Шкала ECERS-3 для комплексной оценки качества
образования в в условиях ФГОС ДО

Густова Анна Николаевна 

В характеристике международной  Шкалы ECERS-3 заявлено, что данный инструмент предназначен для оценивания:

1.      структурного качества - количественных характеристик, создающих основу для осуществления процессов дошкольного образования.

2.      качества процесса, относящегося к образовательному взаимодействию между дошкольными педагогами и детьми, между самими детьми, также детьми с пространством и материалами (со средой).

Рассмотрим соответствие Шкалы ECERS-3 ключевым понятиям ФГОС ДО.

Ключевые понятия ФГОС ДО

Отображение в Ecers-3

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

п. 1.4. Основные принципы дошкольного образования:

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

п.3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

Подшкалы

«Взаимодействие»,

«Предметно-пространственная среда»,

 «Структурирование программы»

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

п. 2.4. Программа направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

САМОЦЕННОСТЬ ДЕТСТВА

п. 1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

п.3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

Подшкалы

«Виды активности»;

«Структурирование программы»:

«Речь и граммотность»

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

п. 4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

- Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

п.3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

Подшкала

«Присмотр и уход за детьми»

Характеристики РППС по ФГОС ДО,

представленные в Подшкале «Предметно-пространственная среда»

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

п. 3.3.4. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ

п. 3.3.4. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

ДОСТУПНОСТЬ МЕТАРИАЛОВ В ТЕЧЕНИИ БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ДНЯ

п. 3.3.4.  Доступность среды предполагает:

o    доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

o    свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

o    исправность и сохранность материалов и оборудования.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СРЕДЫ

п. 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

o    реализацию различных образовательных программ;

o    в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

o    учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

o    учёт возрастных особенностей детей.

   

 

Следовательно, критерии подшкал применимы при комплексной оценке качества дошкольного образования. Международная шкала ECERS-3 соответствует  ключевым понятиям ФГОС ДО.


Автор(ы): Густова Анна Николаевна
Приложения:
679fa01b81e5d_ФГОС_ДО_и_ECERS-R.docx