Методическая разработка урока математики в 1 классе
Числа до 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20
Угримова Александра Ивановна
1. Аннотация к уроку
Урок закрепления по математике в 1 классе на тему «Числа до 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20» разработан с использованием технологии системно-деятельностного подхода в обучении. Урок математики по УМК «Перспектива» организован в соответствии с требованиями ФГОС. Содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач образования, развития и воспитания обучающихся. Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей обучающихся и их интересов.
2. Пояснительная записка к уроку
Автор | Угримова Александра Ивановна, учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 586 |
Предмет | Математика |
Класс | 1 |
Тема урока | Числа до 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 |
Цель учителя | Cпособствовать актуализации и закреплению знаний чисел в пределах 20, умению выполнять вычисления в пределах 20 без перехода через десяток |
Планируемые результаты | Предметные: Ученик получит возможность закрепить: -приемы сложения и вычитания, основанных на знании разрядного состава чисел; - представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; -знание нумерации чисел 11-20; -продолжить работу над задачами изученных видов, развивать навыки счета. Метапредметные: Регулятивные: развивать способность к целеполаганию и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, выполнять учебное задание в соответствии с заданным алгоритмом действий, контролировать и оценивать учебную деятельность и свой результат. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Коммуникативные: развивать навыки смыслового чтения через работу с текстом учебного задания, участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу; сотрудничать в совместном решении проблемы, работать в паре. Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, проявлять уважительное и дружелюбное отношение к своим одноклассникам. |
Учебник | Петерсон Л. Г. Математика 1 кл. в 3х частях: учебник / Л. Г. Петерсон; -М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2023. |
Технологии, используемые на уроке | ¾ Игровые технологии; ¾ Здоровьесберегающие технологии
|
Методы и приемы | Метапредметный, проблемно-диалогический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый |
Формы работы | Фронтальная, групповая, парная |
Необходимое оборудование урока |
|
3. Технологическая карта урока «Числа до 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20»
Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивационно-целевой этап урока | ||
Эмоциональный настрой на урок.
Урок сопровождается презентацией.
| Учитель обеспечивает положительный настрой и мотивацию на урок за счет следующих вопросов: ¾ Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу. ¾ Что необходимо нам для успешной работы на уроке? | Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на работу. Записывают в тетради дату проведения урока и название формы работы. |
Актуализация знаний и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии:
| Учитель организует чтение телеграммы и фронтальную беседу по следующим вопросам: ¾ От кого эта телеграмма? ----Как называется сказка? ¾ Как вы думаете, почему волку удалось сломать дома? (из соломы и веток нельзя построить прочный дом) ¾ Не хватило инженерных знаний. Проверим, какие математические знания приобрели вы. ¾ Поможем поросятам выстроить математический дом? ¾ Из чего мы сможем построить дом? (из геометрических фигур) ¾ Для этого, в течении урока вам нужно собрать детали танграма и в конце урока попробуете построить дом. | Обучающиеся читают с выражением, телеграмму участвуют в беседе. |
| Учитель организует постановку целей и планирование действий обучающимися: ¾ Инженеры должны уметь читать чертежи, а мы с вами графические модели. -Задание № 1. Я вам показываю графическую модель, а вы записываете число, которое обозначает эта модель. ¾ 11 8 6 5 12 7 14 10 18 1 ¾ Запишите эти числа красиво по образцу на доске, но в порядке возрастания.
¾ Все согласны? Поднимите руку, кто согласен с ними. А кто не согласен? Определение темы и цели урока: ¾ Если мы правильно выстроили ряд чисел, то узнаем тему нашего урока. Переверните карточку другой стороной. ¾ Определите тему нашего урока. ¾ Переверните обратно карточки. Чтобы узнать, что будем повторять, разделите эти числа на 2 группы. ¾ Как называются числа каждой группы?
¾ Почему числа первой группы называются однозначные?
¾ Почему числа первой группы называются двузначные?
¾ Что обозначает каждая цифра в записи этих чисел?
¾ Верно. Попробуйте сформулировать тему урока.
¾ Какую цель поставим перед собой на сегодняшний урок?
¾ Мы верно определили тему и урока, сумели поставить цели, значит берем первую (большой треугольник ) фигуру из набора.
Графические модели на слайде появляется последовательно. |
Ученики формулируют цель деятельности (научиться), также формулируют шаги по достижению цели (повторить, выяснить, применить) Дети записывают числа, затем 10 человек выходят, берут карточки, встают в порядке возрастания.
-Повторение.
-Однозначные и двузначные числа. -Для записи этих чисел мы используем одну цифру. -Для записи этих чисел мы используем две цифры. -1- десятки, …-единицы. -Однозначные и двузначные числа.
-Повторить однозначные и двузначные числа, закрепить умения выполнять вычисления в пределах 20 Выбирают первую фигуру из набора. |
Процессуальный этап урока | ||
Закрепление изученного
Самостоятельная работа
Работа в парах
Самостоятельная работа
Индивидуальная работа
| Учитель организует повторение через фронтальную беседу по вопросам -Уч. Стр 60 № 3. Прочитайте задание, как понимаете, что нужно сделать? 1 ребенок у доски, остальные самостоятельно в тетрадях.
-Хорошая работа, возьмите второй большой треугольник.
-Используя полученные вами фигуры, постройте 1 фигуру. Какая фигура у вас получилась? Учитель параллельно с учениками строит квадрат из двух треугольников на доске. -Что мы знаем о квадратах? -Что мы можем найти у квадрата? (периметр) -Попробуем найти P. 1 ребенок у доски, остальные в тетради. -Поднимите руку, кто также выполнили данное задание. -Оцените свою работу смайликов на полях. -Мы вспомнили как найти Р квадрата, теперь возьмите квадрат из конверта.
ФИЗМИНУТКА
-Для построения любого чертежа, нужно знать единицы измерения и уметь их переводить. Сейчас мы с вами проверим, насколько быстро вы умеете преобразовывать единицы измерения. Фронтальная проверка задания -Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок, допустил 1-2 ошибки. -Оцените свою работу. -Возьмите четвертую фигуру.
-Самостоятельная работа. Учебник стр 60 № 4. -Поменяйтесь тетрадями с «соседом» по парте, проверьте его работу, оцените работу соседа.
-Те, кто выполнил без ошибок, берут 2 фигуры, 1-2 ошибки берут 1 фигуру. -Наши герои готовятся к новоселью и варят сладкое угощение для своих гостей. Давайте поможем нашим математическим поросятам. Задача на стр 61 № 7. Учитель организует разбор задачи через фронтальную беседу по вопросам: -Внимательно прочитайте условие и вопрос задачи. -Что известно? -Что нужно найти? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? -А можем узнать чему равно целое? Как? -Проверьте запись решения задачи с образцом на доске. Оцените свою работу. -Возьмите следующую фигуру. Учитель организует индивидуальную работу. -У каждого на парте есть 2 карточки. Розовая карточка- задание для тех, кто не совсем уверен в своих силах, белые карточки-для тех, кто уверен, что освоил сложение и вычитание в пределах 20. Самостоятельно сделайте выбор, задание на какой карточке вы хотите выполнить. -Проверим ваши работы по образцу. -Вы справились со всеми заданиями, возьмите последнюю фигуру из набора. | Ученики отвечают на вопросы -Нужно числовое выражение перевести в графическую модель. Ученики самостоятельно выполняют задание в тетрадях, один работает у доски, используя фишки. Из двух полученных треугольников дети строят квадрат. Сверяют свою работу с образцом на доске.
-У квадрата 4 угла, вершины, стороны. -Периметр- это сумма длин всех сторон.
Самостоятельно выполняют задание, проверяют по образцу на доске.
Оценивают свою работу, выбирают третью фигуру танграма.
В парах выполняют задания, обсуждая возникшие вопросы в ходе работы. Проверка выполненного задания. Самооценка. Берут четвертую фигуру танграма.
Самостоятельно выполняют задание. Проверка работы «соседа» по парте, оценка работы.
Выбирают 1-2 фигуры танграма. Один ребенок решает задачу у доски, остальные самостоятельно решают в тетрадях. Читают условие и вопрос задачи. Отвечают на вопросы учителя. -Мы не знаем чему равно целое. Проверка выполненного задания. Самооценка, выбор фигуры.
Обучающиеся самостоятельно выбирают карточки.
Самопроверка по образцу. |
Рефлексивно-оценочный этап урока | ||
Организация рефлексии деятельности.
| Учитель организует подведение предметного итога и рефлексию деятельности по следующим вопросам:
-Мы с вами вместе построили, повторяя изученный материал, домик для поросят. А теперь, как будущие инженеры, постройте по памяти самостоятельно.
-Все ли вам было понятно? -Какое задание вызвало у вас затруднения? -Что было самым интересным? - Что показалось вам наиболее интересным? Как бы вы оценили свою работу на уроке? – Поднимите руки те, кто: работал в полную силу; работал хорошо, но мог бы работать лучше. --Почему? -Ребята, вы большие молодцы! Сделали доброе дело, помогли несчастным поросятам. Думаю, они остались довольны. А когда вы вырастете, кто-то из вас станет квалифицированным инженером строителем и будет строить красивые, надежные, уютные и умные дома для жителей нашего города.
| Участвуют в рефлексивной беседе.
Пробуют самостоятельно построить домик из танграма. |
| По окончанию урока учитель благодарит учеников за продуктивную работу в ходе урока. | Прощаются с учителем. |
3. Список литературы
Петерсон Л. Г. Математика 1 кл. в 3х частях: учебник / Л. Г. Петерсон; -М. : БИНОМ. Лаборатория знаний
Автор(ы): Угримова Александра Ивановна
Приложения: