Проектная деятельность на уроках технологии
как средство социализации учащихся

Николенко Анастасия Сергеевна

В основе разработки современных стандартов школьного образования, в том числе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС ОО), лежит представление об образовании как институте социализации личности, так как приобщение детей к социальному опыту является значимым для общества. В связи с этим все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении новых форм, методов и приемов, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности.

На современном этапе ФГОС ОО устанавливает требования не только к метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы, а в первую очередь, к личностным результатам, которые должны отражать следующие аспекты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

В современных условиях реализации стандарта второго поколения учителем организуется как урочная, так и внеурочная деятельность по направлению социализации. При планировании своей деятельности педагог ставит цель создать такие педагогические и социально-психологические условия, которые позволят учащимся овладеть действиями, способствующими их социализации.

Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и обучающегося, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения и воспитания.

Учащийся в проектной деятельности определяет цель, открывает новые знания или способы действия, экспериментирует, выбирает пути решения поставленной цели, предпринимает активные действия, несет ответственность за свою деятельность, т. е. является субъектом деятельности.

Учитель, в свою очередь, помогает определить цель деятельности, рекомендует источники получения информации, предлагает возможные формы работы, содействует прогнозированию результатов, создает условия для активности школьника, помогает оценить полученный результат и выявить недостатки, т. е. является партнером ученика.

Таким образом, в процессе проектной деятельности формируются следующие умения:

- умения социального взаимодействия (сотрудничать в процессе образовательной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

- исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких способов действий недостает);

- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

- презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Социальное расслоение общества, когда в классе собраны дети из семей с различными материальными возможностями, увеличение неполных и неблагополучных семей также влияет на процесс обучения и развития каждого ребенка, вносит необходимость ориентации школы на индивидуальные возможности каждого ученика, необходимость создания условий для максимальной самореализации во внеурочной деятельности каждого ребенка. И здесь также возможно применение проектной методики, так как участие в проектной деятельности значительно увеличивает возможности максимальной самореализации каждого ученика.

На уроках технологии формируется среда для социализации личности участников образовательного процесса. Сегодня  «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни». Значит, социализация - это процесс становления, постоянного развития личности.

              Почему  проектная деятельность является средством социализации личности?  

              В определении подчёркивается, что проектная деятельность - это  «уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели». Проектировать, значит,  действовать, т.е. быть субъектом процесса образования, (деятельность основана на  сотрудничестве учителя, ученика, родителя).

              Проект состоит из трех основных частей. Через деятельность идёт процесс обучения и воспитания. Пробуя себя в  проектной деятельности, ребёнок взаимодействует с окружающим миром, в результате происходит саморазвитие и социализация личности. Оценивая и контролируя себя, девочки ставят цель, продумывают пути  её достижения, учатся принимать решения, обучается предметным и практическим действиям, формирует компетентности. Для повышения эффективности образования согласно стандартов второго поколения, «необходимо формировать у обучающихся основу культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследований, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно- или социальнозначимой проблемы».


Автор(ы): Николенко Анастасия Сергеевна
Приложения: