детей в кругу может меняться. Традиция также меняется через определенное время.
Следующим вариантом приветствия в «Утреннем круге» может быть проведение общей музыкальной игры-приветствия «Поздороваемся дружно!» или Игра-приветствие «Комплименты»
2.Игра
Игра должна длиться не более 5 минут.
Это например: -Игра «У меня, а у кого?»
Цель игры — обогащение словарного запаса по определённой теме.
Понадобятся два одинаковых набора картинок по теме.
На картон приклеиваются картинки с двух сторон парами.
Карточки раздаются участникам.
Первый игрок говорит, например: «У меня слон» (переворачивает карточку вниз слоном) и спрашивает: «А у кого зебра?».
Игрок с карточкой «зебра» кладёт свою карточку и говорит: «У меня зебра» (переворачивает карточку вниз зеброй) и спрашивает: «А у кого черепаха?».
Так игра продолжается до последней карточки.
Закончится игра первой картинкой «слон». В этом состоит фокус игры, первая и последняя картинка должны совпадать.
Сделать игру можно по любой теме, для детей любого возраста.
-Игра «Буриме»- веселая игра, стихотворная задача, в которой нужно произнести коротенькое стихотворение по заданным рифмам.
-Игра «Чемодан»- игра на развитие памяти.
Первый игрок говорит, например: «Я беру чемодан и кладу в него огурец». Второй продолжает: «Я беру чемодан и кладу в него огурец, дерево» и так далее. Каждый добавляет своё слово к цепочке. Выигрывает тот, кто последним назовёт правильно всю цепочку.
-Игра «На одну букву» игра, в которой нужно придумывать смешные, нелепые предложения, все слова в которых начинаются на одну букву. Примеры: «Заяц звенел золотым звонком», «Кошка купила килограмм конфет»
-Игра «Что общее?»- это игра, в которой нужно посмотреть на картинки и подумать, что их объединяет.
3.Обмен новостями.
Обычно это самый любимый этап. Дети озвучивают и обсуждают всё новое, что они услышали и увидели накануне. Как правило, обмен фактами происходит в форме монолога ребёнка — реакции на вопрос взрослого. Ребята обычно с удовольствием делятся своими новостями-впечатлениями, так что к организации этого этапа нужно отнестись со всей серьёзностью. На этом этапе в средней и старших группах от педагога требуется особое внимание к организации обмена новостями, так как поделиться «тем, что ещё никто, кроме меня, не знает» захотят все дети. Для решения этой непростой задачи в помощь педагогу есть игра «Ухо-рот». Дети делятся на пары, и каждая пара получает две карточки. На одной изображено ухо, что означает «слушаю», на другой изображён рот — «говорю». Дети самостоятельно распределяют, кто будет говорить, а кто слушать, затем меняются карточками.
Такая игра помогает детям учиться слушать и говорить, а также развивает самостоятельность, так как они выполняют задания без помощи взрослых, отрабатывать умение вести диалог, обсуждение.
Подача новостей происходит в соответствии с правилами четырёх «не» :
• не регламентируем (нельзя требовать от детей только по одному длинному или по два коротких сообщения);
• не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит);
• не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы ещё не слышали новости Кати, Степана» недопустимы);
• не запрещаем (запретных тем нет).
4.Составление плана дня.
Для детей этот структурный элемент очень важен, он приучает к дисциплине. Обычно воспитатель озвучивает перечень занятий до обеда и после дневного сна, разъясняет, если необходимо, какие-то непривычные элементы, например, знакомство с классической музыкой.
Старшие дошкольники могут сами озвучивать все предстоящие виды деятельности. Воспитатель лишь корректирует последовательность и добавляет мероприятия, которые не являются обыденными для ребят. К примеру, экскурсия, театральное представление и другое. Все вместе дети могут составить план наступившего дня. Можно выложить его с помощью пиктограмм, обозначающих и уточняющих отдельные режимные моменты (экскурсия в парк, показ театрализованного представления, поздравление с днем рождения и т. д.). Составление такого графического плана очень важно для детей. Весь день визуально предстает перед ними одним целым в виде вертикальной линии, которая складывается из режимных моментов, последовательно расположенных друг за другом. Дети осознают последовательность событий, которые произойдут в группе, учатся планировать свою деятельность и точно знают, что в конце пребывания в детском саду появится пиктограмма «Дом», а это значит, что они обязательно вернуться в семью, где их ждут и любят.
Завершать утренний «Круг» можно девизом группы, олицетворяющим единство всех, кто пришел сегодня в группу (у каждой группы он свой) или провести игру на сплочение коллектива, или можно подпевкой «Здравствуй, день!», оптимистично настраивающей детей на весь день.
Подвиды утреннего круга :
«Круг – поздравление» относится к событийным «Кругам», он особенно любим детьми. Его основная цель - поздравление именинника или виновника какого-либо торжества. Воспитанники педагоги садятся в круг. Каждый по очереди говорит добрые слова имениннику. Проводится игра-хоровод «Каравай». Все вместе читают стихи, показывают театрализованные сценки, готовят коллективный коллаж-поздравление имениннику, принимают участие в фотосессии.
«Круг – ситуативный». Этот вид «Круга» отличается вариативностью содержания, и проводиться в зависимости от ситуации. Например, произошла ссора между детьми, или нарушены правила поведения в группе. Необходимо немедленное реагирование со стороны взрослых для разрешения конфликтов. Ситуативный «Круг» может быть организован в любом месте групповой комнаты, в нем будут участвовать не все дети, так как некоторые из ситуаций требуют корректного подхода к их разрешению. Во время его проведения, происходит коллегиальное решение возникшей проблемы. Такие ситуативные «Круги» могут быть разными, но они всегда требуют от взрослого тактичного отношения к детям, контроля над своими эмоциями, максимального отсутствия личностной оценки поведения детей.
События и ситуации, которые рассматриваются на них, бывают очень индивидуальными. Но самое главное, что они объединяют всех участников педагогического процесса, позволяют разобраться с трудными ситуациями и сплотить детский коллектив, научить радоваться и сопереживать успехам друзей, повысить собственную самооценку ребенка. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную отзывчивость, помогают осознать и высказать свои потребности и тревоги, позволяют научиться принимать сочувствие и помощь со стороны друзей и взрослых, выходить из сложной, конфликтной ситуации. И самое главное: дети с разными образовательными возможностями, своими неповторимыми индивидуальными особенностями учатся жить вместе и находить своё место среди других!
Также на «Утреннем круге» мы с детьми используем технику «Линейный календарь»
Линейный календарь предназначен для формирования у детей начальных представлений о времени. Также методика используется для формирования у детей навыков счета и формирования математических и логических представлений. Методика «Линейный календарь» дает детям представление о последовательности чисел, относящихся к разным частям реальности (времени, пространству, последовательности событий, количеству разных предметов и т.п.) и, в частности, готовит детей к освоению понятия числовой оси.
Целью является формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений средствами линейного календаря.
Формирование у детей-дошкольников представления о времени проходит через несколько стадий. Вначале дети имеют весьма расплывчатое представление о времени (например: «два дня» и «два месяца» представляются одинаково длинными отрезками времени, понятия «завтра» и «вчера» не существуют в какой-то заданной системе координат и поэтому довольно часто употребляются детьми через запятую, как тождественные друг другу и т.п.). На следующем этапе дети начинают использовать значительные события в своей жизни как для определения длительности времени, так и для определения его направленности (например: «это было после моего дня рождения»). Наконец, дети начинают правильно использовать термины, обозначающие единицы времени (день, неделя, месяц) и временные отрезки для разного направления времени: понимать, что такое вчера (день назад), сегодня, завтра.
Мы знаем также, как трудно детям ориентироваться во времени по классическому циферблату часов со стрелками. Тем не менее, этот навык необходим в жизни, даже несмотря на большое разнообразие моделей часов, по которым определяется время суток. Представление детей о времени суток – это еще более сложный навык, чем восприятие детьми более длительных промежутков времени – дней, недель, месяцев. Одним из основных препятствий в определении ребенком времени дня по часам является отсутствие у него понимания, каким образом выстроенные в круг цифры соотносятся с течением реального времени, наполненного событиями его жизни. Часовой циферблат оказывается слишком абстрактным, слишком отвлеченным от реального времени, и ребенок не в силах уловить их связанность. Таким образом, мы видим, что матричный календарь и часы с круговым циферблатом не способствуют формированию у ребенка представления о реальном времени, поскольку обе эти формы отсчета времени являются слишком условными, слишком «взрослыми» для маленького ребенка. В то же время календарь, представленный в формате временной оси, помогает детям освоить временные понятия в доступной для них форме, поскольку в наглядной форме иллюстрирует течение времени, его направление из прошлого, через настоящее – в будущее. При этом важно заметить, что ребенок заодно воспринимает и принятое в нашей культуре направление письма и счета – слева направо, что имеет важное значение при дальнейшем освоении ребенком письменности и счета.
Линейный календарь легко сделать самому из доступных материалов. Дети старшей и подготовительной группы делают календарь, самостоятельно. Картинки мы рисуем от руки. Как правило, дети пробуют несколько версий календаря прежде чем выбирают окончательную.
1.Полоски для календаря на каждый месяц учебного года. Эти полоски можно сделать из плотной бумаги и затем ламинировать. Рекомендуется делать полоски разных цветов для разных месяцев, так чтобы потом, когда календари за несколько месяцев вывешены на стенах, детям было бы легче найти нужный месяц. Можно подобрать цвета так, чтобы они соответствовали времени года: например, осенние месяцы будут отражать цвета осенней листвы, а весенние месяцы – цвета травы и распускающихся цветов. Сверху к календарю прикрепляется полоска с названием месяца. В каждой клеточке календаря написано число от 1 до 30/31 (или 28/29). Для детей старшей и подготовительной группы мы пишем и день недели. Размер полосок должен быть таким, чтобы во время групповых занятий детям были хорошо видны цифры и картинки. В то же время, полоски должны быть не слишком большими, т.к. в течение года они будут вывешиваться на стены, образуя непрерывную «временную ось»
2.Изображения для обозначения будних и выходных дней, помещаются в верхней части каждой клеточки календаря. Символ выбирается так, чтобы ребенок ассоциировал его с днями, когда он приходит в детский сад или остается дома. Например, для обозначения субботы и воскресенья можно выбрать картинку домика. Для обозначения будних дней можно выбрать символ, соответствующий названию детского сада или группы, такой, например, как изображение радуги, если детский сад называется «Радуга», или изображение пчелок, если группа называется «Пчелки». Если в будний день работа садика внезапно отменяется (например, по погодным условиям или в связи с карантином), дети отмечают соответствующую картинку (или картинки), соответствующие будним дням, в первый учебный день после перерыва.
3.Наклейки для особенных дней. В нижней части клеточек помещаются символы, обозначающие важные события в жизни отдельных детей, группы или всего детского сада. Примерами таких событий могут быть дни рождения, праздники или экскурсии. Рядом с наклейкой, обозначающей день рождения, мы пишем имя именинника. Иногда для наклеек можно использовать универсальные символы (например, елочка для Нового Года или пирог со свечками для дня рождения), но иногда содержание картинки надо будет определить вместе с детьми. Помните, что картинки подбираются так, чтобы их связь с изображаемым событием имела смысл для ребенка. Например, о походе в кукольный театр детям скорее напомнит изображение конкретного сказочного персонажа, чем просто изображение куклы. Обычно такие наклейки могут быть прикреплены к календарю в начале месяца, но иногда приходится делать дополнительные наклейки, чтобы обозначить незапланированные события. Так если в группу приходит новый взрослый (например: студент-практикант), хорошо будет прикрепить фото этого взрослого на календарь, чтобы подготовить детей к этому событию.
Работа с календарем проводится каждый день во время утреннего сбора. Продолжительность занятия варьирует в зависимости от возраста детей и конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем, однако не должна превышать 5 минут. Воспитатель может напоминать детям о календаре и в другое время дня (например, при обсуждении книги, в которой упоминается тот или иной месяц), а также поощрять самостоятельное использование детьми календаря (например, для выяснения, когда будет праздник или день рождения или для определения, кто старше и насколько). Процедура проведения «Календарь» на текущий месяц помещается так, чтобы он был хорошо виден всем детям в группе и чтобы детям было легко на нем писать. Дети вместе с воспитателем хором повторяют числа останавливаясь на числе, соответствующем сегодняшнему дню. Называя все числа, ребенок показывает на соответствующие клеточки и дойдя до сегодняшнего числа, зачеркивает его, или обводит в кружок, тем самым отмечая. После этого дети вместе с воспитателем повторяют число и месяц. В старшей и подготовительной группах добавляется и день недели. Во время хорового счета воспитатель и дети повторяют КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ числительные (один, два, три…), однако называя дату, используются ПОРЯДКОВЫЕ числительные (ВТОРОЕ февраля). В начальный период ознакомления с линейным календарем важно, чтобы дети установили соответствие между числительным, которое они произносят, и обозначением этого числительного на календаре. Дети, в особенности младшие, часто торопятся и спешат назвать все числа, которые они знают, не обращая внимания на то число, на которое показывает воспитатель. В этом случае воспитатель может сопровождать показ числа каким-либо движением (например, хлопать) с тем, чтобы дети повторяли это движение (хлопали в ладоши) одновременно с произнесением числа. Более старшие дети могут не нуждаться в таких дополнительных движениях. На этом этапе занятия важно, чтобы все дети отвечали ХОРОМ – не рекомендуется спрашивать отдельных детей, знают ли они, какое сегодня число. В зависимости от возраста детей, воспитатель может предложить им ответить на вопросы относительно временной последовательности определенных событий или длительности временных интервалов. Привожу примеры вопросов, направленных на формирование представлений о времени: - Сегодня у нас день, когда вы в саду (показывает на картинку). Какой день был вчера? Какой день будет завтра? Что будет сначала: Викин день рождения или Велеслава? - Что было раньше: мы ходили в зоопарк или к нам приходил пожарный? - Чего нам дольше ждать: утренника или начала каникул? При использовании линейного календаря для формирования математических представлений необходимо учитывать как возраст детей, так и их степень овладения понятием числа и операцией счета. Приводимые ниже примеры вопросов, которые можно обсуждать на занятиях, не адресованы какой-либо возрастной группе, а приведены в порядке их нарастающей сложности: - Какое сегодня число (показывает)? А какое будет завтра (показывает)? А какое было вчера (показывает)? - (Показывает на сегодняшнее число). Сколько дней осталось до праздника (показывает на картинку)? - Показывает на сегодняшнее число. Сколько дней тому назад мы отмечали Настин день рождения (показывает на картинку)? - На сколько дней поход в зоопарк будет раньше, чем начало каникул? Не следует превращать занятие по календарю в урок математики и пересчитывать все, что только возможно. В то время, как определение сегодняшней даты по календарю является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ, остальные вопросы таковыми не являются. Рекомендуется чередовать вопросы, направленные на формирование представлений о времени, с вопросами, направленными на формирование математических представлений. После того, как месяц заканчивается, календарь помещают на стену так, чтобы календари за все прошедшие месяцы составляли непрерывную линию. Рекомендации Линейный календарь отличается от календарей, которые родители используют дома, поэтому рекомендуется ознакомить родителей с этим новым форматом и объяснить, почему детям легче пользоваться таким календарем. Многие родители после таких объяснений начинают использовать подобный календарь с ребенком и у себя дома.
При использовании «Линейного календаря» решаются такие задачи как:
1. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости.
2. Научить детей правильно применять термины, обозначающие единицы времени: день, неделя, месяц, год.
3. Сформировать представления о последовательности дней недели, очередности месяцев, времен года.
4. Формировать умение делать выбор и планировать собственную деятельность.
5. Развивать социально-коммуникативные навыки, желания обсуждать важны события и делиться впечатлениями со взрослыми и сверстниками.
Заключение.
Во время проведения данных режимных моментов с использованием коммуникативных игр, решается ряд очень важных задач: «Формирование детского сообщества, развитие когнитивных и коммуникативных способностей, умение решать конфликтные ситуации, развитие позитивного самоощущения, раскрепощенности, уверенности в себе, умение планировать свою деятельность и действовать в соответствии в соответствии с установленными нормативами и правилами».
В рамках этих форм работы дошкольники учатся активно взаимодействовать, формировать свои мысли и впечатления и обмениваться ими, позитивно оценивать окружающую действительность.
Ежедневное использование данного режимного момента превращает его в некий ритуал, который призван, прежде всего, вызывать у детей радость и даже, возможно, восторг.
Сотрудничество - это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
В педагогике сотрудничества несколько направлений. Одно из них - гуманно-личностный подход к ребенку, который ставит в центр образовательной системы развитие совокупности качеств личности, источник многих инновационных идей.
Гуманно-личностный подход объединяет в себе целый ряд идей.
Прежде всего, это гуманизация и демократизация педагогических отношений включающие в себя:
- любовь к детям, заинтересованность в их судьбе ;
- веру в ребенка;
- мастерство общения;
- отсутствие прямого принуждения;
- терпимость к детским недостаткам;
- признание права ребенка на ошибку и на собственную точку зрения;
- особый стиль отношений: не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.
Автор(ы): Саблина Юлия Александровна
Приложения: