Шкала ECERS-3 для комплексной оценки качества
образования в в условиях ФГОС ДО
Густова Анна Николаевна
В характеристике международной Шкалы ECERS-3 заявлено, что данный инструмент предназначен для оценивания:
1. структурного качества - количественных характеристик, создающих основу для осуществления процессов дошкольного образования.
2. качества процесса, относящегося к образовательному взаимодействию между дошкольными педагогами и детьми, между самими детьми, также детьми с пространством и материалами (со средой).
Рассмотрим соответствие Шкалы ECERS-3 ключевым понятиям ФГОС ДО.
Ключевые понятия ФГОС ДО | Отображение в Ecers-3 | |
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ | ||
п. 1.4. Основные принципы дошкольного образования: 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования). п.3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; | Подшкалы «Взаимодействие», «Предметно-пространственная среда», «Структурирование программы» | |
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ | ||
п. 2.4. Программа направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. | ||
САМОЦЕННОСТЬ ДЕТСТВА | ||
п. 1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, в основе которых заложены следующие основные принципы: 1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. п.3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; | Подшкалы «Виды активности»; «Структурирование программы»: «Речь и граммотность» | |
ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ | ||
п. 4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка: Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: - Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; п.3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; | Подшкала «Присмотр и уход за детьми» | |
Характеристики РППС по ФГОС ДО, представленные в Подшкале «Предметно-пространственная среда» | ||
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ | п. 3.3.4. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; | |
НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ | п. 3.3.4. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. | |
ДОСТУПНОСТЬ МЕТАРИАЛОВ В ТЕЧЕНИИ БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ДНЯ | п. 3.3.4. Доступность среды предполагает: o доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; o свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; o исправность и сохранность материалов и оборудования. | |
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СРЕДЫ | п. 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: o реализацию различных образовательных программ; o в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; o учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; o учёт возрастных особенностей детей. | |
Следовательно, критерии подшкал применимы при комплексной оценке качества дошкольного образования. Международная шкала ECERS-3 соответствует ключевым понятиям ФГОС ДО.
Автор(ы): Густова Анна Николаевна
Приложения:
679fa01b81e5d_ФГОС_ДО_и_ECERS-R.docx