Младший школьник в процессе овладения социальным опытом

Кудрявцева Ольга Владимировна

Социальный опыт - это всё то, чего достигло человечество в процессе своего развития. Каждое новое поколение рождается и развивается именно в тех условиях ,которые создали к данному моменту предшествующие поколения. Младший школьный возраст -это особый период в жизни ребёнка , связанный с его приходом в школу. Идёт освоение социального опыта в процессе учебной деятельности. Источниками социального опыта детей являются : их собственные действия в различных  жизненных ситуациях  и переживание этих ситуаций , раздумье  ( логическое осмысление ) над наблюдаемыми  поступками других людей .Важная задача учителя - помочь ребёнку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне , сделать его предметом самопознания , самоанализа.  С приходом  в начальную школу ребёнок только включается в научное познание действительности , но в его социальном опыте на эмоционально-образном уровне уже некий метафорический " образ мира" . Он и становится регулятором социальных отношений младших школьников. В учебно - воспитательном процессе учитель должен использовать различные формы субъективных ситуаций, к которым относятся различные проективные ситуации , ситуации выбора ценностей, ситуации переживания  и осмысления отношений друг к другу , самому себе.  Произвольность формируется в результате того , что ребёнок ежедневно делает то , что требует его позиция ученика :слушает объяснения , решает задачи и т.д. Постепенно , он научается делать то , что надо , а не то , что ему хотелось бы. Таким образом , учащиеся научаются управлять своим поведением , преодолевать трудности , двигаться к поставленной цели , искать лучшие пути её достижения.   Второе важное новообразование - рефлексия .  Учитель требует от ребёнка  не только решения задачи , но и обоснования его правильности.  Ученик постепенно научается смотреть на себя как бы глазами другого человека- со стороны - и оценивать свою деятельность. Умение человека осознавать то , что он делает , и  аргументировать , обосновывать свою деятельность  и называется рефлексией. 

Психическая деятельность ученика , закончившего начальную школу , должна характеризоваться тремя новообразованиями : произвольностью , рефлексией , внутренним планом действий ( В.В. Давыдов ). В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов . Именно мышление становится в центр развития  в этот период детства. Придя в школу , младший школьник лишь постепенно становится объектом педагогического воздействия. 

Овладение учебной деятельности , постепенное превращение школьника в субъекта этой деятельности, способного самостоятельно учиться....В младшем школьном возрасте ( 7- 11 лет ) учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление  младшими школьниками учебная деятельность способствует возникновению  и развитию у них основных психологических новообразований  данного возраста.     

Младший школьник  как субъект педагогического воздействия характеризуется наличием определенной активности и самостоятельности , проявляемых в деятельности  и поведении. 

Основными направлениями перехода младшего школьника от объекта  к субъекту  педагогического воздействия  являются построение педагогического воздействия  , которое обеспечивает : 

1. усвоение каждым учеником всей системы знаний, представленной в школьной учебной программе, соответствующего года обучения.

2. овладение школьниками умственными действиями  ( пример: распознавания и преобразования ).

3. формирование и развитие у младших школьников системы общих умственных действий ( основные мыслительные процессы , такие , как анализ,  синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.

4. формирование произвольности деятельности и поведения;

5. овладение учебной деятельностью , постепенное превращение школьника в субъекта этой деятельности , способного самостоятельно учиться.


Автор(ы): Кудрявцева Ольга Владимировна
Приложения: