Урок русского языка в 4 классе
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных
Кисурина Ирина Викторовна,
учитель
УМК «Школа России»
Цель: правильное написание безударных падежных окончаний имен прилагательных, применение алгоритма проверки окончаний.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам.
2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи, об изменении имён прилагательных по родам, числам, зависимости имён прилагательных в предложении от имени существительного.
3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.
4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе.
Планируемые результаты
Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам; определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: устанавливать место и тип орфограммы в слове;
находить слова по заданному основанию.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в работе в парах, в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач; способность к самооценке.
Ход урока.
1.Организационный момент.
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
Жан-Жак Руссо Слайд №1
Желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах этого философа.
2. Минутка чистописания.
На доске: ая ую ый ое ые ее ой
- Что могут означать эти сочетания букв?
- На какие группы их можно разделить?
- Определите тему нашего урока.
3. Этап формулировки темы урока.
«Обобщение знаний о правописании безударных падежных окончаний прилагательных».
4. Словарно-орфографическая минутка.
- вставить орфограммы в слова из словаря;
- подобрать имена прилагательные к существительным;
- определить род и число прилагательных.
п………аж…р а…т…м…биль б…леты ш………е д…рога
- как определили род прилагательных?
- у какого прилагательного род не смогли определить?
- какова роль прилагательных в русском языке?
(ответы детей)
- «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении…»
В.В. Виноградов (русский лингвист ХХ века) Слайд №2
- какой темой можно объединить слова из словаря?
(транспорт, дорога)
- какое изобретение человека помогает регулировать движение на перекрестках дорог?
(светофор)
- какие цвета при этом используются?
Сегодня на уроке мы тоже будем использовать эти цвета, они помогут нам оценить свою работу.
Зеленый цвет – не испытываю трудностей;
Желтый цвет – возникли затруднения;
Красный цвет – трудности не преодолел.
5. Работа над предложением.
Составление предложений с использованием словосочетаний со словами из словаря (устно).
Запись и разбор предложения (на доске).
Автомобиль с пассажирами ехал по извилистой зимней дороге.
- дать характеристику предложения;
- подчеркнуть члены предложения;
- определить части речи, падеж, выделить окончание.
6. Определение цели урока.
Цель: повторить правописание безударных падежных окончаний прилагательных, определить род, падеж прилагательных.
7. Закрепление алгоритма определения окончания прилагательных.
На доске:
1. Поставить вопрос.
2. Написать окончание прилагательного.
3. Найти существительное.
4. Выделить окончание.
Расставить по порядку.
8. Работа по теме урока.
1. По заснеженн… тропинке. Слайд №3
Определить окончание прилагательного, выделить его, поставить вопрос, определить род и падеж прилагательного. (Алгоритм)
Физминутка
2. Работа с текстом.
Работа с учебником. Повторить правило на странице 16.
Хорошо в зимн… лесу. Деревья стоят в серебрист… инее. Всё засыпано пушист… снегом. Особенно хороши ели в раскошн… зимн… уборе. Слайд №4
- выписать словосочетания (существительное + прилагательное);
- поставить вопрос;
- выделить окончание;
- определить род и падеж.
Взаимопроверка и работа у доски.
3. Работа по карточкам.
1 вариант.
- к прилагательному подобрать существительное;
- поставить вопрос;
- вставить окончание;
- определить род и падеж.
Скользк… ______________ (_________________)
По тонк… ______________ (_________________)
В снежн… ______________ (_________________)
Звёздн… ______________ (_________________)
2 вариант.
- к существительному подобрать прилагательное;
- поставить вопрос;
- выделить окончание;
- определить род и падеж.
На ____________________ небе (____________________)
В ____________________ дорогу (____________________)
О ___________________ погоде (____________________)
_____________________ воздухом (____________________)
4. Игра «Задавайка»
Работа в парах. Составить вопросы о прилагательном. Слайд №2
9. Рефлексия урока.
10. Домашнее задание.
Страница 26, №56 (на выбор группу предложений)
Автор(ы): Кисурина Ирина Викторовна
Приложения: