Урок русского языка в 4 классе

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

Кисурина Ирина Викторовна,
учитель

УМК «Школа России»

Цель: правильное написание безударных падежных окончаний имен прилагательных, применение алгоритма проверки окончаний.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам.

2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи, об изменении имён прилагательных по родам, числам, зависимости имён прилагательных в предложении от имени существительного.

3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе.

Планируемые результаты

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам; определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: устанавливать место и тип орфограммы в слове;

находить слова по заданному основанию.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в работе в парах, в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач; способность к самооценке.

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» 

Жан-Жак Руссо                     Слайд №1

Желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах этого философа.

2. Минутка чистописания.

На доске:   ая   ую   ый   ое   ые   ее   ой

- Что могут означать эти сочетания букв?

- На какие группы их можно разделить?

- Определите тему нашего урока.

3. Этап формулировки темы урока.

«Обобщение знаний о правописании безударных падежных окончаний прилагательных».

4. Словарно-орфографическая минутка.

- вставить орфограммы в слова из словаря;

- подобрать имена прилагательные к существительным;

- определить род и число прилагательных.

 

п………аж…р       а…т…м…биль        б…леты       ш………е       д…рога

 

- как определили род прилагательных?

- у какого прилагательного род не смогли определить?

 

- какова роль прилагательных в русском языке?

(ответы детей)

 

- «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении…»

В.В. Виноградов (русский лингвист ХХ века)                   Слайд №2

 

- какой темой можно объединить слова из словаря?

(транспорт, дорога)

 

- какое изобретение человека помогает регулировать движение на перекрестках дорог?

(светофор)

- какие цвета при этом используются?

Сегодня на уроке мы тоже будем использовать эти цвета, они помогут нам оценить свою работу.

Зеленый цвет – не испытываю трудностей;

Желтый цвет – возникли затруднения;

Красный цвет – трудности не преодолел.

 

5. Работа над предложением.

Составление предложений с использованием словосочетаний со словами из словаря (устно).

Запись и разбор предложения (на доске).

Автомобиль с пассажирами ехал по извилистой зимней дороге.

- дать характеристику предложения;

- подчеркнуть члены предложения;

- определить части речи, падеж, выделить окончание.

6. Определение цели урока.

Цель: повторить правописание безударных падежных окончаний прилагательных, определить род, падеж прилагательных.

7. Закрепление алгоритма определения окончания прилагательных.

На доске:

1.     Поставить вопрос.

2.     Написать окончание прилагательного.

3.     Найти существительное.

4.     Выделить окончание.

 

Расставить по порядку.

 

8. Работа по теме урока.

1. По заснеженн… тропинке.                                                  Слайд №3

Определить окончание прилагательного, выделить его, поставить вопрос, определить род и падеж прилагательного. (Алгоритм)

Физминутка

2. Работа с текстом.

Работа с учебником. Повторить правило на странице 16.

Хорошо в зимн… лесу. Деревья стоят в серебрист… инее. Всё засыпано пушист… снегом. Особенно хороши ели в раскошн… зимн… уборе.                                                                                  Слайд №4

- выписать словосочетания (существительное + прилагательное);

- поставить вопрос;

- выделить окончание;

- определить род и падеж.

 

Взаимопроверка и работа у доски.

 

3. Работа по карточкам.

 

1 вариант.

 

- к прилагательному подобрать существительное;

- поставить вопрос;

- вставить окончание;

- определить род и падеж.

 

Скользк…   ______________ (_________________)

 

По тонк…   ______________ (_________________)

 

В снежн…   ______________ (_________________)

 

Звёздн…   ______________ (_________________)

 

2 вариант.

 

- к существительному подобрать прилагательное;

- поставить вопрос;

- выделить окончание;

- определить род и падеж.

 

На ____________________ небе (____________________)

 

В ____________________ дорогу (____________________)

 

О ___________________ погоде (____________________)

 

_____________________ воздухом (____________________)

4. Игра «Задавайка»

 

Работа в парах. Составить вопросы о прилагательном.             Слайд №2

9. Рефлексия урока.

10. Домашнее задание.

Страница 26, №56 (на выбор группу предложений)


 


Автор(ы): Кисурина Ирина Викторовна
Приложения: