Методы совершенствования равновесия на уроках
физкультуры и способы их оценивания

Филиппов Владислав Витальевич,
учитель физической культуры ГБОУ № 55
Приморского района Санкт-Петербурга

Держать равновесие

Отработка умения держать равновесие — ключевое звено в процессе физического воспитания. Этот навык необходим для уверенного выполнения сложных движений, повышения устойчивости и предотвращения травм. Существует ряд подходов, которые помогают эффективно развивать данное качество на школьных уроках физкультуры.

 

Физиология равновесия

Способность человека удерживать равновесие основывается на взаимодействии нескольких систем организма:

1.       Вестибулярная система контролирует ориентацию тела в пространстве. Вестибулярная система — это часть сенсорной системы человека и животных, отвечающая за поддержание равновесия и координацию движений. Она находится во внутреннем ухе и состоит из нескольких структур, включая полукружные каналы и вестибулярные мешочки (отолитовые органы).

Основные функции вестибулярной системы:

а. Поддержание равновесия: Вестибулярная система помогает определять положение головы и тела в пространстве, что важно для поддержания равновесия.

б.  Координация движений: Она обеспечивает синхронизацию движений глаз и головы, что позволяет удерживать зрительное восприятие стабильным во время движения.

в.  Ориентация в пространстве: Вестибулярная система помогает человеку ориентироваться в окружающей среде, определять направление и скорость движения.

Работа вестибулярной системы может быть нарушена в результате различных заболеваний или травм, что может привести к головокружению, нестабильности и другим проблемам с координацией.

2.       Зрение обеспечивает визуальное восприятие окружающей среды. Зрение — это один из основных органов чувств, позволяющий воспринимать окружающий мир через световые сигналы. Оно осуществляется благодаря работе глаза, который является сложным оптическим прибором.

Зрение играет важную роль в нашей жизни, помогая ориентироваться в пространстве, распознавать объекты, общаться с другими людьми и получать информацию из окружающей среды.

3.       Проприоцепция— это восприятие положения и движения частей тела в пространстве. Этот тип сенсорной информации позволяет нам осознавать, где находятся наши конечности и как они двигаются, даже если мы не видим их. Проприоцептивные рецепторы расположены в мышцах, сухожилиях и суставах, и они играют ключевую роль в координации движений, поддержании равновесия и выполнении сложных моторных задач. Проприоцепция важна для нормального функционирования движений и спортивной деятельности, а также для предотвращения травм.

4.       Мышечная координация регулирует взаимодействие различных групп мышц.

Для эффективного освоения навыка важно подбирать упражнения, которые будут активизировать все перечисленные механизмы.

 

Этапы тренировки равновесия

Прогресс в освоении данного навыка достигается путем постепенной адаптации организма к новым условиям. Процесс можно разделить на несколько этапов:

  1. Начальная фаза — обучение базовым статическим позициям, таким как стойка на одной ноге или удерживание баланса на месте. Изображение зверей, различных фигур. Выполнение баланса в паре или несколько человек. Это формирует начальную устойчивость и укрепляет мышцы-стабилизаторы.
  2. Переход к динамическим заданиям — например, хождение по узкой полосе или перемещение с предметами в руках. Подобные упражнения развивают способность удерживать равновесие в движении.
  3. Комплексные задания — включают комбинации статичных и динамичных позиций, например, удерживание равновесия на одной ноге с выполнением маховых движений руками. Они развивают высокую степень координации и устойчивости.
  4. Использование специализированного оборудования — такого как гимнастический боссу, подвесные петли TRX или роликовые доски. Эти инструменты добавляют нестабильность, вынуждая организм постоянно корректировать свою позицию.
  5. Выполнение упражнений в нестандартных условиях- с закрытыми глазами, с отвлечением внимания, предлагать нестабильные опоры, задания с неизвестными условиями преодоления.

 

Адаптация к разным возрастным группам

Младшая школа (7–10 лет)

Детям младшего возраста лучше всего подойдут игровые подходы. Примером могут служить:

  • Ходьба по нарисованной линии или веревочке, имитирующей мост, скамейке.
  • Прыжковые игры, такие как классики, с задачей передвигаться на одной ноге, двигаться спиной, в приседе.
  • Соревнования в виде эстафеты, где участники переносят предметы на голове или передвигаются по лабиринтам, в парах удерживают равновесия или предметы..

Среднее звено (11–14 лет)

Для подростков можно увеличивать сложность заданий:

  • Использование платформы босу для тренировки статического и динамического равновесия.
  • Выполнение йогических асан, таких как «воин», «древо» или «ласточка».
  • Применение волейбольных, баскетбольных мячей для выполнения сложно-координированных заданий  и мячей-фитболов для сидячих упражнений, укрепляющих спину и пресс.

Старшая школа (15+)

Учеников старшего возраста привлекают более интенсивные тренировки, которые совмещают силовую подготовку с развитием координации:

  • Выполнение акробатических элементов, включая сальто и кувырки.
  • Спортивные танцы и боевые искусства, способствующие развитию пластичности и контроля над телом.
  • Функциональные тренировки с упором на владение собственным весом (планки, приседы, выпады).

 

Дополнительные ресурсы и технологии

Современные технологии предлагают новые способы усовершенствовать тренировочный процесс:

  • VR-системы могут моделировать ситуации, требующие мгновенных реакций на изменение внешних условий.
  • Электронные сенсоры фиксируют параметры равновесия, позволяя объективно оценивать прогресс каждого учащегося.
  • Компьютерные программы для анализа осанки и координации движений предоставляют обратную связь в режиме реального времени.

 

Психологическое сопровождение

Кроме физической подготовки, важно уделять внимание эмоциональному состоянию учеников. Обстановка на уроках должна быть поддерживающей и мотивирующей. Успехи учеников следует отмечать независимо от их масштаба, создавая атмосферу доверия и сотрудничества.

 

Способы оценивания равновесия на уроке физкультуры:

 

1. Тесты на баланс:

   - Тест на удержание равновесия на одной ноге в разных положениях на время.

   - Тесты на балансировочной доске или платформе. Определение стабилизации мышц во время выполнения.

2. Наблюдение:

   - Оценка выполнения упражнений с акцентом на технику и контроль равновесия. Различные гимнастические упражнения, прыжковые элементы и задания на преодоление препятствий.

   - Ведение журнала наблюдений за прогрессом учащихся. Составление индивидуального и общего для класса графика изменения результатов.

3. Самооценка:

   - Предложение учащимся оценить свои достижения в равновесии и определить области для улучшения.

   - Использование анкет или таблиц для отслеживания прогресса.

4.  Сравнительный анализ:

   - Сравнение результатов учеников с нормами или стандартами, установленными для их возраста и уровня подготовки.

5.  Видеозапись:

   - Запись выполнения упражнений для последующего анализа и оценки техники. Например выступления на олимпиаде по физкультуре.

Эти методы и способы оценивания помогут не только улучшить равновесие учащихся, но и сделать занятия физической культурой более интересными и разнообразными.

Заключение

Процесс развития равновесия многогранен и требует систематического подхода. Правильно подобранные упражнения и игровая форма подачи делают этот процесс интересным и продуктивным для любого возраста. Сочетание традиционных техник с инновационными методами позволит достичь высоких результатов в физическом воспитании школьников.


Автор(ы): Филиппов Владислав Витальевич
Приложения: