Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках литературного чтения
Обыденникова Виолетта Анатольевна
С внедрением ФГОС одним из важнейших направлений деятельности педагога является использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий –сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможности сохранения физического и психического здоровья за период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья, формирование необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование знаний в повседневной жизни.
Задача каждого учителя- изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровья сбережения своих воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Элементы этих технологий, несомненно, должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.
Современный здоровьесберегающий урок любого педагога разнообразен.
Я считаю, что урок -это главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Включение в урок специальных методических приемов и средств обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.
Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала.
Учитель, осуществляя свою педагогическую деятельность, может сделать многое для сохранения здоровья учеников. Литература – серьезный и сложный предмет. На данном уроке щкольникам приходится анализировать, рассуждать, писать и поэтому я уделяю особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Современный здоровьесберегающий урок литературного чтения должен воспитывать у учащихся желание вести здоровый образ жизни, учить чувствовать радость от каждого дня, настраивать школьников на положительные эмоции и позитивную самооценку.
Это урок, соблюдающий «Условия здоровьесбережения»:
-выполнение требований, регламентированных СанПиНами;
-соблюдение этапов урока;
-использование интерактивных методов;
-использование методов групповой работы;
-использование проблемных творческих заданий;
-использование физкультминуток во время урока;
- создание благоприятного психологического климата на уроке, снятие эмоционального напряжения;
-наличие мотивации на здоровый образ жизни;
-наличие оптимальных гигиенических условий образовательного процесса и т.д.
Это урок, на котором постоянно соблюдаются здоровьесберегающие действия: оптимальная плотность урока, рациональное распределение по времени и индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, чередование видов деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником, творческие задания, оздоровительные моменты на уроке: динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз.
Примеры практических занятий с применением здоровьесберегающих технологий.
Кинезиологические упражнения- это система повышения возможностей детей (независимо от возраста) путём вытягивания потенций, заключённых в теле. Это наука о движении человеческого тела. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
1. Дыхательные упражнения, которые улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы. (Упражнения: «Шарик», «А», «Облако», «Топор», «Пружинка», «Маятник», «Большой мяч», «Злобный клоун», «Солнечный лучик»).
2. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. (Упражнения: «Прямоугольник», «Крест», «Слонёнок», движения по диагонали, сочетание глаз и рук, «Бесконечность», сочетание глаз и языка, сочетание глаз, языка и рук одновременно с опорой на стену, без опоры).
3. Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.
(Упражнения: «Кулак – ребро – ладонь», «змеи», «Лягушка», «Ухо – нос», прописи на развитие межполушарного взаимодействия, «Лезгинка», «Замок», «Колечко»).
4.Функциональные упражнения развивают внимание, произвольность и самоконтроль в момент перед интенсивной умственной нагрузки. (Упражнения: «Велосипед односторонний, перекрест», «Эмбрион», «Бревнышко», «Черепаха», «Руки – ноги», «Дракон», «Вездеход», «Пчелка», «Шалуны», «Что исчезло», «Кто летает», «Танцы противоположности», «Птенцы», «Послушать тишину», «Костёр», «Море волнуется», «Колпак мой треугольный», «Крик в пустыне», «Золотая рыбка», «Скала», «Тух – тиби – дух»).
5.Упражнения для релаксации позволяют расслабиться и снять мышечное напряжение. («Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Загораем», «Ковер – самолет», «Огонь и лёд», «Пляж», «Парусник», «Потянулись – сломались», «Шарик», «Раскачивающееся дерево», «Море», «Штанга», «Любопытная Варвара», «Распускающийся бутон»).
6. Когнитивные упражнения: «Чаша доброты» (визуализация), перекрестное марширование, визуализация геометрических фигур, «Фотография», «Мельница», визуализация перемещений, «Визуализация волшебника», «Визуализация волшебной восьмерки».
Гимнастика для глаз.
Сделайте плакат-схему зрительно-двигательных траекторий максимально возможной величины. На ней с помощью специальных стрелок обозначены основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вниз, влево, вправо, по часовой стрелки и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет сой цвет: № 1, 2 – коричневый; № 4 – голубой; № 5 – зеленый. Упражнение выполняется только стоя.
Гимнастика для глаз «Бинокль» Представьте, что нам необходимо отыскать морфемы, которые куда-то исчезли. Возьмите в руки бинокли. Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, вдаль.
Интеграция
Использование интеграции на уроках помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся.
Например:
Литература и живопись (Лермонтов был прекрасным художником, при знакомстве с его литературным творчеством говорим и о его картинах; обсуждаем иллюстрации к произведениям)
Литература и музыка ( А.И.Куприн «Гранатовый браслет». В произведении упоминается Соната № 2 Л.В.Бетховена. Музыка гармонирует с переживаниями героини. При знакомстве с творчеством Грибоедова упоминаем о том, что он был прекрасным музыкантом и слушаем вальс).
Литература и изодеятельность (изучение пейзажной лирики, пейзажные зарисовки в прозаических произведениях
Минутки релаксации, физкульминутки способствуют снятию напряжения, помогают переключиться на другой вид деятельности.
Например, на фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года» на экране проецируются зимние пейзажи. Также во время физкультминуток можно использовать музыкотерапию:
« Полонез» М. Огинского, « Утро» Э. Грига , оду « К радости» Л. Бетховена.
Индивидуальная работа с текстом
Подбираются тематические тексты, которые носят познавательный характер и направлены на формирование здорового образа жизни.
Подобные уроки позволят учащимся развивать речь, обогатить словарный запас, узнать немало интересных дополнительных сведений о здоровом образе жизни, воспитывать у учащихся культуру здоровья, личностные качества, способствующие его сохранению и укреплению.
Автор(ы): Обыденникова Виолетта Анатольевна
Приложения: